Участники проекта: воспитанники первой средней группы «Цветочная», воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель проекта:
Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике.
Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края;
Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;
интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
.Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки. .Воспитывать чувство любви к своему городу, району, республике.
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование.
Принципы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с родителями;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Актуальность: Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам. Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Методы реализации проекта: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (игра, упражнения, познавательно-игровые занятия).
План реализации проекта
I этап – подготовительный
Срок
Мероприятия
Ответственные
Сентябрь
Подбор методической и художественной литературы.
Поиск информации для родителей.
Анкетирование родителей.
Привлечение родителей к сбору материалов: иллюстраций и т.д.
Воспитатель, родители, родительский комитет группы.
II этап – практический - реализация проекта
Срок
Мероприятия
Ответственные
Октябрь
Беседы: «Где мы живём?»; «Национальные блюда».
- Лепка «чак-чак»
- Дидактическая игра «Сложи башкирский узор»;
- Башкирская подвижная игра: «Курай»;
- Дидактические игры: «Башкирская национальная одежда», «Кто скорее составит флаг РБ? ».
Рисование : «Украшение пиалы»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Сюжетно-ролевая игра « Скачки»,
« Сабантуй»
Дети, воспитатель
Дети, воспитатель
Дети,воспитатель
Дети,воспитатель
Ноябрь
Познание ФЦКМ
«Мой край Башкортостан», «Башкортостан моя любимая земля»,
«Лекарственные растения Башкортостана».
Дидактические игры: «Башкирская посуда», «Кто скорее составит флаг Башкортостана».
Беседа «Знакомство с башкирским национальным инструментом курай»
Дети,воспитатель
Дети
Дети,воспитатель
Дети,воспитатель
Дети,воспитатель
Воспитатель
Январь
- Раскрашивание рисунков по теме проекта
- Дидактические игра: «Покажи, назови, расскажи»
- Конструирование « Мой город».
- Подвижная игра «Липкие пеньки»
- Рисование «Юрта»
Ознакомление с художественной литературой:
Сказка «О курае»
Дети
Дети
Дети
Дети,воспитатель
Дети
Воспитатель
Февраль
-Беседа «Мой город Янаул»
-Дидактическая игра «Интервью».
Цель: умение детей составлять небольшой связной рассказ по теме: «Мой родной край».
- Знакомство с башкирской сказкой «Сарбай»
- Сюжетно-ролевая игра « Встреча гостей»
- Консультация «С чего начинается Родина?»
- Рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток и энциклопедий по теме проекта.
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети,воспитатель
III этап – итоговый
Март
Мероприятие « Знакомство с башкирскими национальными блюдами»
Оформление фотоальбома «Мой край Башкортостан»;
Анкетирование «Наш город»
Консультация « Воспитание личности на основе традиции и культурного наследия башкирского народа»
Презентация проекта.
Дети, воспитатель
Родители
Воспитатель,родители
Воспитатель
Заключение
Сформировать у воспитанников знаний о РБ, названий городов, её природных ресурсах. Умение самостоятельно организовывать дидактические, сюжетно-ролевые игры. Воспитание в детской душе любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей республики, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Своё проект хочется завершить словами:
Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.