kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Нижневартовск – моя малая Родина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Нижневартовск – моя малая Родина»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Нижневартовск – моя малая Родина»»

Проект

«Нижневартовск – моя малая Родина»

                  подготовила: воспитатель

Волик Татьяна Леонидовна


Актуальность

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.  Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения учёных и практиков на многие годы. У дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края, отмечается низкий уровень этих знаний. Многие родители затрудняются в знании истории города, края, а есть и такие, которые не хотят её знать. Из - за высокой занятости родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. И, конечно, знакомство — это следует начинать уже с дошкольного возраста.  Для младшего дошкольника характерен естественный интерес ко всему, что ему неизвестно, т. е. ко всему. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о городе, воспитывая любовь не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному городу. 

Целенаправленное ознакомление ребёнка – юного патриота с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Большая роль в этой работе принадлежит родителям. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом... Все это, пока ребёнок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своего "я".

Расширить круг представлений о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Пусть маленький патриот с помощью взрослых открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детсад.  Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно тёмным, витрины магазинов - особенно нарядными... Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней!

Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города. Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляются познавательный интерес, отношение к окружающим.

При ознакомлении ребёнка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И ещё: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.

На занятиях и в повседневной жизни следует использовать разнообразные методы и приёмы работы. Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Знакомство с городом начинается с ближайших улиц. На прогулках в средней группе я проводила экскурсии по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с участками, что на них есть.

Необходимо показывать и объяснять, что все дома расположены на определённых улицах. Улицы - длинные, а дома стоят разные и высокие многоэтажные и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть на другой улице. У каждой улицы есть своё название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Эту работу следует проводить в утренний отрезок времени и подключать к помощи родителей.

Особое внимание следует уделять наблюдению за работой по благоустройству города. Обратить внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Горожане хотят, чтобы их родной город был красивым, привлечь стоит и детей к этой работе. Необходимо объяснять, что фантики от конфет, обёртки от мороженого бросать на землю нельзя, для этого существуют урны. Если все будут следить за чистотой, то наш город будет красивым и чистым.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую, в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Исходя из этого, решила разработать авторский проект «Нижневартовск – моя малая Родина», цель которого будет заключаться в том, чтобы у детей младшего дошкольного возраста  вызвать положительные эмоции, чувство восхищения своим домом, улицей, городом, краем. Реализовать проект думаю следующим комплексом

Задача:
Формирование представлений детей о родном городе  Нижневартовске

(знания о том, что такое «город», «улица», «адрес»).

  Воспитание бережного отношения к природе и всему живому; умение видеть красоту родного города Нижневартовска, природы, радоваться ей. 

Создание условий для совместной творческой деятельности (ребёнок -   родитель - воспитатель).

Обобщение знаний детей о видах городского транспорта.

Повышение познавательной активности родителей (создание альбома, фотогазеты). 

 Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребёнке не только нравственно-патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Проблема: недостаточная осведомленность родителей в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Идеи проекта:

Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс.

Совместные с родителями мероприятия формируют у них потребность в общении с детьми, повышают педагогические знания, помогают осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка.

Планируемые результаты:

Ребёнок знает о том, что такое город и его название. Знает название своей улицы,  на которой находится детский сад, знаком с понятием «адрес», умеет  видеть красоту родного города Нижневартовска, природы, радоваться ей; растёт его познавательная активность; приобретаются  доступные знания о родном городе, уважительное отношение к родному краю; умение выражать свои впечатления и эмоции в продуктивных видах деятельности;  повышается взаимопонимание и активность родителей в делах группы.

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: краткосрочный

Срок реализации: 3 месяца


                                         Перспективный план работы

со всеми участниками образовательного процесса по реализации проекта

«Нижневартовск – моя малая Родина»

(июнь – август 2025)


Июнь

Работа с детьми

1. Беседа «Нижневартовск - город, в котором я живу».

2. Рассматривание фотографий и открыток «Достопримечательности города Нижневартовска».

 3. Аппликация «Дома высокие и низкие».

 4. Рисование «Огни в окнах домов».

5. НОД «Мой любимый город»

6. Анкетирование для детей «Что ты знаешь о нашем городе».

 7. Ролевая игра «Моя семья».

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей «Наш город»

2. Консультация «Как знакомить ребёнка с родным городом Нижневартовском»

Июль

Работа с детьми

1. НОД «Нижневартовск – моя малая Родина»

2. Разучивание домашнего адреса

3. Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.

4. Конструирование «Улица города Нижневартовска».

5. Конструирование из природного материала (поделки из шишек).

Работа с родителями

1. Экскурсия по улицам Нижневартовска, рядом с детским садом (совместно с родителями).

2. Домашнее задание: Фотографии на фоне достопримечательностей города Нижневартовска.


Август

Работа с детьми

1. НОД «Насекомые в природе родного края»

2. НОД «Нижневартовск - мой край родной»

3.Беседы с детьми «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Растения нашего края».

4. Работа по раскраске «Животные вокруг нас»

5. Игра-драматизация по сюжету ненецкой сказки «Глухариный зоб»

6. Аппликация «Берёзка», «Ёлочка красавица»

7. Памятки: «Берегите лес!», «Не обижайте насекомых»

8. Рассматривание фотографий, слайдов с изображением уголков природы.

9. Экскурсия по участку

Работа с родителями

1. Консультация «Поведение в лесу»

2. Домашнее задание: Подборка пословиц и поговорок народов мира о деревьях

3. Индивидуальные консультации по экологическому воспитанию дошкольников


Стратегия реализации проекта


1 этап - подготовительный

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:

- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, анкетирование родителей).

- Сбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.

- Разработка дидактических игр.

- Разработка стратегии реализации проекта.


2 этап - Основной

(Мероприятия и события проекта запланированы по 3 блокам)

 

3 этап - Заключительный

Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:

- защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе (презентация) 

         Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовывать возможности воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников.

         Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагогов, родителей и детей.

Но не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу; если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о достопримечательностях города Нижневартовска, природе родного края, начнут проявлять интерес к событиям жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

 

 

Вывод:

        рост познавательной активности детей;

        приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;

        освоение доступных знаний о родном городе, уважительное отношение к родному городу, краю;

        умение выражать собственное мнение, живо реагировать на происходящее;

        умение выражать свои впечатления и эмоции в продуктивных видах деятельности;

        повышение взаимопонимания и активности родителей в делах группы.

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект «Нижневартовск – моя малая Родина»

Автор: Волик Татьяна Леонидовна

Дата: 21.04.2025

Номер свидетельства: 668765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Проект "Мой город Нижневартовск""
    ["seo_title"] => string(34) "proiekt_moi_ghorod_nizhnievartovsk"
    ["file_id"] => string(6) "364687"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480602410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства