Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Дагестан - мой край родной»»
ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОЕКТ
«Дагестан - мой край родной»
Воспитатель:МБДОУ №3, г.Махачкала
Магомедова Аминат Магрибовна
Рук. Идрисова З.И.
.
г. Махачкала
2015
Содержание
Актуальность темы……………………..
Цели и задачи……………………………
Этапы реализации ………………………
Заключение……………………………….
Список использованной литературы…..
Приложение…………………………………
Актуальность проекта
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона «Об образовании» РФ и ФГОС ДО произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проживая в республике Дагестан, городе Махачкала, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории республики, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил республику, город, начнут проявлять интерес к событиям жизниреспублики,своего города и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Воспитание любви и уважения к родной стране, республике, городу является важнейшей составляющей гражданско-патриотического воспитания.
Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей республики, страны, формирование духовно-нравственных ценностей.
Задачи проекта:
- дать знания детям о родной стране, республике, городе(история, символика, достопримечательности);
- продолжать знакомить с культурой,обычаями и традициями народов Дагестана;
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- познакомить с героями Дагестана: Магомед Гаджиев (подводник), Валентин Эмиров(лётчик) и др;
- познакомить с творчеством писателей(Расула Гамзатова,ФазуАлиевой, Ахмед-Хан Абубакара и др, ,композиторов (МурадаКажилаева, ШирваниЧалаева,Шамхалова и др.)Дагестана и выдающимися дагестанцами (Мусой Манаровым-косманавт,МагомедомТалбоевым-лётчик –испытатель).
Подготовительный этап.
Задачи подготовительного этапа:
- создание дагестанского уголка;
- подбор методической и художественной литературы по теме;
- разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.
На подготовительном этапе - донести до сведения родителей важность и значимость данной темы.
Совместно с родителями создать предметно- развивающую среду в группе.
Участники проекта:воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Срок реализации - краткосрочный
Ожидаемые результаты:
-дети должны знать и называть свою страну,республику, город, достопримечательности родного края и их значимость; символику;
- у детей должно быть сформировано чувство гордости за свой народ и за свою республику.
Провести работу по 5 образовательным областям в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Основной этап. Реализация проекта в интеграции всех образовательных областях
Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение стиховна родных языках.
Чтение художественной литературы (Р.Гамзатов «Там уже поблекшие долины», Ш-Х Алиева «Как вязались руковицы», Н.Юсупов «Песнясапожника», «Чабан Рабадан», Р.Рашидов «Гончар из аула Балхар», «Умный балхарец» и др.);
Составление рассказа про любимый город.
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о республике, городе»
Разучивание стихов и песен о Махачкале.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Экскурсии по достопремечательствам города
экспонаты краеведческого музея,Музея боевой славы в городе Махачкале.
Беседы о родном городе, столице Дагестана и других городах (гербе, достопримечательностях ( Сары-кум, Каспийское море, музеи, памятники и т.п.);
Знакомство с народными праздниками («Первый шаг малыша», «Праздник первой борозды», «Новруз-байрам», «Наречение именем и др.);
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Знакомство (закрепление) детей с работами балхарских, унцукульских, кубачинских, табасаранских умельцев;
Декоративное рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства Дагестана;
Лепка из глины балхарской игрушки, кувшинов;
Лепка «Животные и птицы родного края»
Аппликация «табасаранские ковры»;
Музыкальные занятия (песни и танцы народов Дагестана).
Оформление музыкального уголка в дагестанских традициях
Образовательная область «Познавательное развитие»
Проведение цикла познавательных занятий, на темы:
“Город Махачкала – столица республики Дагестан »,
«Прошлое и настоящее»,
«Моя Родина –Дагестан!»
Оформление альбомов: “Достопримечательности моего города”, “Красная книга родного края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края»
Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
Образовательная область «Физическое развитие»
2.Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах:
( обыгрывание тем: «труд рыбаков на Каспии», «труд виноградарей», «труд чабана», «труд ковровщицы», «труд златокузнецов», «труд балхарских умельцев»и др.). Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства.
4.Работа с родителями:
- помощь родителей в сборе иллюстраций и информации о достопримечательностях Дагестана;
- экскурсии родителей со своими детьми в краеведческий музей;
- участие в оформлении выставок, дагестанских уголков.
Работа по подготовке к сюжетно-ролевой игре должна быть целенаправленной и включать большую работу по обогащению знаний детей и положительных впечатлений о родном крае. Если дети вместе с воспитателем будут обыгрывать такие темы, как «Дагестанская ярмарка», «Поездка к тете Патимат на море», «Балхарские (унцукульские, кубачинские) умельцы», «Путешествия по городам Дагестана» и др., то сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Дагестану»может стать содержательной и интересной.
Использованная литература
1. Гусарова Л.Ф. Проектная деятельность в детском саду (Махачкала 2013г.)
3. Байрамбеков М.М. Система работы по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Дагестана (Махачкала 1994г.)
4.Кондратова В.В. Дети гор (программа.Махачкала 2002г.)
6.Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана (Махачкала 1992г.)
7.Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана (Махачкала 1992г.)
Приложение
Праздник «Я люблю свой край родной»
Цель: с традициями, обычаями и обрядами Дагестана, с жанрами устного народного творчества (песни, считалки, заклинки, игры, танцы).
Ход мероприятия
1. ведущая: Неповторимыми и своеобразными являются и традиции горцев. Но общим и основным для всех является, то что горцы во все времена славились искренней любовью к друзьям и жгучей ненавистью к врагам. Другой важной чертой складывания адатов и традиции является тесная связь с соседями: кумыкскими шамхалами, аварскими ханами, свободолюбивыми чеченцами и мн.др.
Песня«Приезжайте в Дагестан»(муз.И слова К.Касимова).
Приезжайте в Дагестан и зимой.
Приезжайте в Дагестан, дружною гурьбой
Припев:
Приезжайте в Дагестан,
к нам из разных стран.
Примем всей душой,
Всем салам большой.
Мы под солнцем и луной, жит желаем дружно
И отлично послужит, родине нам нужно.
Припев.
Дагестан- одна семья, братьев и сестер,
Всю огромную страну, видно с наших гор.
2 ведущая: Наша малая Родина – Дагестан! В переводе «страна го».
Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями. Дагестан – многонациональная страна, с сложившимися веками традициями и обычаями.
1 ведущая: Несмотря на различие языков, обычаев и традиций, народ Дагестана всегда был очень дружным.
Девочки исполняют «Чеченский танец»
2 ведущая: У каждой национальности свои традиции, обычаи и свой характер. Давайте познакомимся с их жизнью.
1 ведущая: Народная мудрость гласит: «Еда-основа жизни». Всегда на земле
сначала существования людей еда оставалась и остается на первом месте. Из уст в уста передавались и дошли до нас пословицы о труде и еде.
«Труд и терпение превращаются в золото»;
«Если две головы согласны, а четыре руки работают, дом разбогатеет»;
«Не потеть спине -не теплеть брюху»;
«Кто весной не сеет, тот осенью не жнет».
Сценка «На кукурузном поле»
Семья: отец, мать и их маленький сын в люльке находятся на кукурузном поле во время прополки.
Мать ( восхищенно): Ой, посмотрите, как выросла кукуруза! Какие крупные початки! Машааллах, машаалах. Имам иди обедать, я тебе принесла лепешку из кукурузы и молоко.
Отец (вытирает пот с лица, подходит к люльке с сыном и поет колыбельную):
Будешь ты, сынок, расти, чтобы все уметь,
Чтоб у волка из зубов мясо мог отнять.
Будешь ты, сынок, расти, чтобы ловким быть,
Чтоб у барса из когтей птицу утащить.
Слушать речи стариков и друзей иметь
Будешь ты, сынок расти, богатеть умом,
Тесной станет колыбель, ты взмахнешь крылом.
После еды, отдохнувшие отец с матерью танцуют, а затем продолжают прополку.
1 ведущая: А теперь отправимся на равнину к кумыкам на праздник «Навруз байрам» (Наступление весны).
Дети в нарядной национальной одежде обходят дворы с пожеланиями наступления весны:
А хозяева одаривают детей сладостями, яйцами, мукой.
Проводится игра «Прыжки через костер».
2 ведущая: Как оценивается ловкость, мастерство и рукоделие женскихрку? По качеству и красоте ковров сотканных прекрасными девушками Табасаранского района. Этот район прославился ковроделием не только в Дагестане, но и за рубежом. Даже американский посол постелил себе дербентские ковры.
1 ребенок:
Где узоры для ковра, ты нашла, сестра, скажи?
На лугу полно цветов, погляжу- узор готов.
Тур промчался по горе, след остался на ковре.
2 ребенок:
«Таки – таки – таки - ток» - это маленький станок.
З станком сидит Назлы, вяжет девочка узля.
3 ребенок:
«Таки – таки – таки - ток» - весело станок поет.
Вяжет девочка узлы- будет коврик у Назлы.
1 ведущая: А сейчас отправимся в высокогорный даргинский аул Кубачи.
«Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы- мастера».
1 ребенок:
Чтоб дальше жить могло стихотворные,
Учусь друзья, то весел, то суров,
Иметь я кубачинские терпенье,
Взыскательность аульских мастеров.
2 ребенок:
Кто думает, работ наша- мед,
Пусть в Кубачи хоть на денек придет.
3 ребенок:
Узнаешь ты по голосу певца,
А по узору - златокузнеца.
2 ведущая: Перед вами прекрасные кувшины, сделанные искусными мастерами из Балхара.
1 ребенок:
Самые красивые кувшины
Делаются из обычной глины.
Так же как прекрасный стих,
Создают из слов простых.
2 ребенок:
Балхарские девушки лепят кувшины,
Украсив узором затейливым им
И желтая глина и белая глина
Мелькают в проворных руках золотых.
3 ребенок:
Балхарец - гончар за работу спокоен,
Сделан кувшин не простой,
В ауле такой наполняться достоин,
Лишь родниковой водой.
1 ведущая: Есть в Дагестане прекрасное село в котором живут лакцы.
Название ему «Цовкра». Лакцы говорят: «В каждом орехе сидят внутри шуты из Цовкры». Жители этого аула выбрали для себя совсем необычное занятие-ремесло. С детства все здесь- акробаты, канатоходцы. Теперь это для них и спорт, и искусство, и любимое занятие на досуге.
Звучит старинная лакская музыка. Мальчики ходят по канату.
В это время выходит 2Думай» - шут, который по старинному обычаю разбрасывает из своей сумки отруби или зерно, пляшет, кувыркается.
2 ведущая: Объявляется игра «Скачки». Чей конь пробежит быстрее.
Победившему коню на шею завязывают гормендо (старинный платок).
Затем победитель-всадник получает в подарок барана и танцует вместе с девушкой.
Посиделки у очага.
Мальчики и девочки сидят в кругу (коллективное трудовое воспитание).
Подготовка кукурузных зерен к посеву. В середине на скатерти разложены
Национальные блюда. Мальчики и девочки соревнуются в острословии.
О мальчике:
Лоб, как бумага, белый, брови чернильно-черны,
Глаза, как ногайский жемчуг,
Щеки, как яблоки в саду Ахмеда,
Губы медовые, сладкие,
Подбородок -спелая груша,
На всех, десяти пальцах
Ногти, будто монеты серебра.(Кубачи)
О девочке:
Как будто из разных цветов, созданная,
Как будто из красивых трав, сплетенная.
О мальчике:
Красивоокий медвежонок.
Шкатулка, хранящая золото.
Грузинский белый виноград.
Серебряное излучение-
Маленький мой огонек. (Аварская)
1 ведущая: В конце хотелось бы сказать: Хвала и величие тебе большой народ. Маленького Дагестана! Хвала Родине творцов, поэтов, писателей и великих героев!
Да здравствует великая дружба людей, многонационального Дагестана!
Песня в исполнении педагога.
«Мой Дагестан»
У каждого на этом свете есть райский свой уголок,
Всевышний доверил нам это, чтоб каждый все это сберег,
Здесь горы, Каспийсое море, и зелень повсюду цветет,
Вот город строят и села, красивый народ здесь живет.
Припев
Дагестан- древнейший край,
Многокрасочный, как рай.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны,
Цену дружбы знаем мы,
Эти узы так важны,
Дагестан мой, Дагестан,
Там и здесь моя родня.
2 ведущая: Спасибо всем присутствующими. Оъявляется танец «Лезгинка» для всех!