-
«Колумбово яйцо».
Известно несколько разрезов фигуры овальной формы с целью получения игры «Колумбово яйцо».
Округлость большинства фигур располагается к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных. Особенно выразительными получаются силуэты пеликана, лебедя, клоуна.
Игра вызывает у детей большой интерес, поэтому сразу после рассматривания её элементов, можно предложить составить силуэты птиц, выбирая для этого необходимые детали. В дальнейшем составленные детьми силуэты будут разнообразиться, и усложняться по структуре, выразительности, степени сходства с реальными предметами. Если взрослые направляют деятельность ребёнка, то у него развиваются геометрическое воображение, пространственные представления, наблюдательность, умственные способности.
«Сфинкс».
В наборе игры семь простых геометрических фигур: четыре треугольника и три четырёхугольника с разным соотношением сторон. Эти элементы получаются в результате разрезания прямоугольника.
Внимание детей привлекают, прежде всего, образцы ракеты, самолёта, парусника, птиц. Опора на образец поможет справиться с задачей. Разнообразие образцов побуждают детей к творчеству, поиску и использованию различных приёмов. Дети овладевают умением самостоятельно реализовать задуманное, свободно осуществляя практические действия, отыскивая нужное расположение элементов игры.
«Листик».
Набор игры включает девять элементов, получаемых в результате разрезания геометрической фигуры сложной конфигурации, напоминающей схематическое изображение сердца или форму листика растения. Округлые и угловые детали набора позволяют составлять всевозможные силуэты, передавать многообразие окружающего предметного мира. Полученные силуэты изображения своей выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки.
Способы создания силуэтов остаются прежними, основанными на принципе: от простого к сложному. Но поскольку у детей уже есть опыт создания силуэтов из угловых и округлых деталей, то возможен иной путь: от замысла к изображению. Дошкольник может создать силуэты, которых нет в образцах.
Упражнения детей в создании силуэтов благотворно сказывается на результаты изобразительной деятельности, в частности предметного рисования.
«Вьетнамская игра».
Элементы игры можно получить, разрезав круг на части. При разрезании необходимо строго следовать образцу в пособии. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры, что побуждают ребёнка к составлению из них силуэтов животных.
Вначале лучше освоить составление силуэтов из неполного набора элементов, затем – составление по образцам с указанием составляющих силуэтов частей, и только после этого можно приступить к работе по контурному образцу, рисунку и собственному замыслу.
Увлекает детей наряду с составлением силуэтов подрисовка, создание фона, сюжета.
«Пентамино».
Двенадцать разных по форме, но равных по размерам элементов составляют игру «Пентамино». Каждый элемент игры состоит из пяти равных квадратов.
Составлять силуэты из элементов «Пентамино» довольно сложно, поэтому вначале необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п. Затем можно предложить ребёнку составить силуэты игрушек, предметов мебели, разных видов транспорта, животных, выбрав для этого необходимые два-три элемента из полного комплекса игры. Составляя простые образные силуэты, дети осваивают характерные для данной игры способы соединения элементов. Это развивает у них элементарное пространственное видение, способность размещать элементы на плоскости, исходя из задуманного, ориентироваться в соотношении размеров, учитывать поставленную перед собой цель.
Дети хорошо осваивающие «Пентамино», могут составлять силуэты по собственному замыслу, уже не пользуясь образцами или обращаясь к нерасчленённому образцу и пытаясь адекватно расположить элементы игры.