kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по созданию мини-музея "Русская изба" в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание мини- музея «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, является наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации.                                                                                                                                                    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1Проект»

П роект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»


Автор проекта:

воспитатель Юркова А.Н.


Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры: в группах реализуются проекты, оформлены уголки народного искусства, где дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения. Поэтому мы пришли к выводу о создании музея народного быта «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, являющегося наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению детей с бытом и укладом жизни, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.
«Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно. В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы. Она оснащена предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные: это прялка, чугунки, ухват, самовар, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, берестяной туесок, крынка, веретено и т. д. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом.

Организация «Русской избы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников.

Актуальность

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.  С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры теряет свое значение, потому что в повседневной жизни – в семье, в гостях, на улице – дети окружены в основном современной техникой. И особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства, необходимо донести до сознания детей, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях. Поэтому мы   решили создать  в нашем детском саду уголок русского быта.


Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.


Задачи проекта:

п ознакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков;

расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах;

воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;

привлечь педагогов, родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея «Русская изба».


Вид проекта: познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта: ноябрь 2019 г – февраль 2020 г.

Участники проекта: педагоги, дети (5-7 лет), родители.


Создание и размещение мини-музея:

в создании музея принимали участие не только педагоги, но и родители. Мини-музей занимает небольшой уголок, который привлекает к себе внимание не только детей, но и взрослых.

Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.


Структура проекта:

I. Подготовительный этап (ноябрь 2019г.)

Изучение методической литературы.

Сбор материала для будущего музея.

Определение структуры музея.


II. Практический этап (декабрь 2019-январь 2020г.)

Создание мини музея «Русская изба»

Разработка конспекта экскурсии в мини-музее.


III. Заключительный этап ( февраль 2020г.)

Э кскурсия детей и родителей в мини-музей


Перспективы Проекта:

 на базе созданного музея будут проходить
занятия по по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок. Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация). Конечно же, пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе, но рамках проекта организуется деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др.), мы проводим на улице.



Просмотр содержимого документа
«2Экскурсия в мини»

Э кскурсия в мини-музей «Русская изба»


Цель: формирование ценностного отношения к народной культуре и историческому прошлому русского народа.

Задачи:

познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину,

воспитывать уважение к людям труда – народным умельцам, мастерам,

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

художественно-эстетическое развитие,

речевое развитие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций.

Методы: наглядно-словесный ( показ экспонатов, рассказ педагога).

Оборудование: все экспонаты музея,

Ход экскурсии

Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю вам перенестись в прошлое, познакомиться с русской избой, в которой жили люди, а точнее с ее внутренним убранством, с бытом, утварью, одеждой давних времён. А для этого мы с вами отправимся в наш мини-музей.

Музей – это место, где изучаются и хранятся необычные вещи, которыми люди пользовались много лет назад. В нашем музее тоже много старинных вещей.

Итак, ребята, эта изба она очень похожа на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы с вами видим предметы, которыми пользовались в старину.

(воспитатель показывает экспонаты и поясняет для чего они были нужны)

Красный угол. Красный – значит «красивый». Это был главный угол крестьянского дома. Здесь висела особая полочка с иконами – божница. Божницу украшали вышитыми полотенцами - «рушниками». Гость, входивший в избу, обязательно снимал шапку, крестился на иконы, кланялся и только потом здоровался с хозяевами 

Самовар. Русские люди очень любили пить чай из самовара. За столом собиралась вся семья. Поэтому самовар считается символом русского гостеприимства.

Чугунок. В этой посуде варили еду, его ставили в жаркую печку. Чугунок был сделан из очень прочного металла - чугуна. Он мог выдержать любой огонь. Хозяйка ставила чугунок в печь и вынимала оттуда с помощью – ухвата. Это «рогатое» приспособление хорошо поддерживало чугунок.

Миски, ложки, ковши, крынки – посуда, которую делали своими руками.

Утюг. Им утюжили одежду, у старинного утюга открывается крышка и туда закладывали внутрь угли, от горячих углей утюг нагревался, а затем хозяйка горячим утюгом утюжила одежду. Интересно, что утюг появился еще в тот период, когда одежда людей состояла только из шкур животных. Гладить старинным утюгом было сложно, так как вес некоторых из них доходил до 10 кг. Небезопасно было и то, что во время глажения из жаровни вылетали мелкие угольки и искры и прожигали одежду. Для мелких деталей одежды и тонких тканей использовали маленькие утюжки.

Сундук. В нем хранились одежда и ценные вещи. Поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

Веретено и прялка. Известно, что хозяюшки в избе умели изготавливать тонкие нити из растений или шерсти животных. Из этих нитей они затем ткали или вязали одежду. А это плоская дощечка, на которой укреплялась пряжа. Чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной, нужна была ловкость и терпение. С прялками девушки ходили на посиделки. Работа чередовалась пением, играми и плясками.

Лампа. Когда вечером в избушке зажигали свечку или лампу, в ней становилось уютно.

Корыто и сечка. Чтобы приготовить пироги с мясом или капустой, мясо рубили в корыте сечкой. В корыте так же рубили грибы, яблоки и другие овощи.

Коромысло. Деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведёр. С помощью коромысла носили вёдра с водой.

Плетеные корзины. Корзины еще с давних времен используются человеком для перемещения и хранения как продуктов, так и вещей. В наше время плетеные корзины стали уникальным элементом декора.

Одежда. Русские костюмы были праздничные и на каждый день. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные платки. Одежда, в ыполненная умельцами, передавалась по наследству. Все это делалось своими руками. Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт, свое жилище. Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

Воспитатель:  Ну что же ребята, вот и закончилась наша экскурсия. Старое уходит, но его важно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас! Всех гостей, которые к нам приходят, мы просим приносить в наш музей старинные вещи, которые мы потом сможем показывать другим гостям. До свиданья, до скорых встреч.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект по созданию мини-музея "Русская изба" в детском саду

Автор: Юркова Анна Николаевна

Дата: 19.05.2020

Номер свидетельства: 550341


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства