Просмотр содержимого документа
«Проект по игровой деятельности «Игруны - говоруны».»
Проект по игровой деятельности «Игруны говоруны» в компенсирующей логопедической подготовительной группе.
Актуальность. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения.
В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; детей 6-7лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения, активизации и уточнения словаря детей.
Задачи:
- обогащать словарь детей тематическими группами слов на основе расширения представлений об окружающей действительности;
- закреплять представления об обобщающих понятиях;
- развивать представления о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначности слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий);
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;
- организация развивающей среды в группе.
2. Основной этап.
Реализация намеченной цели была спланирована по следующим направлениям:
1. Обогащение словаря на интегрированных занятиях в рамках НОД.
2. Обогащение и активизация словаря в дидактических играх и упражнениях.
План словарной работы.
Дата. Тема недели. Практическое употребление.
Январь
1 неделя – День знаний.
2 неделя – Давайте познакомимся.
3 неделя – Детский сад.
4 неделя – Мои воспитатели. - Категория одушевленности имен существительных: обучение постановке вопросов: Кто это? Что это?
- Слова – действия. (Что делает)
- Слова – признаки. (Какой, какая, какие)
- Подбор однородных прилагательных к существительному.
Февраль
1 неделя – Мир зимней природы.
2–3неделя – Мир растений (овощи, фрукты).
4 неделя – Мир животных (домашние животные и их детеныши).
1. Образование:
-существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- прилагательных относительно названия фруктов, овощей, деревьев (яблочный, морковный, дубовый);
- глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подливать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
- сложных слов (, снегоход, снегопад);
- употребление слов с эмоционально-оттеночным значением;
- образование существительных от глаголов;
2. объяснение переносного значения слов: серебряная зима, белый ковер, пушистые снежинки.
3. Подбор слов-антонимов (большой и маленький)
4. Усвоение простых случаев переносного значения слов.
5. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений.
Март
1 неделя–Мир животных (дикие животные и их детеныши).
2 неделя – Мир птиц.
3 – 4 неделя – Весенние праздники: «8 марта». 1. Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов.
2. Образование сравнительной степени прилагательных.
3. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул).
4. Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.
5. Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).
6. Подбор однородных определений; усвоение слов с противоположным значением
7. Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный.
2. Самостоятельная постановка вопросов; закрепление слов – антонимов.
3. Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).
3. Заключительный этап.
- анализ результатов проекта.
Результатом проекта является:
-картотека с заданиями по обогащению и активизации словаря детей;
- картотека игр и загадок многозначных слов;
- конспект занятий;
Заключение.
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность - разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями