Проект "Космические дали" в старшей группе компенсирующей направленности
Проект "Космические дали" в старшей группе компенсирующей направленности
Данный проект был разработан и проведен с детьми старшего дошкольного возраста к 60 летию первого полета в космос. Я считаю, что метод проекта позволяет детям усваивать сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Интересные для наблюдений природные объекты изучать лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания и познавательного развития.
Актуальность:
Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои любимых мультфильмов детей. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Цель: Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Космические дали” . Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы;
- Расширить первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях);
Развивающие:
- Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
- Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
Воспитательные:
- Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
Виды детской деятельности: Продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, игровая.
Схема реализации проекта
Виды детской деятельности
Содержание
Познавательная,
коммуникативная
Просмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы».
«Животные в космосе».
«Освоение космоса»
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
«Экскурсия по МКС».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.
• Ознакомление с окружающим:
НОД по познавательному развитию «Увлекательное путешествие в космос» (Приложение 2)
НОД по ФЭМП «Путешествие в космос» (Приложение 3)
НОД с интерактивной презентацией Викторина «Что мы знаем о космосе?»
• Беседы:
«Почему нельзя достать до неба?»
«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке?»
Музыкальная
• познавательно-тематический праздник «Загадочный космос»
• Слушание космической музыки.
Музыкальные произведения группы Зодиак.
Старые советские песни:
«Мы в космос улетаем на работу»
«Я-Земля!».
«Знаете, каким он парнем был!».
"На пыльных тропинках далёких планет...".
"Мы в космос улетаем на работу...".
"И на Марсе будут яблони цвести".
Саундтреки: Тайм-ат - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной").
Александр Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».
С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы") Земляне «Трава у дома».
Коммуникативная, восприятие художественной литературы.
• Творческое рассказывание:
«Кого принимают в космонавты?»
• Сочинение рассказов:
«Космические истории»
• Заучивание стихов и загадок.
• Дидактические игры:
«Восстанови порядок в солнечной системе»
«Найди лишнее»
«Подбери созвездие»
«Найди недостающую ракету»
«Добавь словечко»
«Куда летят ракеты»
• Чтение художественной литературы:
Стихи о космосе, Ю. Гагарине
В. Бородина «Звездолетчики»
Е. П. Левитан "Твоя Вселенная"
А. Леонов «Я выхожу в космос»
К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
Двигательная
• Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Космическая эстафета»
«Невесомость»
«Космонавты»
«Солнце – чемпион»
• Игры – соревнования: «Тренировка будущих космонавтов»
Продуктивная, познавательная
Аппликация:
• коллективная работа «Полет на Луну»
Рисование:
• нетрадиционное в технике мелки + акварель «Полёт в космос»
• «Весёлые инопланетяне» (цв.карандаши)
Лепка:
• «Космические фантазии»
Конструирование:
• Складывание созвездий из мозаики.
• «Космические корабли»
• «Дома для инопланетян»
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты»
«Путешествие на Луну»
«Строители» сюжет «Строим космодром»
Сроки реализации проекта:
с 01.04.2021 – 09.04.2021 г.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений о космосе, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками космической тематики;
Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой), проявление творчества и детальности в работе.
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта;
Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.
Педагоги:
Осуществляют инновационную деятельность,
Повышают профессиональный уровень.
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:
1. Мультимедийное оборудование с выходом в интернет и возможностью показа видеоролика.
2. Интернет-ресурсы: Сайты с аудио рассказами, стихами, видео-роликами.
3. Энциклопедии, книги, иллюстрации по теме проекта.
Взаимодействие с родителями:
- Оформление информационного стенда:
Папка-передвижка для родителей «Детям о космосе» (Приложение 1)
- Проведение выставки творческих работ детей и родителей «Поделки о космосе».
- Нарисовать любые понравившиеся планеты и найти информацию о них. Оформить с детьми самодельную книжку-малышку о космосе.
Этапы реализации
I этап – подготовительный
Составление проекта поэтапного плана работы.
Определение инициативной группой темы, цели и задачи, содержания проекта, прогнозирование результата.
Обсуждение проекта с родителями и инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам занятий.
Разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?).
II этап – основной (организация работы по реализации проекта)
Проведение с детьми НОД и познавательных бесед с рассматриванием иллюстраций, картин.
Чтение и обсуждение произведений об осени, заучивание стихов, оформление книжной выставки.
Организация деятельности родителей.
III этап – заключительный
Оформление материалов по проекту;
Досуг «Загадочный космос»;
Обновление развивающей предметно-пространственной среды группы - фотозона.
Выставка детского творчества детей и родителей «Книжки-малышки о космосе», презентация детьми в группе своей книжки-малышки;
Конкурс семейных поделок «Космические фантазии»
«Викторина «Что мы знаем о космосе?» с интерактивной презентацией.
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
- Подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты» и «Невесомость» на прогулке:
- Рисование «Весёлые инопланетяне» и «Полёт в космос»
- Лепка «Космические фантазии»
- Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на Луну» и
«Строители» сюжет «Строим космодром»
- Аппликация «Полет на луну»
- Конструирование из настольного конструктора «Дома для инопланетян»
- Оформление предметно-пространственной среды группы (фотозона)
- Выставка детского творчества детей и родителей «Книжки-малышки о космосе» и презентация детьми в группе своей книжки
- Просмотр фильмов: «Юрий Гагарин»и «Первый полёт»
- Конкурс семейных поделок «Космические фантазии»
- «Викторина «Что мы знаем о космосе?» с интерактивной презентацией.
- Досуг «Загадочный космос»
(фотоотчет на сайте в галерее)
Выводы проекта:
• В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об освоении человеком космического пространства, о вселенной, о значении космических исследований для жизни людей на Земле;
• На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками космической тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы о космосе, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
• Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Литература и источники:
Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
Калашников В. О звездах и планетах.
Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2002.
Интернет ресурсы:
http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
http://mults.spb.ru/mults/?id=230
Мультфильм о космосе http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
Мультфильмы о космосе https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=мультфильмы%20о%20космосе%20детям&l10n=ru&lr=47
Мультфильмы о космосе http://mults.spb.ru/mults/?id=230
Фильм о Гагарине https://yandex.ru/search/?text=фильм%20гагарин%20детям&lr=47&clid=9582
Экскурсия по МКС https://yandex.ru/search/?text=фильм%20экскурсия%20по%20мкс%20детям&lr=47&clid=9582
Слушание космической музыки https://yandex.ru/search/?text=Слушание%20космической%20музыки%20детям&lr=47&clid=9582
Приложение 1
Папка – передвижка для родителей «Детям о космосе»
Приложение 2
Конспект НОД по познавательному развитию «Увлекательное путешествие в космос»
Программное содержание: Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения. Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Оборудование: карточки-опоры, иллюстрации планет Солнечной системы, указка, подставка, шифровки, карандаши, мука, поднос, дидактические игры “Складушки”, “Собери созвездие”.
Ход занятия
- Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живём? А где находится город Галич, в какой стране?
- Страна Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля. А вы, знаете, как в древности люди представляли нашу планету Земля?
Ответы детей.
Далее рассказ воспитателя с показ с иллюстраций.
- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
- Посмотрите, как выглядит наша планета в космическом пространстве.
- Ребята, я вам предлагаю сложить нашу планету – Земля.
Дидактическая игра “Складушки”. Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами. Дети объединяются в группы и выкладывают картинку. Каждой группе детей предлагается для складывания картинка разных полушарий.
- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А какие вы планеты ещё знаете?
Дети перечисляют.
- А есть ли в космическом пространстве ещё какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы?
- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются?
Созвездия.
- Какие созвездия вы знаете?
Ответы детей.
- Каждый из вас родился под каким-то созвездием.
Дети называют, под каким созвездием они родились.
- Я вам предлагаю поиграть в игру “Собери созвездие”.
Дети по образцу выкладывают из маленьких звездочек свое созвездие.
- Но до звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты ужё изучали. Как вы уже рассказали, поверхность планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?
Приложение 3
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в космос».
Программное содержание:
- закрепить знания о составе числа 5 из двух меньших чисел;
- закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь;
- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
- упражнять в умении различать и называть цифры по порядку;
- упражнять в сравнении двух групп предметов;
- развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.
Материал и оборудование: трафарет «ракета»; геометрические фигуры: квадраты, прямоугольник, круг, треугольники; карточки с изображением предметов, картина с изображением орбиты, спутников; куб с изображением цифр на гранях; карточки со знаками «+» и «-» звездочки - раздаточный материал; дорожка с изображением геометрических фигур; «летающие тарелки»; сундучок с кодовым замком; картина «Вселенная»; звездочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Ребята, вы любите путешествовать? Почему вы любите путешествовать? Сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие. На чем можно полететь в космос?
На мольберте – трафарет «ракета».
- Но ракета не готова к полету. Мы должны собрать ее из геометрических фигур. Воспитатель раздает геометрические фигуры.
- С закрытыми глазами определите, какая геометрическая фигура у вас в руках и назовите ее. Встаньте по порядку в соответствии с цифрой на вашей геометрической фигуре.
- Соберите ракету из геометрических фигур, начиная с цифры 1.
Ракета готова к полету. Осталось дать команду. Посчитайте от 10 в обратном порядке. Пуск!
2. Планета «Цифровая»
- Ребята, посмотрите, мы прилетели на необычную планету. Это планета «Цифровая». Вокруг этой планеты летают спутники. Каждый спутник имеет свой порядковый номер.
Выведите спутники на орбиту в соответствии с их порядковым номером.
- Чтобы перелететь на следующую планету ответьте на вопросы:
Назовите соседей числа 5. Назовите число, последующее за числом 3. Назовите число, предыдущее числу 2. Назовите пятый день недели. Назовите четыре дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами.
3. Вот планета «Математических знаков»
- Как называются эти знаки? Посчитайте предметы, изображенные на карточке. Выберете нужный знак и поставьте его между предметами. Почему выбрали знак «+»? Почему выбрали знак «-»?
4.Физкультминутка. Ходьба по «магнитной дорожке.
Чтобы перейти на другую планету, мы должны пройти по «магнитной дорожке»
(Дети имитируют ходьбу по «магнитной дорожке», с трудом отрывая ноги от пола).
5. Планета «Игровая»
Воспитатель показывает цифру на грани куба.
- Прохлопайте в ладоши столько раз, сколько не хватает до 5. Сделайте столько прыжков, сколько не хватает до 4. Сделайте столько приседаний, сколько не хватает до 3.
6. Работа с раздаточным материалом
Вот «Звездная» планета. На ней происходит настоящее волшебство. Разноцветные звездочки загораются каждый раз по-разному. Посчитайте сколько звездочек на вашей карточке. Добавьте столько звездочек, чтобы их стало 5. Как получили число 5?
7. Пальчиковая гимнастика
Пальчики уснули, в кулачок свернулись
1, 2, 3, 4, 5, захотели поиграть
Разбудили дом соседей, там проснулись 6 и 7
8, 9, 10 - Веселятся все.
Но пора обратно всем: 10, 9, 8, 7
6 калачиком свернулся,
5 зевнул и отвернулся,
4, 3, 2, 1
Снова в домиках мы спим.
8. Игра «Летающие тарелки»
- Посмотрите, какие необычные «летающие тарелки». Заштрихуйте такие два кружка, чтобы сумма чисел в них составляла число 5. Из каких чисел состоит число 5?
9. Игра «Фигурная дорожка»
- На следующую планету мы попадем тогда, когда пройдем по дорожке, наступая только на пятиугольники.
10. Планета «Сюрпризная»
- Посмотрите сундучок, но на нем кодовый замок. Подберите нужную карточку к замку, чтобы открыть сундучок.
Сундучок открывается. Детям раздают звездочки на память о полете.
11. Игра «Исправь ошибки художника»
- Какие ошибки допустил художник, изображая на картине Вселенную? Где мы можем увидеть птиц, насекомых, деревья? Значит, нам пора возвращаться на планету Земля.
Приготовить ракету к полету. Даем команду к запуску. Пуск!