Просмотр содержимого документа
«Проект "Луковая грядка Чиполлино"»
Проект
«Луковая грядка «Чиполлино»
Актуальность
При непосредственном общении с детьми и во время наблюдений выяснилось, что не все дети понимают роль витаминов и значение некоторых овощей и фруктов для роста и развития организма, особенно детского.
Особенно это наблюдалось во время обеда, когда не все дети ели блюда с луком. И у нас созрела идея более, ближе познакомить и показать роль и значение лука для роста и развития организма.
Наш проект разработан для детей среднего возраста. Работая над проектом, дети узнают о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, убеждаются в том, что лук убивает болезнетворные микробы, знакомятся с видами и сортами лука, которые выращивают в нашей местности.
Основным методом является опытно-экспериментальная работа, в ходе которой дети самостоятельно проводят опыт- эксперимент, обрабатывают его результаты и представляют их в виде рисунков и фотографий.
Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через опыты и эксперименты лука и способов его выращивания в домашних условиях, развитие знаний о луке , рассказывает о том как можно вырастить лук в домашних условиях. Специально подобранные способы выращивания лука применимы на практике и помогут в дальнейшем узнать о свойствах и особенностях различных природных объектов, обеспечивают теоретическую и практическую подготовку детей к школе.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с Федеральным Государственными Образовательным Стандартом. Многие дети, особенно у кого есть дачи, а у нас у всех есть приусадебные участки, ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Луковая грядка Чиполлино», и предложить детям совместно с родителями посадить лук, пронаблюдать как и насколько быстро вырастет , при этом учесть, что посадка лука может быть выполнена в самом различном виде.
Цель проекта: расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, развития связной речи, развития опытно-экспериментальной деятельности, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Задачи проекта:
1.. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
2. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.
3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.
4. Воспитание экологической культуры дошкольников, правильного и бережного отношения к природе.
5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.
Длительность проекта: краткосрочный (две недели)
Участники проекта: дети (средняя группа), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
1 этап – подготовительный.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки- материал по теме проекта.
2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.
3. Составить перспективный план мероприятий .
4.Ознакомить и привлечь родителей к реализации проекта.
Цель - продолжать развивать у детей умение распознавать овощи на ощупь; развивать способность к сравниванию; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Наблюдение на огороде, познавательный рассказ «Урожай».
Занятие- опыт- эксперимент: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Дидактическая игра «Что лишнее? »
Занятие- опыт- эксперимент: Человек и лук
Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека.
Занятие- опыт- эксперимент: Солнце и лучок.
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Речевое развитие:
Чтение сказки «Репка». Цель: Вспомнить знакомую сказку, проговаривать последовательность действий героев сказки.
Речевые игры
«Съедобное — несъедобное»
«Что сажают в огороде?», «Что где растет?».
Беседа «Чем хорош лук?
Цель: узнать полезные свойства лука
Чтение рассказа о пользе лука «Луковая семья». Цель: Познакомить детей с особенностями лука через художественную литературу.
Чтение и пересказ сказки «Чипполино»
Рассказывание по мнемотаблице «Лето».
Художественно-эстетическое развитие
Раскрашивание картинок, рисование «Лук от всех недуг», аппликация «Овощи на тарелке», лепка «Овощи большие и маленькие», зарисовка наблюдений за ростом растений на карточках и в дневнике наблюдений. Оформили выставку рисунков — аппликаций, поделок «Лучок на грядке». «Рисование»
Тема: «Лучок».
Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы; проводить линии в разных сочетаниях; закреплять умение набирать краску на кисть; пополнять словарный запас детей; развивать речь и мышление; воспитывать отзывчивость и аккуратность.
Лепка «друг мой Чипполино»
Социально-коммуникативное развитие
Игра, беседы.
Что где растёт?
«Опиши, я отгадаю»
Цель: знакомить детей с названием овощей и фруктов; дать детям представление об их классификации, учить классифицировать овощи и фрукты по их признакам.
Беседа «Чем хорош лук?
Цель: узнать полезные свойства лука
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы. Зеленые витамины (использование лука в пищу). Беседы с поваром и медсестрой.
Физическое развитие
Подвижные игры «Огуречик», «Дождик и солнышко».
Подвижная игра (на прогулке): «Лучок-здоровячок»
Работа с родителями:
1. Провести работу с родителями «Участие в проекте «Луковая грядка Чиполлино».
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.
3. Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
3 ЭТАП – заключительный.
1. Проанализировать и обобщить результаты, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей.
2.Оформить выставку рисунков — аппликаций, поделок «Лучок на грядке».
3.Провести конкурс для детей и родителей «Огород на перо», где дети представят на обозрение родителей свои рисунки, подготовят рассказы о том, как они вырастили лучок, на своем подоконнике в группе.
4. Проведение дидактических игр «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное — несъедобное» «Где растет? », «Что лишнее? », «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть? ».
5. Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.
Заключение.
В ходе реализации данного проекта дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой.
В формировании экологической культуры очень важны единые требования к детям воспитателя и родителей. Положительный результат достигается, если воспитатель знакомит родителей с теми особенностями детей-дошкольников, которых учитывает сам в своей профессиональной деятельности. Эта большая внушаемость, быстрая восприимчивость дошкольников, как к положительному, так и к негативному действию. Усваивая ту или иную норму поведения дошкольник, прежде всего, полагается на авторитет родителей, их глазами осваивает мир. Это накладывает большую ответственность на родителей. Участие их в совместной природоохранной работе (изготовление кормушек для зимующих птиц, лечение заболевших животных, посадка деревьев и кустарников, создание цветников, установление аквариума) формирует поведение дошкольников.
Важным методом становления экологически воспитанной личности является слово, его правильное использование в работе с детьми. От взрослых зависит, заметит ребенок красоту природы, восхитится ею или пройдет мимо с равнодушным выражением или еще хуже, если нарушит ее единство и красоту. Так, воспитатель выводит детей на экскурсию на луг, где цветут одуванчики, выражает восхищение красотой их, зачитывает стишки о том состоянии их в данное время, предлагает детям осторожно рассмотреть желтые и серые пушистые одуванчики, объясняет, которые из них взрослее и предупреждает, что нельзя ни в коем случае собирать их на букеты. Насекомые кормятся нектаром цветков, люди любуются цветущим лугом, его красотой. В этом случае воспитатель осуществляет экологическое воспитание дошкольников.
Не допустимо, чтобы воспитатель проводил беседу о бережном отношении к природе, а дети на обратном пути срывают цветущие растения, некоторое время любуются ими, а затем бросают их как ненужных, так как они уже не такие красивые, какими были в естественной среде - вот здесь налицо экологическая безграмотность педагога.