Просмотр содержимого документа
«Проект "Я-будущий первоклассник!"»
Проект «Я — будущий первоклассник»
Тип проекта: социально – информационный, образовательный.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: с 01.10.2018 – 30.04.2019.
Руководитель проекта: воспитатели:Кармазина В. В., Коньшина Д. А., Лаптева Н. Т.
Участники проекта: воспитанники подготовительных групп «Морячок», «Русалочка» и их родители.
Место проведения: МБДОУ №6 «Светлячок» г. Гаджиево, Мурманская область
Актуальность:
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения.
У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Цель: Повышение мотивации дошкольников к школе
Задачи:
Формирование у детей правильного представления о школе;
Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
Формирование личностной готовности детей к школе;
Развитие социально-коммуникативных, информационных, технологических компетенций будущих первоклассников;
Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Ожидаемый результат
Накопление большого багажа знаний о школе;
Снижение тревожности и у детей и у родителей;
Изменение мотивации детей к школьному обучению;
Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Конечный продукт: Презентация «Я – будущий первоклассник»,
Пособие для проведения олимпиады для детей старшего дошкольного возраста «Я-будущий первоклассник», настольные игры «Бродилка».
План реализации проекта:
I этап - подготовительный (накопление знаний).
II этап – основной (совместная деятельность детей и родителей).
II этап – основной (совместно с детьми и родителями)
Сформировать у детей первоначальные знания о школе.
Создать психологическую положительную установку на школу.
Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором и спортивной площадкой. Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.
Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.
Развитие положительного образа школы.
Проективное рисование «Я пойду в школу».
Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».
Рассматривание картин о школьной жизни.
Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,
Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,
Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
Д/и на развитие памяти, внимания, пространственного представления.
Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка).
Рисование «Школа».
Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
Родительское собрание «Готовим детей к школе».
Рекомендации родителям будущих первоклассников«Вопросы и ответы».
Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники».
Познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой.
Закрепить знания о школьных атрибутах.
Общение по детским рисункам «Я в школе».
Просмотр м/ф «Вовка в Тридесятом царстве».
Чтение сказок и стихотворений: М. А. Панфилова из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», А. Барто «В первый класс». М. Бородецкий «Первоклассник». М. Садовский «Первое сентября».
Чтение загадок, пословиц и поговорок школьной тематики.
Экскурсия в школу №279.
Посещение библиотеки «Читалочка», «Малышок»
Беседа «Игры в школе».
Беседа «Школа - новый дом».
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Д/и «Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот».
Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.
Беседа «Подготовка детей к школе».
Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу?».
Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).
Показать детям образ хорошего и плохого ученика.
Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.
Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков».
Чтение сказок: М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке?», В. Головкин «Не везет», В. Драгунский «Денискины рассказы».
Игра-викторина: «Школьные правила».
Д/и «Собери портфель».
Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».
Консультация «Скоро в школу».
Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников». «Что нельзя говорить школьнику?». «Правила для родителей первоклассников».
Признание роли и авторитета учителя, создать образ доброго учителя.
Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель» умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».
Выставка рисунков «Моя будущая учительница».
С/р игра «Школа».
Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»
III этап – заключительный.
Выпускной бал «До свидания, Детский сад!».
Создание видеоролика «Я-будущий первоклассник».
Слайд 1
Название проекта.
Слайд 2
Эмблема проекта.
Слайд 3
Цель и задачи (рассказываем об актуальности)
Слайд 4
Ожидаемый результат, конечный продукт.Слайд 5-6-сбор информации Чтение сказок: М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке?», В. Головкин «Не везет», В. Драгунский «Денискины рассказы»
Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,
Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,
Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
Просмотр репродукций картин известных художников: «Опять двойка», Владимир Серов «Домашняя работа», «1 сентября». Анатолий Волков, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин)
Слайд 7
Сюжетно-ролевые игры
Слайд 8-9
Интеллектуальная викторина «Школьные выкрутасы».
«Морячок» и «Русалочка» соревновались в 4 раундах: отгадывание загадок «Школьные принадлежности важны! Они нам каждому нужны!», Закончи предложение «Школьный юмор», подвижная игра «Выбери правильно школьные принадлежности», конкурс рисунков «Школьная форма моей мечты».
Интеллектуальная викторина показала разносторонние знания детей о школе, определила самые любимые школьные принадлежности, зарядила соревновательным духом! Некоторые ребята огорчались своим неудачам и искренне радовались успехам! Больше всего юным «Русалочкам» и «Морячкам» понравилась подвижная игра «Выбери правильно». Ребятам предложили разделиться на две команды и собрать правильные предметы в корзину. Данное развлечение навсегда связало крепкими узами дружбы две разные подготовительные группы в одну дружную команду. Последним состязанием викторины стал конкурс рисунков: «Школьная форма моей мечты». Ребята проявили фантазию и с большим удовольствием отразили в своих работах форму, в которой они хотели бы учиться в школе. Главным итогом викторины стали бесценные знания о школе и новые друзья!
Слайд 10
Опытно-экспериментальная деятельность.
Дарья Алексеевна Коньшина представила опытно-экспериментальные разработки в области познавательного развития. Педагог рассказала детям подготовительных групп «Русалочка» и «Морячок» о свойствах вулкана, магнита и компаса. Теперь дошколята умеют ответить на вопросы, что поможет ориентироваться на местности и возможно ли спастись от стихии, если извергается вулкан?
в сотрудничестве с СОШ №276. Дошколята активно посещают занятия Инны Анатольевны Михайловой и продолжают приобретать навыки творчества и мастерства в области художественно-эстетического развития
Слайд 11
Художественно-эстетическое развитие «Скоро в школу я пойду»
Слайд 12
Конструирование палочками Кюизенера
Слайд 13
«Школьные годы моих родителей». Родители группы «Морячок» с огромным удовольствием несли свои старые фотографии школьных лет и вспоминали, какими они были в свой первый «День знаний» и запоминающимся «Последнем звонке». Юным «Морячкам» очень понравилось узнавать своих маленьких родителей на фотографиях, обсуждать школьную форму прошлых лет. Мы-воспитатели тоже приняли участие в фотовыставке и поделились своим семейным архивом с детьми. А Вы узнали кто на фотографии?
Слайд 14
Сотрудничество с СОШ №279
Ребята активно посещают занятия Инны Анатольевны Михайловой и продолжают приобретать навыки продуктивной деятельности
Слайт 15
Занятия в тетрадях, активное изучение звуко-буквенного анализа слов, разгадывание ребусов.
Слайд 16
Экскурсия в СОШ №279. Показ открытого занятия.
Слайд 17
Рассказываем о динамике развития познавательных и творческих способностей на начало и конец года.