kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум организации дидактической игры для ФЭМП у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • «Колумбово яйцо».

    Известно несколько разрезов фигуры овальной формы с целью получения игры «Колумбово яйцо».

    Округлость большинства фигур располагается к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных. Особенно выразительными получаются силуэты пеликана, лебедя, клоуна.

    Игра вызывает у детей большой интерес, поэтому сразу после рассматривания её элементов,  можно предложить составить силуэты птиц, выбирая для этого необходимые детали. В дальнейшем составленные детьми силуэты будут разнообразиться, и усложняться по структуре, выразительности, степени сходства с реальными предметами. Если взрослые направляют деятельность ребёнка, то у него развиваются геометрическое воображение, пространственные представления, наблюдательность, умственные способности.

    «Сфинкс».

    В наборе игры семь простых геометрических фигур: четыре треугольника и три четырёхугольника с разным соотношением сторон. Эти элементы получаются в результате разрезания прямоугольника.

    Внимание детей привлекают, прежде всего, образцы ракеты, самолёта, парусника, птиц. Опора на образец поможет справиться с задачей. Разнообразие образцов побуждают детей к творчеству, поиску и использованию различных приёмов. Дети овладевают умением самостоятельно реализовать задуманное, свободно осуществляя практические действия, отыскивая нужное расположение элементов игры.

    «Листик».

    Набор игры включает девять элементов, получаемых в результате разрезания геометрической фигуры сложной конфигурации, напоминающей схематическое изображение сердца или форму листика растения. Округлые и угловые детали набора позволяют составлять всевозможные силуэты, передавать многообразие окружающего предметного мира. Полученные силуэты изображения своей выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки.

    Способы создания силуэтов остаются прежними, основанными на принципе: от простого к сложному. Но поскольку у детей уже есть опыт создания силуэтов из угловых и округлых деталей, то возможен иной путь: от замысла к изображению. Дошкольник может создать силуэты, которых нет в образцах.

    Упражнения детей в создании силуэтов благотворно сказывается на результаты изобразительной деятельности, в частности предметного рисования.

    «Вьетнамская игра».

    Элементы игры можно получить, разрезав круг на части. При разрезании необходимо строго следовать образцу в пособии. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры, что побуждают ребёнка к составлению из них силуэтов животных.

    Вначале лучше освоить составление силуэтов из неполного набора элементов, затем – составление по образцам с указанием составляющих силуэтов частей, и только после этого можно приступить к работе по контурному образцу, рисунку и собственному замыслу.

    Увлекает детей наряду с составлением силуэтов подрисовка, создание фона, сюжета.

    «Пентамино».

    Двенадцать разных по форме, но равных по размерам элементов составляют игру «Пентамино». Каждый элемент игры состоит из пяти равных квадратов.

    Составлять силуэты из элементов «Пентамино» довольно сложно, поэтому вначале необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п. Затем можно предложить ребёнку составить силуэты игрушек, предметов мебели, разных видов транспорта, животных, выбрав для этого необходимые два-три элемента из полного комплекса игры. Составляя простые образные силуэты, дети осваивают характерные для данной игры способы соединения элементов. Это развивает у них элементарное пространственное видение, способность размещать элементы на плоскости, исходя из задуманного, ориентироваться в соотношении размеров, учитывать поставленную перед собой цель.

    Дети хорошо осваивающие «Пентамино», могут составлять силуэты по собственному замыслу, уже не пользуясь образцами или обращаясь к нерасчленённому образцу и пытаясь адекватно расположить элементы игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум организации дидактической игры для ФЭМП у детей дошкольного возраста»

Цель: Упражнять детей в счёте.



Ход игры: Взрослый кладёт на стол любое количеств мелких предметов и называет их число, допустим 3. Ребёнок не пересчитывая лежащие предметы, считает дальше, например,



до 7.



Основное правило: не называть число, уже названное водящим. Право быть водящим получает тот, кто ответил без ошибки.



«Считай дальше»



(2 вариант)



Цель: Упражнять детей в счёте до 10 от названного числа.



Ход игры: Взрослый бросает мяч и называет любое число



от 1 до 10. Ребёнок продолжает счёт от



названного числа и бросает мяч обратно.



Основное правило: не называть число уже названное



ведущим.



«Что изменилось»



Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.



Ход игры: Предложите детям запомнить, на каких по счёту



ступеньках находятся животные. Ребёнок закры-



вает глаза, в это время взрослый меняет игрушки



местами. Открыв глаза ребёнок должен рассказать что изменилось.



Впоследствии игру можно усложнить: менять



местами не 2, а 4 игрушки, менять места всех игрушек, добавлять к лесенке новые ступеньки.



«Не смотри»



Цель: Упражнять детей в счёте предметов .



Ход игры: для игры нужно взять 20 – 30 одинаковых мелких



предметов (пуговиц, камешков, кубиков). Рассыпь те их на столе. По сигналу двое играющих с закрытыми глазами собирают на ощупь предметы. Тот, кому удалось собрать, например 5, предметов, останавливает игру словом «5». Играющие открывают



глаза, проверяют количество собранных предметов.



Тот, у кого их 5, берёт предметы себе, а у кого их



больше или меньше 5, вновь рассыпают предметы



по столу.



Игра заканчивается тогда, когда собраны все



предметы. Можно проверить, кто набрал больше. Для



этого нужно без счёта разложить предметы в 2 ряда один под одним. Можно проверить по – другому: каждый играющий кладёт свой выигрыш в ряды по 5 штук, и все



считают и сравнивают количество рядов.



«Кто больше»



Цель: Закрепить умение детей отсчитывать в определённое



количество предметов.



Ход игры: Поставить на стол коробку счётных палочек. Иг-



рающие договариваются выкладывать из палочек



любые фигуры. Основное правило: каждую фигуру



выкладывают из 4 – х палочек. По сигналу начинают игру. По окончании условленного времени



2 – 3 мин.



проверяют, кто сколько фигур успел выложить и



определить победителя.



«Который ушёл»



Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.



Ход игры: Предложить детям построить лесенку из 4 – х



ступенек и на каждую ступеньку поставить по одной игрушке.



Договариваются считать ступеньки снизу. Ребёнок



отворачивается, взрослый убирает одну игрушку.



Повернувшись, ребёнок должен сказать, которой по счёту



игрушки не стало.



«Поручение»



Цель: Упражнять детей в умении отсчитывать предметы по



названному числу, называть числительное, согласуя



с существительным.



Ход игры: Взрослый называет знакомое ребёнку число.



Ребёнок приносит такое же количество игрушек и



называет их.



Затем число называет ребёнок, поручение выполняет



взрослый.



Взрослому нужно время от времени ошибаться, но не



Более чем на 1. За каждое правильно выполненное



поручение играющий получает фишку.



Аквариум



Цель: Развивать у детей внимание. Учить детей считать до 5; 10.



Ход игры: В «аквариуме» жёлтые и красные рыбки.



Какая в правом верхнем углу?



Куда плывёт? (слева – направо)



Сколько больших рыбок?



Сколько маленьких рыбок?



Сколько красных?



Сколько жёлтых?



Как «Лыжная эстафета»



«Удивительное дерево»



Цель: Учить детей считать до 10 в прямом счёте,



обратном, через 1.



Ход игры: Дерево с прорезями. На нём цветные



цифры.



Красные – счёт прямой



Синие – счёт обратный



Жёлтые – счёт через 1.



Вершки и корешки



Цель: Развивать у детей внимание. Учить



Считать в пределах 5; объяснить значение



Слов «больше», «меньше».



Ход игры: Играют 7 детей. 4 рисунка – корешки,



3 их вершки.



«Корешок, корешок, где твой вершок? »



Дети встают парами.



«Всем ли хватило вершков?



Чего больше? Чего меньше?



На сколько?



«Сосчитай пятнышки»



Цель: Помочь детям понять, что число предметов не



Меняется, как бы ни размещали их.



Оборудование: 30 фишек; 12 карточек (4х5) ; на трёх карточках



написать цифру «1»; на трёх – «2»; на трёх – «3»; на трёх – «4»; игровое поле с деревом.



Ход игры: Играют втроём, у каждого по 10 фишек.



Перемешать карточки лицом вниз. Делая ход берут карточку и ставят свою фишку на цветок, или существо, число пятнышек на котором совпадает с числом на карточке. Если игрок не может найти существо с нужным числом пятнышек, он пропускает 1 ход. Фишки у каждого разного цвета. Игра заканчивается после того, как все пятнышки будут закрыты фишками.



«Составь поезд»



Цель: Учить детей сложению и вычитанию в пределах 5; 10.



Ход игры: Каждый играющий получает по 4 карточки из одного набора (делятся пополам). Выигрывает тот, кто быстрее и правильно составит поезд по номерам вагонов (чтобы узнать номер вагона, нужно решить пример, который на нём записан) .



Сложение и вычитание в пределах 10 (играют вдвоём одним набором – у вагончиков по 2 колеса) .



«Домики – лото»



Цель: Познакомить с цифрами от 1 до 9.



Оборудование: Пластмассовые цифры; 2 домика; «кирпичики» 3х2



- 30 штук.



Ход игры: Играют вдвоём. У каждого по 15 «кирпичиков», цифры



в пакет. Делая ход, вынимаем из пакета цифру. Ставит



«кирпич» на место, совпадающее с номером «кирпича»



на стенке его домика. Цифру обратно в пакет. Выигры-



вает тот кто первым построит домик.



«Вишнёвый пирог»



Цель: Познакомить детей с числами, введение понятия «вычитание» т. к. поочерёдно снимаются части крышки и подсчитываются оставшиеся.



Оборудование: «пирог», разделённый на 8 частей; кубик.



Ход игры: играют 2 или втроём.



1 в. Делая ход, игроки бросают кубик и снимают с пирога столько



частей, сколько очков выпадает на кубике. Чтобы снять последнюю часть крышки, нужно обязательно выбросить «1». (цель: снять последний кусок (часть) крышки с пирога.



2 в. Вести счёт игры можно и по «вишенкам» - маленьким призам за каждую выигранную партию. После определённого числа партий пяти, эти «вишенки» подсчитываются, и тот, у кого их окажется больше, считается победителем.



3 в. Можно играть и по – другому.



Класть на пирог части крышки или ягодки, согласно числу выпавших очков.



«Зоопарк»



Цель: Учить детей считать до 10.



Ход игры: «Клетки» для зверей с цифрами. Звери тоже с цифрами.



Найди клетку.



«Угадай – ка»



Цель: Развивать у детей мышление. Учить считать до 10.



Ход игры: «Я задумала 2 числа. Сложила их и получилось 4.



Какие числа я задумала? »



Работа с карточками.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практикум организации дидактической игры для ФЭМП у детей дошкольного возраста

Автор: Шурова Елена Владимировна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 269002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства