Просмотр содержимого документа
«Проект по экологии «Маленькая голубая капелька»»
Проект по экологии
«Маленькая голубая капелька»
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
Срок реализации проекта: 2018-2019 учебный год.
По продолжительности: долгосрочный.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Дидактическая цель проекта: Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.
Методические задачи проекта:
1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
3) Проанализировать нынешнее состояние проблемы влияния игр с водой на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта: - дети младшей группы (вся группа)
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них. Помните, что для детей вода – это полезное лекарство.
Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.
Пояснительная записка: В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.
- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
2 этап – Основной
-Подготовить информацию для родителей по темам:
-Консультация для родителей «Питьевая вода и здоровье ребенка»
-Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
- Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей».
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов воспитательного процесса по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
3 этап - Заключительный
- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
-Моделирование «Горная река».
-Составление картотеки игр на тему: «Игры с водой».
Перспективный план на 2018-2019 учебный год
СЕНТЯБРЬ
- Прогулка целевая на огород.
- Знакомство с водой.
- Заучивание потешки «Водичка…»
Беседа о том, что нужно делать чтобы росли в огороде овощи; познакомить детей со свойствами воды.
Воспитатели.
ОКТЯБРЬ
- «Купание куклы Кати»
- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.
- Наблюдение за дождем, лужами.
- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)
С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.
Консультация для родителей
«Питьевая вода и здоровье ребенка»
Воспитатели
Родители
Воспитатели
НОЯБРЬ
- Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.
- Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют дом. животные.
Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку.
Воспитатели
Родители
ДЕКАБРЬ
- Эксперимент (вода – лед – вода)
- Беседы
- Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла , вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Воспитатели
ЯНВАРЬ
- Наблюдение за испарением воды
- Эксперимент «В воде не тонет»
- Игра «Пускаем кораблики»
Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Воспитатели
Родители
ФЕВРАЛЬ
- Эксперимент превращения снега в воду
- Беседы «что пьют животные и птицы зимой»
Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.
Воспитатели
МАРТ
- Наблюдение за рябью на воде
- Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»
- Наблюдение за тем ,куда исчезает весь снег на улице.
Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей».
Воспитатели
АПРЕЛЬ
- Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.
- Эксперимент «Воздух под водой»
Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)
Воспитатели
Родители
МАЙ
-Эксперимент «Окрашивание воды»
- Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого
-Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»
Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться.
Закрепить и обобщить знания детей о воде.
Воспитатели
Ожидаемые результаты: От нашего проекта, мы ожидаем того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.
Использованная литература:
1.Экологическое воспитание в детском саду:Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду/О.А.Соломенникова,Москва 2008.
2.Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. 2008.
3.Как знакомить дошкольников с природой:Пособие для воспитателей детского сада/Л.А.Каменева ,А.К.Матвеева,Л.М.Маневцова.