Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Светлой Пасхи».
Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Светлой Пасхи».
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Светлой Пасхи».»
Познавательно - творческий проект, в старшей группе детского сада
«Праздник Светлой Пасхи».
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: познавательный.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой .
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта — воспитатель.
Дети и родители старшей группы.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Задачи работы с детьми:
Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
Развивать интерес к русской национальной культуре.
Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.
Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.
Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.
Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.
Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
Задачи работы с родителями:
Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.
Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.
Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).
Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
Организация выставки «Пасхальные традиции»
Актуальность проблемы:
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Комплекс мероприятий:
Познавательные занятия
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца».
Конструирование с алиментами аппликации «Символы Пасхи»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха», информировать о теме, целях и задачах актуального проекта.
Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
Информационный материал «Пасхальные яйца необычной раскраски».
Итоговое мероприятие:
Праздник «Пасха Светлая».
Ожидаемый результат:
У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.
Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.
Этапы реализации проекта.
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Ход
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
20 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному -пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
2. Беседа «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?
И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И ещѐ это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
4.Рекомендуемая литература для чтения детям:
Александр Блок – "Вербочки"
Александр Куприн - "Пасхальные колокола"
Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко..."
Аполлон Майков - "Христос воскрес!"
Аполлон Майков - "Вербная неделя"
Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая..."
Василий Никифоров-Волгин - "Плащаница"
Василий Никифоров-Волгин - "Светлая заутреня"
Василий Никифоров-Волгин - "Канун Пасхи"
Вильгельм Кюхельбекер - "На Воскресение Христа"
Владимир Бенедиктов - "Воскресная школа"
"Великая суббота"
Иван Шмелёв - "Лето Господне" (Отрывок)
Константин Бальмонт - "Красота Благовест"
Константин Роше - "Христос воскрес! "
Константин Фофанов - "Под напев молитв пасхальных..."
К. Р. "Тебе, Воскресшему, благодаренье!.."
Лев Зилов - "Легенда о Христовом жаворонке"
Лидия Чарская - "Колокола"
Милий Стремин - "По утрам еще морозит..."
Михаил Лермонтов - "Молитва"
"Молитва"
Семён Надсон - "Сила любви"
Сергей Городецкий - "Солнце плыло из-за утренней зари..."
Сергей Есенин - "Сохнет стаявшая глина..."
5.Подбор иллюстраций
Н. Рерих « Русская пасха».
Н. Пимоненко « К заутрене».
С. Жуковский « Пасхальный натюрморт».
Н. А. Кошелев « Дети катающие пасхальные яйца».
С. Ф. Колесников « Пасха»
Б. Кустодиев « Христосование»
Праздник « Пасха Светлая».
В зал под фонограмму русской народной музыки заходят дети старшей и подготовительной групп, в русских народных костюмах.
Встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, добрые молодцы, да красные девицы! Проходите, посмотрите – какие у нас гости знатные. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Добрый день! (с поклоном)
Воспитатель: Здравствуйте гости, милости просим!
Пасху открываем, праздник начинаем!
Ребёнок:
Опять пришла весна.
Сейчас жизнь стала снова светлой сказкой: Андрей
Мы поздравляем от души,
С великой и прекрасной пасхой!
Воспитатель: Как замечательно, что Пасха всегда бывает весной. Ведь весной просыпается, оживает природа, тает снег, весело капают сосульки, распускается верба, заявляя, что наша северная природа скоро наградит наси все живущее на земле новыми благами.
Ребёнок:
Опять природа пробудилась
Проснулись поле, лес, река Коля И.
И сообщили новость птицы
«Ликуйте все, пришла весна!»
Ребенок:
Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе, Денис
Все после зимних бурь
И бед вздохнуло на свободе.
Ребенок:
Идет матушка – весна,
Отворяй- ка ворота
Первый март пришел,
Всех детей провел,
а за ним апрель
отворил окна и дверь
А уж придет май,
Сколько хочешь гуляй.
Ребенок:
Пришла весна
Весна – красна
И всех гулять зовет она!
Солнце яркое встает,
Всех на улицу зовет!
Веселится народ
- праздник Пасхи у ворот!
Ведущий:
Вставайте ка ребята в большой, широкий круг,
И за руки возьмите своих друзей, подруг.
Закружится над нами лазурный небосвод,
Разбудит лес и поле веселый хоровод!
Хоровод «Веснянка»
Ведущая: В самый светлый и любимый праздник – Пасхи Христова все верующие люди празднуют воскрешение Иисуса Христа. Отовсюду доносится колокольный звон, прославляющий Спасателя. Хозяйки пекут сдобные куличи, делают творожные пасхи, красят яйца, а затем отправляются в церковь, чтобы их освятить.
Ребенок:
Повсюду слышан громкий смех,
Щебечут птицы звонко
О том, что праздник наступил Костя
Для каждого ребенка
Ребенка:
Запахло сдобным калачом
У нашего порога Вика
Творожной пасхой угощусь,
Попробую немного
Ребенок:
Возьму я кисточку, гуашь
И потружусь на славу,
Раскрашу яйца в разный цвет Вася
Чтоб Пасха засияла.
Вед:
Хорошо на колокольне позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольным, чтоб душа запеть могла.
Неделя после Пасхи называется Светлой Седмицей. Всем разрешается подниматься на колокольню и звонить в колокола. Поэтому всю неделю в городах и селах стоит радостный звон, он несет добрую благую весть о Воскресении Христа и называется «благовест»
Послушайте, как радостно звучат колокола. (звон колоколов).
Песня «Дин дон»
Вед:
Пасху встречали и еще как праздник весны. Солнышко начинало пригревать
по – весеннему, распускались первые цветы, зеленели первые травы. Начинались работы на полях. Чтобы вырос хороший урожай, нужно было попросить об этом у солнышка. Деревенские ребятишки пели – приговаривали.
Дети:
Солнышко- солнышко
Выгляни в окошко, Нина
Не пеки далеко, пеки за реку.
Как у нас за рекой калачи горячи, Олег
Каша масляная, блины сахарные.
Солнышко – ведрышко, выгляни в окошечко
Где твои детки?
Сидят на печке, лепешки валяют, Ярослав
Тебя поджидают.
Солнце, солнце выблесни в оконце,
Дай овсу рост, чтобы до небес дорос, Лиза
Матушка – рожь, чтобы стала стеной сплошь
Закличка солнышка
«Солнышко – ведрышко»
Солнышко появись,
Красное обрядись, поскорей не жалей,
нас ребяток обогрей.
Вед:
Ребята, а давайте позовем к нам Солнышко
- Солнышко- солнышко выйди из – за речки, (раскрыть ладони)
Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, (раскрыть руки «полочкой»)
Посчитаем лучики: раз, два, три…(загибают пальцы)
Не закроют тучи яркие лучи. (скрестить руки перед собой)
Солнышко- солнышко выйди из – за речки, (раскрыть ладони)
Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, (раскрыть руки «полочкой»)
Мы давно тебя всем ждем, посвети своим лучом! (хлопки в ладоши)
Солнышко, вставай, лучики бросай. (постепенно поднять и опустить руки вниз)
ВЫСТУПЛЕНИЕ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ТАНЕЦ «Солнечных зайчиков»
Вед:
На Пасху на завалинке посиживаю, на народ поглядываю, все всегда запоминаю, да в копилку собираю, вот моя корзинка- копилка. А в ней рецепт записан какими – то загадками, а вы мне поможете отгадать ?
Крепкий круглый пузырек
Цветом бел, внутри желток.
Курочки его несут,
Расскажите, как зовут. (яйцо)
Я живу в морской воде,
Нет меня и быть беде,
Каждый повар уважает
И по вкусу добавляет. (соль)
Любят пить котята
Да малые ребята. (молоко)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
В торты, пироги и плюшки
Положить меня должны. (мука)
Виноградину сушили,
На солнцепеке положили,
Она от зноя истомилась,
А во что же превратилась? (изюм)
Вед: так что же из этих продуктов можно приготовить?
Без кулича, да без крашеных яиц и Пасхи не бывает. На празднике Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги.
«Крашенки» - так называются окрашенные в один цвет яйца.
«Писанки» - яйца окрашенные узорами.
«Крапанки» - яйца расписанные пятнами.
Цвета тоже имели свою символику:
Красный цвет – цвет радости жизни,
Желтый цвет – посвящается солнцу.
Зеленый цвет – символизирует весну.
Коричневый цвет – плодородие земли.
Яйцо символ солнца, жизни, любви и надежды!
Еще одна традиция Пасхи – прежде чем съесть крашенные яйца, с ними устраивали разные игры.
Пасху красную встречаем,
С яйцами играть не забываем.
Наше задание очень несложное
Для любого вполне возможное,
Берешь яйцо, кладешь в ложку
И пробежишь с ним немножко.
Бег с яйцами (киндер).
Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки!
Выходите поиграть, яйца красные катать
Игра сбей мячом яйца.
Игра «Отведи сестренку в храм» (мальчикам предлагается повязать девочкам платочки и отвести в нужное место)
Вед:
Несёт вам солнце яйца расписные –
Непростые, золотые!
Кто быстрее возьмет яйцо,
Тому достанется оно!
Игра «Кто быстрее» (Дети ходят вокруг блюда с яйцами под музыку, с окончанием музыки берут по одному яйцу, кому не досталось, тот выходит из игры)
Вед. В традиции русского народа были музыкальные игры пляски – веселые и задорные, под гармошку.
Игра – пляска «Платочек» (передавать платочек по кругу, когда остановится музыка, у кого останется платочек, тому нужно будет выйти в центр круга и сплясать).
ВЕД:
Вот и закончил наш праздник
В этот день я хочу пожелать,
Добрых дел и поступков прекрасных,
Каждый день лишь с улыбкой встречать,
Больше праздников солнечно – ясных,
Пусть удача идет впереди,
Дарит мир только яркие краски,
Пусть ничто не стоит на пути
В светлый праздник божественный Пасхи!
Хоровод «Веснянка»
- Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.
- Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.
-Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.
Ознакомление с художественной литературой
Пасхальные колокола
Автор - Александр Иванович Куприн
Быстро-быстро промчались впечатления вчерашнего дня и Великой ночи: плащаница в суровой холодной темноте собора, воздержание от еды до разговения, дорога в церковь, в тишине и теплоте апрельского синего вечера, заутреня, крестный ход, ликующая встреча восставшего из гроба Христа, восторженное пение хора, подвижная, радостная служба, клир в светлых сияющих парчовых ризах, блеск тысяч свечей, сияющие лица, поцелуи; чудесная дорога домой, когда так нежно сливаются в душе усталость и блаженство, дома огни, добрый смех, яйца, кулич, пасха, ветчина и две рюмочки сладкого портвейна; глаза слипаются; в доме много народа, поэтому тебе стелят постель на трех стульях, поставленных рядком; погружаешься в сон, как камень падает в воду.
Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля. Побаливает затылок, также спина и ребра, помятые спаньем в неудобном положении на жесткой подстилке, на своей же кадетской шинельке с медными пуговицами. Но что за беда? Солнце заливает теплым текучим золотом всю комнату, расплескиваясь на обойном узоре. Господи! Как еще велик день впереди, со всеми прелестями каникул и свободы, с невинными чудесами, которые тебя предупредительно ждут на каждом шагу!
Как невыразимо вкусен душистый чай (лянсин императорский!) с шафранным куличом и с пасхой, в которой каких только нет приправ: и марципан, и коринка, и изюм, и ваниль, и фисташки. Но ешь и пьешь наспех. Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Скорее, скорее!
На улице сухо, но волнующе, по-весеннему, пахнет камнем тротуаров и мостовой, и как звонко разносятся острые детские крики! Высоко в воздухе над головами толпы плавают и упруго дергаются разноцветные воздушные шары на невидимых нитках. Галки летят крикливыми стаями... Но раньше всего — на колокольню!
Все ребятишки Москвы твердо знают, что в первые три дня Пасхи разрешается каждому человеку лазить на колокольню и звонить, сколько ему будет удобно. Даже и в самый большой колокол!
Вот и колокольня. Темноватый ход по каменной лестнице, идущей винтом. Сыро и древне пахнут старые стены. А со светлых площадок все шире и шире открывается Москва.
Колокола. Странная система веревок и деревянных рычагов-педалей, порою повисших совсем в воздухе, почти наружу. Есть колокола совсем маленькие: это дети; есть побольше — юноши и молодые люди, незрелые, с голосами громкими и протяжными: в них так же лестно позвонить мальчугану, как, например, едучи на извозчике, посидеть на козлах и хоть с минуту подержать вожжи. Но вот и Он, самый главный, самый громадный колокол собора; говорят, что он по величине и по весу второй в Москве, после Ивановского, и потому он — гордость всей Пресни.
Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, — баммм… Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?
Самый верхний этаж — и вот видна вокруг вся Москва: и Кремль, и Симонов монастырь, и Ваганьково, и Лефортовский дворец, и синяя изгибистая полоса Москва-реки, все церковные купола и главки: синие, зеленые, золотые, серебряные... Подумать только: сорок сороков! И на каждой колокольне звонят теперь во все колокола восхищенные любители. Вот так музыка! Где есть в мире такая? Небо густо синеет — и кажется таким близким, что вот-вот дотянешься до него рукою. Встревоженные голуби кружатся стаями высоко в небе, то отливая серебром, то темнея.
И видишь с этой верхушки, как плывут, чуть не задевая за крест колокольни, пухлые серьезные белые облака, точно слегка кружась на ходу.
Конструирование «Пасхальные традиции» старшая и подготовительная группы