kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение арттерапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограничеснными возможностями здоровья  при коррекционном воздействии в условиях дошкольных учреждений наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия.

Просмотр содержимого документа
«Применение арттерапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в ДОО









ПРОЕКТ

«Фантазер»


Применение арттерапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.




















Белякова Виктория Леонидовна,

воспитатель МБДОУ «Ягодка»









г.Ноябрьск

2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

27

ПРИЛОЖЕНИЕ

28




























Пояснительная записка


В последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограничеснными возможностями здоровья при коррекционном воздействии в условиях дошкольных учреждений наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия.

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи – заикающимися, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития. Это объясняется тем, что арттерапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с детьми данной категории, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

Арттерапия имеет две главные, основополагающие цели. С точки зрения искусства главное получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал. С позиции психологии данная терапия призвана оказывать на человека терапевтические действие, решать внутренние психологические проблемы, конфликты. Арттерапия применяется для людей с психическими, психологическими расстройствами, задержкой умственного развития, нарушениями речи, двигательной функции.

Актуальность данного проекта заключается в том, что художественное самовыражение, так или иначе, связано с укреплением здоровья ребенка с ОВЗ, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование арттерапии выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Цель Проекта:

Обеспечение профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие на ребенка с проблемами в развитии.

В соответствии с целью Проекта, были выделены следующие задачи:

✓ изучение педагогической и психологической литературы по проблеме использования средств искусства для работы с детьми с ОВЗ;

✓ адаптация имеющихся арттерапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);

✓ выявление особенностей и определение эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении;.

✓ разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами;

✓ коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребенка, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик;

✓ активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявлений в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой).

✓обеспечение с помощью искусства познавательно-информационных потребностей ребенка с проблемами.

✓обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребенка с проблемами с помощью искусства.

✓ осуществление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер.

✓ создание условий для социокультурной адаптации ребенка с проблемами посредством искусства и художественной деятельности.

✓ повышение стрессоустойчивости ребенка, совершенствование механизмов психической защиты, формирование адекватной самооценки и

✓ установление аутентичной близости с миром субъектов и объектов, самоутверждение ребенка через творчество, поведение и деятельность, связанные с неограниченным спектром социальных ролей.

Основные функции Проекта:

  • Культурологическая - обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом.

  • Образовательная - направленная на развитие личности и освоение ребенком действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности.

  • Воспитательная - формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства.

  • Коррекционная - содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии.

  • Катарсистическая - очищающая, освобождающая от негативных состояний.

  • Регулятивная - снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

  • Коммуникативно-рефлексивная - обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самоооценки.

Основные принципы Проекта:

  • Доступность и простота. Этот принцип позволяет пользоваться арттерапией малышам, детям с ограниченными возможностями. Все должно быть изначально просто и понятно, чтобы не возникло чувство страха невыполнимости тех или иных действий.

  • Привлекательность. Лечение искусством должно нравиться ребенку, быть интересным, увлекательным, не скучным.

  • Создание комфортной обстановки. Этот принцип направлен на повышение эффективности терапевтического воздействия.

Методы подразделяются на методы воспитания и методы обучения. В артпедагогике они направлены на:

  • формирование у ребенка с проблемами в развитии эстетического отношения к окружающему средствами разных видов искусства;

  • формирование основ художественной культуры, нравственно-эстетических качеств личности детей с различными нарушениями в развитии;

  • овладение ребенком определенными художественными средствами выражения, присущими разным видам искусства, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творческих замыслов;

  • обеспечение и удовлетворение особых потребностей в воспитании и обучении лиц с отклонениями средствами разных видов искусства;

  • организацию коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах художественно-творческой деятельности (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, декоративно-прикладной, театрализованной).

Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста.

Особенности арттерапевтической работы:

✓ Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна.

✓ Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легкодоступны для восприятия и анализа.

✓ Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе.

✓ Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка, естественная склонность к игровой деятельности.

✓ Особую ценность арттерапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством).

Содержание, организация, методика проведения занятий определяются природой и характером нарушений в развитии ребенка.

Деятельность по реализации Проекта осуществляется на основе следующих принципов в работе с детьми:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого осуществляется подбор задания, соответствующего возможностям ребенка; формулируем негативную оценку действий, идей, результатов ребенка, поощряя фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к «занятиям» (как занимательному делу) и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

Любое занятие с ребенком является сложным, разносторонним процессом. Психологам, педагогам, родителям нужно учитывать его чувства, эмоции, творческие и физические способности. У каждого человека, в том числе и у маленького, бывают сложные моменты, когда помощь им просто необходима. Для преодоления жизненных трудностей арттерапия является наиболее простым, интересным и эффективным способом психологического воздействия.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Положительный эмоциональный фон занятий создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы, мотивации к художественной исполнительской деятельности.

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей, с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксацией .

Арттерапия включает в себя:

  • ИЗОТЕРАПИЮ-лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.

  • МУЗЫКОТЕРАПИЮ-лечебное воздействие через восприятие музыки.

  • ВОКАЛОТЕРАПИЮ-лечение пением.

  • КИНЕЗИТЕРАПИЮ-танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями.

  • ИМАГОТЕРАПИЮ-лчебное воздействие через образ, театрализацию.

  • БИБЛИОТЕРАПИЮ-лечебное воздействие чтением.

Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка), которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями слуха, речи, с задержкой психического развития позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами у детей с агрессивными проявлениями); происходит осознание ребенком своих переживаний, развитие произвольности и способности к саморегуляции, формирование позитивной «Я-концепции», развитие уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Другим видом арттерапии, дающим положительные результаты в психокоррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, используемым в специальном образовательном учреждении, является музыкотерапия (рецептивная, активная, интегративная).

Музыкально-терапевтические сеансы, проводимые психологом, могут осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой (3-5 чел.) формах. Рецептивная музыкотерапия, используется в работе с дошкольниками с нарушениями зрения, речи, ДЦП, задержкой психического развития и умственной отсталостью, с детьми, имеющими эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, которые переживают состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества, отличаются повышенной тревожностью, импульсивностью.

Активная музыкотерапия в работе с дошкольникам с ограничеснными возможностями здоровья используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия и др. Вокалотерапия у детей с нарушением речи, зрения, задержкой психического развития применяется у старших дошкольников для коррекции психоэмоциональных состояний, у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самоприятия, эмоциональную лабильность, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Занятия по вокалотерапии проводятся в индивидуальной и групповой форме и направлены на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. С этой целью могут использоваться песни-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка.

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется в таком виде арттерапии, как кинезитерапия. Она основана на связи музыки и движения и включает в себя: танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику. В языке жеста, мимики, в позах, движениях всегда отражается внутреннее эмоциональное, душевное состояние ребенка.

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом разных видов кинезитерапии. Использование танцетерапии, коррекционной ритмики в работе с дошкольниками с ОВЗ обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. При этом танец и ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения. Для этой формы психологической разрядки наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации.

Танцетерапия с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец-импровизация или современный детский или народный танец (элементы движений испанского, узбекского, русского, индийского танцев и т.д.). В занятия могут быть включены также элементы хореографической гимнастики, формирующие правильную осанку тела. Особенно широко танцетерапия может применяться в работе с дошкольниками с ДЦП.

Коррекционная ритмика широко используется в коррекционной работе с дошкольниками с разными вариантами отклонений в образовательном учреждении. Этот вид кинезитерапии помимо коррекции психоэмоциональных и психомоторных нарушений эффективен и в преодолении отклонений в развитии внимания, памяти, воображения, речи. Коррекционная ритмика подразделяется на несколько видов в зависимости от того, с каким видом нарушений осуществляется работа посредством ритма: логопедическая ритмика (для детей с нарушениями речи), фонетическая ритмика в сочетании с музыкально-ритмическими движениями (для детей с нарушением слуха), коррекционная ритмика для детей с нарушениями зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью.

Психогимнастика также используется в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений, тела, навыкам релаксации.

Имаготерапия в психокоррекционной работе с дошкольниками с разными вариантами отклонений применяется как в индивидуальной, так и групповой формах. При этом главная цель ее проведения — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта.

Нарушениями, обусловливающими использование имаготерапии в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии речи, слуха, с задержкой психического развития, умственной отсталостью, являются: эмоциональная неуравновешенность, неадекватная оценка себя в ситуации общения; установки, препятствующие общению; тревожность, страх; проблемы в общении. В качестве лечебных и коррекционных факторов имаготерапии могут быть: отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения, позитивные установки, радость коллективного творчества, укрепление чувства уверенности в себе, самоуправление, катарсис и т. д.

Имаготерапия с дошкольниками в образовательных учреждениях чаще всего проводится в форме куклотерапии. Работа психолога строится на основе использования любимого персонажа или куклы ребенка, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с проблемной ситуацией конкретного ребенка.

Спектр арттерапевтических методик, используемых в работе с дошкольниками с ОВЗ может быть дополнен сказкотерапией как одним из видов библиотерапии. Эта методика дает положительные результаты в работе с дошкольниками, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости).

Сказкотерапия позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.

Все арттерапевтические методики, используемые в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, направлены на коррекцию личностной сферы ребенка. Применение средств искусства в психокоррекционной работе с дошкольниками в специальном образовательном учреждении могут иметь успех в том случае, если в эту работу активно включены родители детей.

Положительный психокоррекционный эффект у ребенка с нарушением слуха может дать использование изотерапии, кинезитерапии, а у ребенка с нарушением зрения использование вокалотерапии, сказкотерапии. Детям с ДЦП показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия. Имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, особенно коррекционная ритмика, танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений (речи, слуха, зрения, задержке психического развития, умственной отсталости, ДЦП). Наиболее сензитивным для использования арттерапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами в развитии является возраст 6-7 лет; в отдельных случаях работа может проводиться с 5 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования арттерапевтических методик.

Арттехники используются для достижения следующих результатов:

- развитие творческих способностей;

- повышение самооценки и рост самосознания;

- развитие эмоционально-нравственного потенциала;

- формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;

- формирование умения выражать эмоции;

- формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;

- развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.

Методы арттерапии в коррекционной работе позволяют получить следующие позитивные результаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.

3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Ожидаемые результаты.

В ходе реализации Проекта должны быть достигнуты положительно-качественные изменений в развития сенсорных, речевых, моторных функций психики, совершенствование эмоционально-волевой и личностных сфер.

Внимание детей должно стать более устойчивым, что позволит увеличить общую работоспособность группы, концентрировать и удерживать внимание детей на протяжении всего занятия.

Сенсорно-перцептивная деятельность участников эксперимента должна встать на более высокий уровень развития. У детей увеличится объем всех видов памяти, повысится прочность запоминания.

Совершенствование общей и мелкой моторики: движения детей станут более пластичными, ритмизированными, скоординированными.

У детей в достаточной мере сформируются графомоторные и конструктивные навыки.

Будут преодолены имевшиеся у детей нарушения орального праксиса, нормализуется тонус артикуляционной и мимической мускулатуры.

В процессе коррекционной работы дети овладеют начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, у них значительно расширится активный лексический запас, уменьшится количество аграмматизмов.

Будет активизирован творческий потенциал детей, у них появится образное видение воображаемой ситуации, находчивость и оригинальность в решении творческих задач, самостоятельность и желание импровизировать.

У всех детей повысится уровень внутренней саморегуляции. Сгладятся проявления повышенной раздражительности, конфликтности, негативизма, упрямства. Исчезнут специфические страхи (темноты, сказочных персонажей). Значительно повысиися уровень нравственно-этических норм поведения.

В процессе коррекционно-развивающей работы, включающей различные виды искусства (театрализованно-игрового, музыкального, танцевального, художественно-речевого и т.д.), создаются возможности не только для художественного развития и формирования основ художественной культуры, но и благоприятные условия для коррекции познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с проблемами развития, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и художественных способностей.

Эффективность. На выходе участники должны повысить уровень творческих способностей, осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, сформировать умение эффективно общаться с другими.

Для реализации поставленных выше задач сформированы основные этапы внедрения арттерапевтической практики в ДОУ.

Этапы проекта «Фантазер»

I этап. Подготовительный этап реализации проекта

Организационные мероприятия

Название мероприятия

Сроки

Цель проведения

Ответственный

1

Изучение литературы и нормативных документов, регламентирующих деятельность по арттерапии в ДОУ



Сентябрь




Повышение уровня правовой самоподготовки педагога ДОУ по вопросам арттерапии в ДОУ ее места в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии, особенностей проведения арт-терапевтического процесса; изучение факторов психотерапевтического воздействия в арт-терапии; азнакомление со спецификой проведения индивидуальной и групповой арт-терапии

Педагог

2

Оформление арттерапевтических уголков в группе


Формирование арттерапевтической и здоровьесберегающей среды в группе, ДОУ способствующей оздоровлению и приобщению детей к здоровому образу жизни

Педагог

3

Выработка алгоритма деятельности

Составление поэтапного плана достижения цели


Педагог


II этап. Основной этап реализации проекта

Мероприятия по реализации основных направлений проекта «Фантазер»

Название мероприятия

Форма

проведения

Сроки

Цель проведения

Ответственный

Планирование мероприятий, проводимых с детьми

Мониторинг

1

Проведение мониторинга:




Октябрь

Накопление актуальной информации относительно детского здоровья, отбор видов и форм арттерапии адекватно сложившейся ситуации.

Оценка психического развития дошкольников.

Отслеживание динамики развития, выбор пути медицинского и психолого-педагогического сопровождения, формирование комплексного представления о здоровье каждого ребенка.

Психолог, дефектолог, педагог

  • Тематические рисуночные тесты: «Человек», «Семья», «Несуществующее животное»;;

  • Оценочный тест самооценки (по Дембо-Рубинштейну);

  • Исследование пространственно-временных представлений;

  • Диагностика уровня восприятия: «Чего не хватает» (Р. С. Немов), «Какие предметы спрятались в рисунках» (Р.С.Немов).

  • Методики направленные на исследование памяти: «Кривая памяти» (запоминание 10 не связанных между собой слов), Методика опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).

  • Методика «Найди и вычеркни» для диагностики продуктивности и устойчивости внимания.

  • Исследование мышления по методикам: «Четвертый лишний» (исключение не подходящего к группе предмета); понимание картин с нелепым сюжетом; сравнение несложных понятий; понимание рассказов со скрытым смыслом; последовательность событий (по серии сюжетных картинок).

  • Исследование конструктивного праксиса: складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению) и другие.


Тестирование в любой удобный отрезок времени








2

Опросник для детей старшего дошкольного возраста (мотивация ЗОЖ) (Приложение 1)

Разработка уровней знаний и критериев оценки детей по мотивации здорового образа жизни

Проводится

в любой удобный отрезок времени


Октябрь

Изучение особенностей мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди»

Педагог

3

Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни (Приложение 2);

протокол диагностики группы (приложение 3)


Изучение особенностей ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни


Педагог

Изотерапия

1

2

3

4


5


6

7


8

9


10

«Рисуем круги»;

«Необычные деревья»;

«Маски»;

«Я леплю из пластилина»;

«Чашка для сказочного героя»;

«Путешествие в сказку»;

«Грустинка и Веселинка»;

«Перевертыши»;

«Дорога к твоему здоровью»;

« Волшебные краски».


Во время занятий


1 раз в неделю

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

Облегчение процесса коммуникации со сверстниками, другими взрослыми.

Обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

Дать возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.

Способствование творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

Повысить адаптационные способности человека к повседневной жизни.

Формирование графомоторных и конструктивных навыков;

Развитие творческого воображения;

Развитие символических представлений, креативности;

Развитие вариативности и оригинальности мышления;

Развитие спонтанности, рефлексии, проявления истинных чувств;

Самопринятие;

Активизация познавательного интереса и мыслительного процесса.


Педагог

Музыкотерапия

1




























2

«Слушаем музыку»

-«На прогулке» муз. В. Волкова;

-«Колыбельная» муз. Т.Назаровой;

-«Моя лошадка» муз. А.Гречанинникова;

-«Марш» муз. Ю.Чичкова;

-«Сказочка» муз. Д.Кабалевского;

-«Капризуля» муз. В.Волкова;

-«Марш деревянных солдатиков» муз. П.Чайковского;

-«Голодная кошка и сытый кот» муз. В.Салманова;

-«Полька» муз. П.Чайковского;

-«Мышки» муз. А.Жилинского;

-« Болезнь куклы» муз. П. Чайковского;

-«Клоуны» муз. Д.Кабалевского


«Музыка и эмоции».



В свободное время

Ежедневно

Учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться;

Обращать внимание на динамику, регистр, темп;

Учить различать характер музыки (ласковый, спокойный)

Учить различать эмоционально-образное содержание пьесы;

Расширять словарный запас детей, с помощью которого они могут высказываться о чувствах и настроениях, выраженных в музыке

Учить детей различать настроения музыки, изобразительность;

Различать яркие интонационные средства выразительности в музыке: регистр, динамику

Дать представление детям о том, что музыка может передавать не только настроение, но и характер человека;

Учить детей различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику;

Развитие музыкально-образного мышления, музыкального слуха, поддержка желания слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, рассказывать о ней.

Учить детей соотносить эмоциональное состояние с музыкой и настроением, которое она производит.









Прослушать музыкальный отрывок и описать настроение музыки по шкалам - «веселая», «грустная», «довольная», «сердитая» и т.д.

Развитие понимания передачи эмоционального состояния.

Развитие образного мышления.

Развитие слухового внимания и восприятия.

Активизация словаря качественными прилагательными.

Развитие антонимии.


Муз. руководитель,

педагог

Вокалотерапия

1

Исполнение вокализов, попевок, вокальных произведений в соответствии с возрастом:

-«Бубенчики Е.Тиличеевой;

-«Качели» Е.Тиличеевой;

-«Лиса по лесу ходила» (р. н. п.);

-«На зеленом лугу» (р. н. п.);

-«Кукушка»Е. Тиличееой;

-«Поезд» Т. Бырченко;

-Сочинение марша, колыбельной;

-«Спите куклы»

Е. Тиличеевой;

-«В школу» Е.Тиличеевой;

- «Снежок» Т. Бырченко;

«Плясовая» Т. Ломовой

В свободное время, на музыкальных занятиях

Ежедневно

Стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса Коррекционное воздействие обеспечивается и в процессе «обучения основам нижнерёберно – диафрагмального дыхания, как наиболее физиологического», которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека.

Обеспечение коррекции психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей. Развитие артикуляции, дикции.

Создание условий для увеличения объёма лёгких и их качественной вентиляции.

-расширять диапазон детского голоса;

-способствовать прочному усвоению детьми интонационных оборотов;

-стимулировать сочинение собственных мелодий

развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

-учить детей высказываться о форме песен, темповых и динамических изменениях, о характере песни в целом, ее жанре (песня-вальс);

-побуждать детей импровизировать простейшие мелодии определенного характера, жанра;

развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни веселого - лиричного характера, веселого – радостного, нежного и энергичного;

-упражнять в чистой дикции;

-формировать хорошую артикуляцию

-учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст;

-развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в поиске певческой интонации, мелодических оборотов, музыкальных фраз.

Музыкальный руководитель педагог

Кинезитерапия

1

Примерные темы занятий: «Путешествие за синей птицей»

«В гостях у Нептуна»

«Бал зверей» и др.

Тематические занятия

Раз в месяц

Образные импровизации педагога и группы, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы.

Педагог



1

2

3

4


Коррекционная ритмика

«Ритмическая разминка».

«Лесная зверобика».

«Отражение»

«Тень»

На занятиях

Ежедневно

Снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения. Организация и концентрация внимания.

Закрепление эмоциональных контактов.

Стимуляция моторно-эмоционального самовыражения.

Развитие чувства ритма.

Учить детей с помощью танцевальных движений осознавать свое тело.

Расширить двигательный репертуар.

Развитие пластики и чувства ритма.

Педагог

1

Психогимнастика

После сна

Ежедневно

Тренировать умение и внимание отследить состояние человека по мимике и пантомимике

Педагог, психолог


1







2





3



4





5






6




7


Танцетерапия

«Сочини свой танец»







«Цветочный танец»





«Веселый зверинец»



«Домашние и дикие животные».




«Танец планет».






«Танец магазинных игрушек».



«Танец пчелки».




На муз.занятиях и кружках

1 раз в неделю

Снятие телесных зажимов.

Эмоциональное сближение детей.

Развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства.

Воспитывать навыки импровизации у детей.

Активизировать творческое воображение.

Развитие слухового внимания.


Развитие творческого воображения.

Развитие слухового внимания и восприятия.

Развитие пластичности, гибкости и чувства ритма.

Стимуляция моторного и эмоционального самовыражения.


Развитие творческого воображения.

Развитие скоординированности и выразительности движений.

Активизация фантазии и выдумки.


Развитие пластики и ритма.

Расширить осознание тела и высвободить напряжение через произвольные движения.

Развитие образного мышления.


Коррекция замкнутости, застенчивости.

Снятие мышечных зажимов.

Повышение уровня самооценки.

Развитие уверенности в себе.

Развитие слухового внимания.


Снятие мышечных зажимов.

Активизация творческого мышления и воображения.

Коррекция застенчивости, робости, негативизма.


Научить детей осознавать свое тело и эмоции, воспроизводимые в танце.

Развитие пластики, гибкости и чувства ритма.

Активизация фантазии.

Муз. руководитель


1














2



3





4



5


6

Логоритмика

«Скок-поскок».














«Огуречик».



Логоритмическое упражнение «Аист»




Упражнение «Страус»



Упражнение «Ёлочка»


Упражнение «Бабочка»


На музыкальной НОД

1 раз в неделю

Обучение выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, развитие ритмического чувства и музыкального слуха. Активизация в целом организма детей, содействие выпрямлению и разгрузке позвоночника. здоровья детей.

Преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Освоение образных движений.

Развитие творческого воображения.

Активизировать детей к выполнению движений под выразительное произнесение текста.

Развитие общей моторики.

Развитие интонированного произношения стихотворения.

Развитие чувства ритма.


Развитие чувства темпа и ритма.

Развитие выразительного произношения (интонирования).


Тренировка чувства равновесия, развитие координации движений, формирование правильной осанку, укрепление мышцы нижних конечностей.


Увеличение подвижности плечевого пояса, расслабление верхней части трапециевидной мышцы.


Увеличение подвижности в грудо-поясничном отделе позвоночника, укрепление косых мышц живота.


Развитие силы грудных мышц, тренировка навыков правильной осанки.

Музыкальный руководитель,

педагог, логопед

1

Технологии музыкального воздействия; муз. Оформление фона НОД


В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельная НОД

2-4 раза в месяц

Снятие напряжения, повышение эмоционального настроя.

Педагог,

музыкальный руководитель,

инструктор ФИЗО


1

Кружок

«2 притопа, 3 прихлопа»

Кружок

1 раз в неделю по 30 мин

Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Музыкальный руководитель

Игротерапия

1




2






3





4





5





Игра «Зайкина семья»




Игра «Кошки-мышки»






«Мимическая гимнастика».




Игра «пиктограммы»





«Угадай-ка!»



Игровая деятельность

В свободное время

Развитие доброжелательности через введение элементов соревнования в игре.

Раскрытие индивидуальных способов поведения детей.


Закреплять умение детей соотносить предлоги «в», «на», «под», «из» в игровых ситуациях.

Научить детей вступать в творческое взаимодействие в форме ролевой игры.

Снятие психо-эмоционального напряжения.


Изучение мимики лица и связанных с нею эмоциональных состояний человека.

Тренинг выразительной мимики.

Развитие мимической и артикуляционной мускулатуры.


Ознакомление детей с эмоциями человека, учить распознавать разницу между чувствами и поступками, научить детей распознавать эмоциональные состояния по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и т.д.).


Тренировать внимание и умение отследить состояние человека по мимике и пантомимике.

Развитие концентрации внимания.

Развитие общей моторики.

Развитие коммуникативной функции речи.

Снятие психо-эмоционального напряжения.

Педагог

Имаготерапия


1

2

3

Сказкотерапия

«Волшебный зонтик»;

«Сказочная шкатулка»;

«Цветные домики»;




Развлечение

Раз в месяц

Оказание помощи детям с психологическими и личностными проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями).

Развивать у детей воображение;

Уметь придумывать движения и действия характерные для персонажей произведений

Педагог, муз. руководитель









1







2








3










4






5








Куклотерапия








«Вежливые слова»







«Доброта и жадность».





«Я люблю природу»







«Дружба крепкая»






Игра с пальчиковыми

Развлечение. Кукольные представле-ния

Раз в месяц

Развитие эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных качеств личности;

формирование волевых качеств, эмпатийных отношений, умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других; осознания необходимости выполнять правила этикета («беседа о вежливых словах», «доброта и жадность», «бережное отношение к природе», «беседа о дружбе»).


Учить детей этике поведения в обществе.

Учить детей доброжелательному отношению друг к другу.

Развитие эмпатии.

Активизация творческого мышления.

Развитие связного монологического высказывания.


Развитие эмпатии.

Развить чувство общности; внимательное , доброе отношение друг к другу.

Обучение навыкам саморегуляции.

Учить детей при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения.

Развитие волевых качеств.

Учить культуре общения.


Показать детям с помощью кукольного театра примеры бережного отношения к природе.

Развитие эмпатии.

Тренинг адаптивных способов поведения.

Тренинг эмоциональной сензитивности.

Развитие наблюдательности.

Развитие доброжелательности.

Развитие концентрации внимания.


С помощью кукольного театра показать и обсудить с детьми понятие дружба.

Развитие дружеских отношений в коллективе.

Развитие межличностных отношений.

Поиск социально-приемлимых форм поведения .

Развитие коммуникативной функции речи.


Активизация воображения. Учить детей отождествлять себя с персонажами игры, что позволит им проецировать на них свои чувства и межличностные конфликты, выражать переживаемое ими состояние дистресса и другие сложные чувства, мечты и фантазии. Взаимодействие с ребенком посредством кукол, особенно с замкнутыми, стеснительными детьми, испытывающими трудности в общении («противоречивые чувства», «внутрисемейные отношения», «пальчиковая кукла и азбука настроения», «групповой спектакль кукол»)

Педагог,

музыкальный руководитель, психолог

1

Сценки-этюды

В свободное время

Ежедневно

Освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни («разыгрывание ситуаций», «связующая нить», «хорошее настроение» и т.д.) .

Смоделировать ситуации в которых дети использовали «вежливые слова».

Активизация словаря детей «вежливыми словами».

Развитие диалоговой речи.

Активизация творческого воображения.

Развитие артистизма.

Педагог,

музыкальный руководитель, психолог

Праздники и развлечения

1

«Танцландия»


Танцевально-развлекательная программа


Ноябрь

Формировать двигательную активность детей, укреплять физическое здоровье детей. Закрепить физические умения и навыки, полученные ранее, увлекать детей спортивными играми.

Педагог, инструктор ФИЗО,

музыкальный руководитель


2

«Праздник здоровья»



Развлечение

Март

Пропаганда здорового образа жизни; привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом

Педагог,

инструктор ФИЗО,

музыкальный руководитель

3

«Сибирское здоровье»


Спортивное развлечение

Апрель

Содействие формированию здорового образа жизни; укрепление внутрисемейных связей между родителями и детьми; укрепление дружеских отношений между семьями воспитанников.

Активизация совместного семейного досуга; воспитание привычки повседневной физической активности.

Педагог,

инструктор ФИЗО,

музыкальный руководитель,


Саморегуляция

1

Пальчиковая гимнастика




Проводится в любой удобный отрезок времени

Ежедневно

Повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, подготовка руки к письму

Педагог, логопед

2

Релаксационные

паузы


«Волшебный сон».



В различных формах физкультурно-оздоровитель-ной работы

По мере утомляемости детей

Профилактика утомляемости, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.



Научить детей снимать накопившуюся усталость и напряжение

Педагог,

музыкальный руководитель,

инструктор ФИЗО

3

Массаж и самомассаж



Перед НОД

Ежедневно

Увеличение защитных механизмов организма

Педагог, медсестра

Планирование мероприятий, проводимых с родителями

1

Проведение общего нетрадиционного собрания «Артпедагогика-путь к здоровью»

Круглый стол

Октябрь

Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение мастерства родителей по использованию арттехнологий технологий в домашних условиях

Педагог

2

Анкетирование родителей


Анкетирование

Октябрь-Ноябрь

Изучение отношения родителей к использованию арттехнологий в семье и дошкольном учреждении; определению методов, способов, средств сохранения здоровья детей в условиях семьи

Педагог

3

«Забота о здоровье ребенкас ОВЗ»


Нетрадиционное родительское собрание

Январь

Способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия

Педагог

4

«Использование арттерапевтического пространства во взаимодействии родителей и педагогов группы».

Встреча за круглым столом

Апрель


Расширение знаний родителей об охране и укреплении здоровья детей, об обеспечении своевременного и полноценного физического развития; установление взаимодействия родителей и педагогов в создании арттерапевтического пространства в группе.


Педагог

5

Строительство снежного городка

Совместная трудовая деятельность

декабрь

Предоставление возможности совместного отдыха в процессе физической активности.

Педагог, родители

Создание печатных консультаций и памяток

1

2

3

4

5


«Песочная терапия».

«Человек играющий».

«Рисование пластилином».

«Неболей-ка»

Консультация

Консультация

Консультация


Памятка



Консультация


Памятка

Ноябрь

Декабрь

Январь


Февраль



Март


Апрель

Просвещение родителей по вопросам арттерапии; создание наглядной агитации; педагогическое, медицинское консультирование и сопровождение родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей.





Педагог

Выставки для родителей

1

Плакат «Моя здоровая семья»

Выставка

Январь



Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей мотивации к здоровому образу жизни; предоставление возможности для творческого самовыражения

Педагог

2

Подбор пословиц и поговорок о здоровье и творчестве


Оформление альбома

Февраль

Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей мотивации к здоровому образу жизни; приобщение детей и родителей к народной мудрости.

Педагог

3

Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, лепки «Неболей-ка!»

Выставка

Ноябрь-май

Развитие творческих способностей детей, пропаганда здорового образа жизни

Педагог

4

«Творчество дома»

Сборник творческих находок

Ноябрь декабрь

Рекомендации по оздоровлению детей в домашних условиях посредством артпедагогики


Педагог

Планирование мероприятий, проводимых с педагогами

1

Консультация для педагогов: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через артпедагогику»

Педагогический час

Апрель

Повышение и развитие профессиональных знаний по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни через артпедагогику

Педагог

2

Творческая копилка по работе с детьми с ОВЗ

Сборник игр

Февраль

Просвещение педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, оказание практической методической помощи

Педагог


III этап. Итогово-аналитический

Мероприятия по реализации заключительного этапа проекта «Фантазер».


Название мероприятия

Сроки

Цель

проведения

Ответственный

1

Повторная диагностика детей


май

Оценка, анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации проекта, определение новых ближних и дальних перспектив

Педагог

2

Общее собрание «Арттерапия: ступеньки здоровья»


май

Подведение итогов совместной деятельности сотрудников ДОУ, детей и родителей по реализации проекта «Фантазер» за год

Педагог

3

Отчет и оформление отчетной документации


июнь

Оценка и анализ деятельности по проекту «Фантазер»; выявление эффективности созданных в ДОУ медико-психолого-педагогических условий по оздоровлению детей.

Педагог

Список литературы



  1. Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. — М., 1995

  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Под ред. Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А.Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001

  3. Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством. М., 1981

  4. Вачков И. В.. Введение в сказкотерапию. - М.: генезис, 2011

  5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985

  6. Грегг М. Тайный мир рисунка / М. Грегг. - СПб.: Деметра, 2003

  7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в арт-терапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Д. Кудзилов. - СПб., Речь 2003

  8. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2006

  9. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В.Киселева - Речь, 2007

  10. Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012

  11. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И.Копытин. - СПб.: Питер, 2002

  12. Короткова Л.Д. Арттерапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. – СПб.: Речь, 2001

  13. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика / Лебедева Л.Д. - СПб.: Речь, 2003

  14. Мардер Л. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер.- М.: Генезис, 2007

  15. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 2001

  16. Наговицын А. Е., Пономарева В. И. Атлас сказочного мира. - М.: Генезис, 2011

  17. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 1999

  18. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001

  19. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие / И.В.Сусанина - М.: «Когито-Центр», 2007

  20. Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. Практикум по игровой психотераиии. СПб. 2000

  21. Чистякова м.и. Психогимнастика \ Под ред. М.И.Буянова. - М.,1995

  22. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. - М.:Медицина, 2005







ПРИЛОЖЕНИЕ





























Приложение 1



ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мотивация ЗОЖ

Цель опросника: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Обратите внимание, что ведущий диагностический метод - индивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведение дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводятся по разделам. Так, например, один блок вопросов задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен на беседу, в вечерние. Или же беседа проводится в течение нескольких дней с ребенком.

РАЗДЕЛ 1. «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы для собеседования:

  1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым?

  2. Как, по-твоему, быть здоровым — это хорошо или плохо? Почему?

  3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

  4. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?

  5. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?

  6. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

  7. Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

  8. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

РАЗДЕЛ 2. «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ»

Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме.

Вопросы для собеседования:

  1. Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело? Задание для ребенка с использованием дидактической игры «Собери человека». По ходу игры воспитатель задает ребенку дополнительные вопросы: Что ты сейчас делаешь? Как называется эта часть человеческого тела? Для чего она нужна человеку? и др.).

  2. А как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?

  3. Зачем организму человека нужна кровь?

  4. Если бы ты перестал дышать, то чтобы с тобой произошло?

  5. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот? (можно использовать наглядное средство — схему-таблицу «Внутреннее строение человека»).

  6. А где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?

  7. Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от животного?

РАЗДЕЛ З. «БЕЗОПАСНЫЙ МИР»

Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний, о безопасности поведения в окружающей среде.

Вопросы для собеседования

Безопасность в доме

1. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами, дома? А ты соблюдаешь эти правила?

2. Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему?

3. Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

4. Если я наберу по телефону номер (01, 02, 03, 04), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

5. Если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать?

Безопасность на улице

  1. Если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как, ты будешь себя вести? А если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут твои действия?

  2. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге?

  3. Как ты думаешь, улица — это удобное место для игр? Объясни почему?

  4. Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести?

  5. А знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

Безопасность в детском саду

  1. Представь, мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?

  2. Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться?

  3. Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?

  4. Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?

  5. Представь, что к нам пришел новый мальчик (или Незнайка), а тебе надо объяснить ему, как пользоваться нашим спортивным уголком. Что ты будешь делать?

РАЗДЕЛ 4. «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»

Цель: изучить особенности знаний детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.

Вопросы для собеседования:

  1. Скажи, пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом? Разговаривают? А что было бы, если бы люди не общались?

  2. Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты скажешь — здравствуй, а кому — здравствуйте. Почему? А когда мы еще говорим эти слова?

  3. Если тебе нужно что-то спросить, то как ты обратишься к другу? А к взрослому? А незнакомому взрослому?

  4. Как ты думаешь, твое здоровье зависит от твоего поведения и твоих привычек? Объясни, пожалуйста, почему?

  5. Игровая ситуация «Два сердитых мальчика». Ребенку предлагаются картинки с изображением мальчиков, готовых к драке. Задается серия вопросов: как бы ты поступил, чтобы не случилось драки? А если драка все же случится, как это может отразиться на здоровье мальчиков? Что делать, чтобы злость проходила?

  6. Ты когда-нибудь болел? Кто помогал тебе выздороветь? Как помогал? А что ты чувствовал при этом, поделись, пожалуйста.

  7. Если в твоей семье заболеет кто-нибудь из близких, ты сможешь ему чем-нибудь помочь? Как ты будешь помогать папе (маме, бабушке, братику и т. д.), расскажи, как будешь ухаживать за больным?

Критерии оценки детей по мотивации здорового образа жизни:

  • наличие ответов на вопросы и решений предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;

  • адекватность детских ответов и решений;

  • полнота и глубина ответов, валеологическая эрудированность ребенка;

  • перенос имеющихся валеологических знаний в решение проблемных и имитационных ситуаций;

  • активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Уровни знаний детей

I уровень – высокий (3 балла)

От 80% до100%

Ребенок владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы по четырем направлениям диагностики дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя здоровьесберегающую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят целостный характер.

II уровень – средний (2 балла)

От 65 до 80%

Ребенок отчасти владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы по четырем направлениям диагностики ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими коммента риями, иногда проявляется здоровьесберегающая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о здоровьесберегающей избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу изни.

III уровень – низкий (1балл)

От 50% до 65%

Ребенок слабо владеет здоровьесберегающим содержанием, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов по четырем направлениям диагностики ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем.



























Приложение 2


Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни

Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

1. Здоровый человек — это...

2. Мое здоровье...

3. Иногда я болею, потому что...

4. Когда я болею, мне помогают...

5. Когда у человека что-то болит, то он...

8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

7. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...

8.Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

9.Когда мои друзья болеют, то я...

10.Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.

Результаты оформляются в таблицу.


Бланк диагностики отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни


ФИО ребенка Возраст

вопроса

Направленность отношения

Детские суждения (комментарии)


1



2



3



4….





Обработка результатов: в последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение.

По характеру ответов Вы сделаете вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Обработка результатов требует индивидуального подхода, с учетом жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.


Критерии отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни


Низкий: Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные. Дети не имеют представлений о здоровье. Знают слово «болезнь», но неправильно его интерпретирует. Не знают, как действовать в опасных для здоровья ситуациям. Желания о здоровье носят хаотичный характер. Не знают теоретические основы о здоровом образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию дошкольного образовательного учреждения. Не способны к переносу знаний, навыков в новые ситуации. Слабая мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом

Средний: Дети затрудняются при самостоятельном решении проблемных заданий и нередко нуждаются в помощи воспитателя. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей недостаточно развернутые и слабо аргументированные. Дети имеют слабое представление о своем здоровье. Знают слово «болезнь», но интерпретируют не точно. Частично знают, как действовать в опасных для здоровья ситуациям. Хотят быть здоровыми, но объяснить это в речевом плане не могут. Частично знают теоретические основы о здоровом образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию дошкольного образовательного учреждения. Иногда способны к переносу знаний, навыков в новые ситуации.

Высокий: Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точных, обобщенных и осознанных знаний о здоровом образе жизни; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умственном плане. Дети умеют планировать свою деятельность. Ответы детей на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, четкие, ясные, полные, аргументированные. Дети имеют полное представление о своем здоровье и здоровье в целом. Знают слово «болезнь», правильно поясняют его значение. Знают правила поведения в опасных для здоровья ситуациях. Четко формулируют свои желания быть здоровым. Знают теоретические основы о здоровом образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию дошкольного образовательного учреждения. Способны к переносу знаний, навыков в новые ситуации. Сильная мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом

Критерии составлены на основе диагностики отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни, на основании опросника для детей старшего дошкольного возраста (мотивация ЗОЖ), наблюдений и бесед с ребенком


Приложение 3

Протокол диагностики группы №

п п

Показатели








Ф.И.О. ребёнка

Возраст

1

2

3

4

5

6

7

8

Общий уровень двигательной активности

Здоровый

человек


Человеческий организм

Безопасный

мир

Безопасность в доме

Безопсность на улице

Безопасность

в детском саду

Я и другие

люди

Отношение ребенка

к здоровью

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1





















2





















3





















4





















5





















6





















7





















8





















Общий уровень овладения:

Выше среднего

















чел %

чел %

Средний

















чел %

чел %

Ниже среднего

















чел %

чел %

































11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение арттерапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Автор: Белякова Виктория Леонидовна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129767

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства