Практикум для родителей дошкольников «Договор с ребенком или как наладить взаимоотношения»
Практикум для родителей дошкольников «Договор с ребенком или как наладить взаимоотношения»
Как часто мы срываемся на своих детей, повторяем по много раз то, что по-нашему мнению ребенок должен выполнять беспрекословно, автоматически. Это нам кажется, что он знает все свои обязанности, потому что они для взрослых очевидны, а для ребенка они не актуальны, если не представлены ему как обязанности, которые есть и у родителей, и у ребенка.
Представляю вашему вниманию алгоритм действий для урегулирования семейных взаимоотношений, который поможет избежать ссор с ребенком, легок в применении, посредством которого вы сможете преодолеть капризы и негативные реакции со стороны ребенка по бытовым вопросам, договориться друг с другом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум для родителей дошкольников «Договор с ребенком или как наладить взаимоотношения»»
Практикум для родителей дошкольников «Договор с ребенком или как наладить взаимоотношения»
Как часто мы срываемся на своих детей, повторяем по много раз то, что по-нашему мнению ребенок должен выполнять беспрекословно, автоматически. Это нам кажется, что он знает все свои обязанности, потому что они для взрослых очевидны, а для ребенка они не актуальны, если не представлены ему как обязанности, которые есть и у родителей, и у ребенка.
Представляю вашему вниманию алгоритм действий для урегулирования семейных взаимоотношений, который поможет избежать ссор с ребенком, легок в применении, посредством которого вы сможете преодолеть капризы и негативные реакции со стороны ребенка по бытовым вопросам, договориться друг с другом.
Разделите лист на столько колонок, сколько членов семьи проживает в одной квартире и напишите в каждой колонке обязанности каждого члена семьи. Обсудите их с ребенком.
Запишите, какие поощрения и наказания используются вами для управления поведением ребенка дома.
Составьте график обязанностей для ребенка.
Составьте договор с ребенком и обсудите его на семейном совете в присутствии ребенка.
Контролируйте выполнение домашних обязанностей ребенком в каждый вечер и держите свое слово: если обещали поощрить или наказать- сделайте это не откладывая.
Наблюдайте положительные изменения в поведении ребенка. Период адаптации к новым требованиям к ребенку примерно- 3 недели.
Обязанности ребенка по дому
Обязанности ребенка по дому помогают ему стать самостоятельным. Составьте график выполнения ребенком обязанностей, прикрепите его в комнате ребенка. Помните, что для закрепления навыка самостоятельного выполнения домашних обязанностей необходимо как минимум 3 недели. Ежедневный контроль выполнения обязанностей со стороны родителей поможет избежать многих проблем в поведении ребенка. Желательно привлечь ребенка к оформлению графика выполнения обязанностей. В левом столбике расположите обязанности. Пусть ребенок нарисует или приклеит изображения, символизирующие обязанности, например, уборка игрушек – неваляшка, уборка посуды – нарисовать чашку. В течение недели отмечайте в присутствии ребенка выполненные обязанности. Если ребенок выполнил все обязанности- получает поощрение, если не выполняет половину и более обязанностей – наказание. Поощрения и наказания устанавливаются и доводятся до сведения ребенка заранее, ими являются наиболее значимые увлечения ребенка на данный момент (просмотр мультиков, рисование, игра в любимую игру). Для повышения мотивации у ребенка выполнения домашних обязанностей в понедельник сообщите ребенку, что если в течение недели он будет выполнять обязанности, его ждет в воскресенье вознаграждение в виде любимого занятия, совместного похода с родителями, друзьями в кафе, цирк, прогулка.
С 3 лет вы можете ввести для ребенка - 3 - 5 обязанностей, помогая ребенку в их выполнении.
Примерный перечень обязанностей
для ребенка 3-5 лет
Уборка игрушек
Уборка одежды на отведенное для нее место
Заправить кровать
Уборка посуды за собой со стола
Одевание – раздевание самостоятельное
Полив цветов (под присмотром взрослого)
Чистка зубов
Уборка грязного белья в корзину
Сон в 21.00 – на выбор ритуалы мультфильм, книга, спокойная игра, массаж - до 10 -15 минут.
С 5 лет прибавляется еще 2-3 обязанностей.
Вымыть за собой посуду
Постирать свое белье, без акцента на качество выполнения (трусы, носки)
Подмести пол
Выполнить домашние задания
Уборка в своей комнате (со стола, вытереть пыль)
Выполнение домашнего задания
Приведение своего рабочего места в порядок
Вынести мусор
Договор с ребенком
Заключается между родителями и ребенком в случае непослушания, невыполнения требований родителей, капризах, истериках у ребенка начиная с 4 лет на 1-3 месяца. Выполнение договора четко контролируется родителями. Все пункты обсуждаются, доводятся до сведения ребенка.
Участники: (все члены семьи).
Прочие пункты и условия (по необходимости)
Поощрения (в зависимости от количества выполненных обязанностей. Например. Если у ребенка 5 обязанностей, а поощрение – просмотр телевизора, то за 5 примерно 15 минут просмотра, за 4 – 10 минут и т.д.)
Наказания (не отсроченные, должны производиться сразу; исключение – общественные места. Основа - словесные)
Печать Подписи всех членов семьи
Домашние обязанности
Если у ребенка не будет привычки к повседневному труду, это отразится на его будущей семейной жизни. Делим обязанности на всех!!!
Распределите домашние дела между всеми в семье. Обсуждать это лучше на семейном совете, с обязательным участием детей.
Разделите все обязанности на постоянные и временные. Например, постоянные - уборка, мытье посуды, стирка, прогулки с собакой. Временные - генеральная уборка, ремонт, мытье окон и др.
Теперь выделяем из них специфические мужские, женские и детские обязанности. Определяем затраты времени на каждого, перераспределяем объем обязанностей: разгрузим маму, передав часть дел папе и детям.
Выделяем временные и постоянные поручения для ребенка.
Зарисуйте это распределение и поместите для всеобщего обозрения.
Как быть, если ребенок забывает о своих обязанностях?
Нужна система напоминаний, использовать можно самые разные приемы. Ребенок сам выберет такой способ, который его устраивает. Ребенку постарше удобно пользоваться таблицей-календарем, в которой заранее обозначены домашние дела и есть место, чтобы отметить: выполнено - не выполнено. Сделайте большой рисунок дерева с незакрашенными листочками. Выполнив какую-то работу, малыш может закрасить один листочек (начиная с нижних), постепенно все дерево "зазеленеет", а ответственный исполнитель получит какой-нибудь приз.
Как заинтересовать ребенка?
Иногда он может меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, познакомиться с другими, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ: испытать мамину каждодневную нагрузку.
Позволяйте ребенку самому выбирать средства, которые помогают облегчить домашний труд.
Предоставляйте больше возможностей для творчества в домашней работе. Можно сделать из бумаги большую ромашку с отдельно вырезанными сердцевиной и несколькими лепестками. На каждом лепестке написать по одному виду домашней работы (или сделать рисунки): мытье посуды, уборка комнаты, помощь в приготовлении обеда, выполнение вовремя всех уроков, утренняя зарядка, чтение, рукоделие, занятия спортом.
Сделав что-то из перечисленного, ребенок в течение дня сам прикрепляет к сердцевине ромашки соответствующие лепестки. И сразу видно, что было сделано за день. Если в семье двое детей, то каждый делает себе свою ромашку. Можно даже устраивать семейные соревнования, в чьей ромашке к вечеру больше лепестков. Отмечать необходимо не только количество дел, но и качество их выполнения.
Если ребенок не хочет убирать
за собой игрушки
Помните, что прививать привычку убираться за собой стоит начинать с раннего детства.
Твердо для себя решите, что это необходимо, и вы будете этого требовать от ребенка.
Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи: одежду, обувь, книги, посуду, украшения. Ребенок быстро поймет, что у каждой вещи в доме есть свое место. Помните, что для ребенка особенно раннего и младшего дошкольного возраста характерной чертой является подражание.
Начиная приучать ребенка к порядку, помогайте ему прибирать игрушки: одну мама, одну ребенок.
Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего, что и куда складываете.
Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно, но твердо.
Не приказывайте.
Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.
Не требуйте порядка в ящике с игрушками. Главное, что ребенок убрал их на место.
Учитывайте возраст и возможности ребенка.
Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для ребенка. Например, игра «Помоги маме».
Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием спать. Можно игрушки уложить спать, отправив их на свое место.
Не позволяйте себе и другим членам семьи убирать игрушки за ребенка, если он может это сделать сам.
Дайте понять ребенку, что это его обязанность как члена семьи, наравне с тем, что мама готовит еду, папа выносит мусор. Покажите ребенку взаимозависимость друг от друга: если ребенок не уберет игрушки, кто-то может за них запнуться и упасть.
Поощряйте самостоятельные попытки ребенка убрать игрушки похвалой.
Сделайте уборку игрушек заключительной частью игры, обязательной и постоянной. Ребенок привыкнет к этой обязанности, и не будет протестовать против ее исполнения.
Введите уборку игрушек как правило для ребенка. Пусть ребенок знает, что вы не будете читать ему книжку или рисовать, пока в комнате разбросаны игрушки.
Семейные правила
Семья – единое целое.
Совместное принятие решений.
Главные в семье – родители, выполняющие свои роли, воспитывающие своих детей, а не капризничающие дети, воспитывающие своих родителей.
Единство в требованиях между всеми воспитывающими ребенка взрослыми.
У каждого члена семьи есть свои обязанности. Обязанности должны быть и у ребенка. За выполнением их следят родители.
Выполнение режима дня ребенком обязательно!
При несовпадении мнений – садимся за стол переговоров и обсуждаем, договариваемся, принимаем решение.
Скандалы, бранные слова – недопустимы ни одним членом семьи.