Просмотр содержимого документа
«Проект «Мы знаем о людях с аутизмом»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№17 «Ромашка» г. Ессентуки
Проект
«Мы знаем о людях с аутизмом»
Дмитриева Е.В.
Педагог - психолог
Актуальность:
В апреле во всем мире отмечают День распространения информации об аутизме, который называют чумой XXI века и в некоторых странах считают почти эпидемией. Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.
Ранний детский аутизм выделен и изучается специалистами различных областей во всем мире на протяжении более полувека.
Проводились эпидемиологические исследования, которые показали, что синдром детского аутизма встречается во всех социальных классах и у всех народов с одинаковой частотой. Последнее время отмечается тенденция к росту частоты встречаемости аутизма в популяции. Из-за неоднозначности критериев (медицинских, педагогических, социальных): в настоящий момент статистические данные колеблются от 15-20 детей на 10 000 детского населения, до 40-50 на 10 000 детского населения. Частота заболевания у мальчиков и девочек различна: 4-4,5:1 соответственно.
В нашей стране осознание того, что аутичные дети нуждаются в особом подходе, пока только формируется. В последнее время специалистами многих медицинских, воспитательных и педагогических учреждений (общего и специального типов) отмечается рост количества детей, с которыми практически невозможно вступить в коммуникацию; поведение которых не поддается коррекции привычными методами, а обучение и воспитание — общепринятыми в специальной педагогике.
Порой родители обращаются за помощью специалистов слишком поздно, когда ребенку исполняется 4-5 лет и упущены многие возможности, которые дает своевременное вмешательство. Для того чтобы драгоценное время не было потеряно, необходимо знать характерные проявления аутизма.
Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:
– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
– отгороженность от внешнего мира;
– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
– приверженность к сохранению неизменности окружающего;
– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
– разнообразные речевые нарушения при РДА;
– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения.
Цель проекта:
Повышать информированность родителей, педагогов по проблемам детей с РАС.
Формирование у педагогов, родителей психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутического спектра.
Задачи проекта:
Содействовать распространению передового зарубежного и российского опыта медицинской, педагогической, психологической коррекции и профилактики функциональных проблем детей с РАС;
Разработать новые и использовать, уже известные методики для сопровождения и воспитания детей с РАС
Познакомить детей старшей и подготовительной групп с понятием аутизм
Участники проекта: педагог-психолог, воспитанники, родители, педагоги ДОУ.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, педагог – психолог.
• по числу детей – групповой;
• по доминирующему методу – информационный
• по продолжительности –краткосрочный.
Срок реализации проекта: с 27 марта по 05 апреля 2023
План реализации проекта
№
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Работа с воспитанниками
1.
Социальная акция: «Подари ребёнку синий шарик»
29.03.2023
Педагог - педагог Воспитатели
2.
Акция «2 апреля Я знаю о людях с аутизмом!»
28.03.2023
Воспитатели, родители
3.
Просветительская беседа
«Уроки доброты»
30.03.2023
Педагог – педагог
Работа с педагогами
1.
Видеоролик «Социализация детей с РАС в условиях ДОУ»
27.03.2023
Педагог – педагог
2.
Показ информационного ролика «Распознавание ранних рисков РАС у детей»
30.03.2023
Педагог – педагог
3.
Акция «Зажги синим»
31.03.2023
Педагог – педагог
4.
Рекомендации по работе
с детьми – аутистами
31.03.2023
Заместитель заведующего по УВР
Работа с родителями
1.
Лифлеты «Аутизм – это…»
29.03.2023
Воспитатели
2.
Презентация «Всемирный день распространения информации об аутизме»
03.04.2023
Педагог – педагог
3.
Фотоконкурс «2 апреля Я знаю о людях с аутизмом!»
04.04.2023
Родители
4.
Рекомендации «Игры для аутичных детей»
28.03.2023
Педагог – педагог
5.
Распространение печатной продукции «2 апреля – Всемирный день
распространения информации об аутизме»
В течение недели
Педагог – педагог
Воспитатели
Продукт проектной деятельности: видеоролики, фотоотчет, презентация, печатная продукция
Ожидаемые результаты:
Для ребенка:
Знания о детях с расстройством аутического спектра.
Для родителей:
Повышение компетенции родителей о детях с РАС.
Для педагогов:
Сформированность у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутического спектра.
Список используемой литературы:
1). Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.,2003.
2). Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.
3). Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом. Дис… канд. М., 1985.
4). Рудик О.С. Как помочь аутичному ребенку. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014.
5). Савина Е.А. и Максименко О.В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. . «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 г. 6) Интерне источники: http://www.maam.ru/detskijsad/anketa-sformirovanost-osnovnyh-k