Познавательно – исследовательский проект «Бабулин огород"
Познавательно – исследовательский проект «Бабулин огород"
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с ФГОС и требованиями предусмотренными программой «От рождения до школы».
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно – исследовательский проект «Бабулин огород" »
Познавательно – исследовательский проект «Бабулин огород»
Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с ФГОС и требованиями предусмотренными программой «От рождения до школы».
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к опытнической и исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений в комнатных условиях, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
6. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
7. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огурцов, помидоров, перца, баклажанов, тыквы и др., выращенных самими дошкольниками.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Подмосковья.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.
Прогнозируемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности:наблюдения, беседы, практикумы.
Участникипроекта: дети старшей группы «Зайчик» ДОУ №4, родители и педагогический коллектив учреждения.
Сроки реализации проекта: с марта по ноябрь 2015года.
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
С помощью родителей собрали коллекцию семян.
Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
Сделали подборку дидактических игр: «Что можно приготовить», «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Угадай, что съел» и др.
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Дети под руководством воспитателей посадили семена огурцов, помидор, баклажана, перца, тыквы, кресс салата, лука, укропа, свёклы, редиски, базилика, петрушки.
Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде, в речном песке;
- проращивание семян овса через ткань «Травнички»;
- проращивание семян гороха в различных условиях.
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Проводились развивающие занятия, беседы, дидактические игры по данной теме.
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике (дом на курьих ножках, бревенчатый колодец, пугало Ванятка, парники, хозяйка бабуля Ягуля).
Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Коллектив группы (взрослые и дети) соберут урожай огурцов, лука, салата, редиски и др.. Дети с большим удовольствием попробуют овощи и зелень выращенные своими руками.
Все этапы проекта фотографируются и в результате мы оформим вместе с родителями альбом.
Была организована выставка детских работ.
Создадим фильм «Огород на подоконнике».
Совместно с музыкальным руководителем подготовим и проведем для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети покажут, чему они научились за время проекта.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
Беседа с родителями «Огород на окне».
Консультация для родителей «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах».
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в нашем регионе.
Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление, консервирование).
ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Земля.
Беседа: «Узнаем, какая земля»
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).
Человек.
Беседа: «Человек и растение»
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
Представление проекта
воспитатель1.
На краю полянки малой,
Вся трава как изумруд.
Там в избушке старой-старой
Кот с Ягою век живут
Аня.
Одиноко Бабке Ёжке.
Рядом с ней – сова да кошка,
И не радуют её
Даже курьи ножки.
Все боятся с нею встреч,
Не хотят садиться в печь.
Призадумалась бабуля,
Чем гостей к себе завлечь?
воспитатель2.
Обратилась к детям Ёжка
и ответили они:
Полина.
Надо доброй стать немножко,
И питаться не людьми,
не лягушками с мышами,
А картошкой с кабачками,
свёклой, репкой, сельдереем.
И увидишь ты сама –
Всё изменится тогда.
Маша.
И решила Бабка-Ёжка
огород себе взрыхлить
овощи там посадить.
воспитатель1.
Что-бы было всё как в сказке-
утром- сок, в обед- капустка в кадке.
Андрей.
Всё из семечек взрастила,
Но ей было не по силам,
И ребята Бабке- Ёжке
Помогали понемножку.
Всё подсказывали, всё замачивали.
Всё рыхлили, поливали
И советы ей давали
Ну, и с граблями играли.
Отмечали всё в тетрадке:
Что, и как растёт на грядке.
воспитатель2.
Все узнали без сомненья,
Солнце, воздух и вода-
Это лучшая среда
Для любых растений.
Почва влажной быть должна,
Хорошо удобрена.
Выйдет овощ – хоть куда
Всем на удивление!
воспитатель1.
Изменились времена-
Бабка-Ёжка уже не та.
Молода, бодра, здорова стала.
И она нам показала,
Всем без исключенья,
Свой волшебный огород
в нем порядок круглый год!
Саша В.
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Перцы сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Ещё для порядка
Сторож Ванятка -
Пугало сердитое,
Соломою набитое.
Василиса.
Лук, цветочки вырастают
их Ягуля охраняет.
Коль помочь ей хочешь ты,
то смелее заходи.
Грядки нужно прорыхлить
и из леечки полить.
Зацветут тогда цветы -
небывалой красоты!
Соня.
Всем советует Яга:
Чтоб здоровым быть всегда, Надо овощи любить все без исключения, В этом нет сомнения!
Что сажает огород
Потому что витамины
Нужно кушать целый год.
воспитатель2.
Как от наших от ворот
В зелен садик поворот.
Кто услышать всё старался,
Тот с гостинцами остался
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Старший дошкольный возраст
Цели: Расширение представлений детей о труде на полях/садах/. Систематизация знаний детей по теме "Овощи и фрукты"
Задачи:
Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.
Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Овощи», «Фрукты».
Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Виды совместной деятельности «Речевое развитие».
Беседы :
беседа с использованием личного опыта детей.
Знакомство с работой агронома, полевода
при помощи чего осуществляется торговля овощами и фруктами
рассказы родителей, о работе овощевода
Заучивание загадок, стихов.
Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме
Свободное общение:
«Что такое овощи?/фрукты»/»
«Какая польза от овощей – фруктов»
Совместное обновления рубрики/стенда для родителей/:
«Ешьте больше овощей /фруктов/, будете здоровы!»
«Познавательное развитие»
Беседы :
«Что посеешь, то и пожнёшь»
«Нет трудов нет и плодов»
« Почему нельзя употреблять немытые овощи, фрукты?»
Беседа со старшей мед. сестрой " Если хочешь быть здоров! "
Рассматривание:
фото, репродукций, иллюстраций, муляжей , натуральных овощей/фруктов/, рисунки других детей
Исследовательская, деятельность:
рассматривание и сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу)
Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры
Д/и " Кто скорее соберет"
Д/и " Что сажают в огороде"( см. приложение)
Д/и" "Подскажи словечко"
Пальчиковые игры " Садовник", "Хозяйка однажды с базара пришла", " Компот" ( см приложение)
«Социально – коммуникативное развитие»,
Экскурсии:
в магазин в «овощной отдел »
поход на огород
Участие в приготовлении фруктового салата или винегрета, др.блюд из овощей и фруктов.
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»
«Кафе»
Составление алгоритмов к сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом.( последовательность приготовления фруктового салата)
Обыгрывание сказки " Репка" для малышей
Труд
знакомство с профессиями –овощевод/полевод/
работа на огороде (посадка семян, полив растений, рыхление почвы).
участие в приготовлении блюд из овощей и фруктов.
изготовление муляжей овощей и фруктов
«Художественно – эстетическое развитие»,
Продуктивная деятельность.
Рисование - " Фрукты в вазе"
Лепка - " Угощение для крота" ( овощи и фрукты )
Аппликация -" Овощи на тарелке"
М/и «Апельсин»
Физическое развитие
Подвижные игры
" Сортируем овощи "
" Апельсин "
" Огород у нас в порядке"
Свободное общение " О витаминах и пользе их для детского организма" " О пользе овощных и фруктовых соков "
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок :
Предметные картинки по теме «Овощи» «Фрукты»
Овощи:
Стихотворения:
Барто A. Морковный сок.
Бжехова Я. Помидор.
Квитка Л. Осень. Кочан.
Кончаловский H. Показал садовод.
Коркин B. Что растет на нашей грядке?
Полякова T. Рано солнышко встает...
Сапгир Г. Цветы на картошке.
Трутнева E. Урожай, урожай!
Чиарди Дж. На этот раз пойдет рассказ...
Рассказы и сказки:
Белорусская народная сказка. Пых.
Бехлерова Е. Капустный лист.
Маршак С. Синьор Помидор.
Масаинов О., Гневашев И. Артисты с грядки.
Носов Н. Огурцы
Пинясов Я. Хитрый огурчик.
Русские народные сказки. Репка. Мужик и медведь.
Сапгир Г. Загадки с грядки
Синявский П.Непобедимое пугало.
Толстой Л. Корешки и вершки.
А.Пластов. «Костер в поле».
Дж. Родари «Чиполлино»
Фрукты:
Стихотворения:
Аким Я.Яблонька.
Квитко Л. Новая яблоня. Жалоба деревьев. Сливы. Вишенка.
Коринец Ю. Последнее яблоко.
Кутанин С. Сад.
Рашид У. Наш сад.
Токмакова И. Яблонька.
Рассказы и сказки:
Русская народная сказка. Гуси –лебеди.
Свинцов В. Сказка про яблоньку.
В.М. Каратай «Уборка урожая»
М. Сарьян «Натюрморт. Виноград», М.Сарьян «Натюрморт»
В. Ван Альст «Натюрморт с фруктами».
В. Сутеев «Мешок яблок».
К. Ушинский «История одной яблоньки».
Л. Толстой «Старик сажал яблони...»
Сухомлинский В. Внучка старой вишни.
Толстой Л. Косточка.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
Алгоритмы приготовления простейших блюд ( печенье с вареньем, винегрет, фруктовый салат, десерт из фруктов со сливками, бутерброд с сыром и т.д.)
Центр продуктивной деятельности:
Картинки для сказки «Репка», подборка материалов для изготовления масок по сказке «Репка». Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с семьёй
Беседа с родителями «Огород на окне».
Создание папки-передвижки «О пользе овощей и фруктов» или « Витамины в саду и на грядке»
Консультация для родителей «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах».
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в нашем регионе.
Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление, консервирование).