Просмотр содержимого документа
«Познавательное развитие с применением технологии ТРИЗ "Домашние птицы"»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ в средней группе группе «В» компенсирующей направленности «Речецветики» на тему «Домашние птицы»
Образовательная областьпознавательное развитие
Тема занятия «Домашние птицы»
Цель: расширение и уточнение представлений детей о жизни домашних птиц.
Задачи:
-Создать условия для ознакомления детей с особенностями жизни домашних птиц.
- Уметь различать и называть домашних птиц птенцов, из каких частей состоит тело, знать, где они живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку; учить устанавливать сходство и различие между птенцами;
- Учить находить признаки сходства и отличия внешнего вида домашних птиц;
-Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
-Развивать связную речь, внимание, умение слушать и отвечать на вопросы;
-Воспитывать способность гуманно относиться к птицам, ухаживать за ними.
Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и их птенцов, иллюстрация птичьего двора, картинки с изображением ласт.
Ход од:
Организационно-мотивационный этап
1. Организуем детей к началу занятия
Дети в свободной деятельности в группе.
Кто меня слышит – похлопайте, кто меня видит – потопайте!
Звенит в колокольчик:
А теперь все ко мне!
Дети собираются около воспитателя в кружок на ковре,
Отлично!
-Ребята, когда я пришла утром в группу, я увидела что-то необычное. А вы не заметили что-то интересное в группе?
Дети замечают корзину, где лежат яйца.
-Кто же спрятался в этой корзине?
-Ваши варианты? Есть еще предположения?
-Хотите узнать, что там?
-Как нам узнать?
-Здорово, хорошая идея
Воспитатель открывает корзину, а там яйца. Воспитатель удивляется:
а что же они здесь делают?
Как вы думаете, чье это яйцо, а кто в яйце, как вы думаете?
- Цыпленок.
-Вот беда. Что же нам делать с этой корзиной?
Ответы детей: помочь, проводить к маме.
А кто же мама?
Ответы детей.
-Интересный вариант. Кто еще так думает?
Это яйцо курицы.
- А курица – это какая птица?
- Домашняя птица.
Где она живет?
На птичьем дворе.
-Давайте подумаем, как нам найти хозяйку корзины, курицу? Давайте поможем им найти маму. Знаем ли мы дорогу, и куда нам идти? А что нам поможет не заблудиться и найти правильный путь? (Карта)
-У меня есть карта, в которой живет наш хозяин. Давайте возьмем карту, на ней выберем наш путь, и отметим наше движение стрелочками. Это нам поможет вернуться обратно в сад. Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.
- По дороге может быть опасно, но если мы будем знать, какие опасности нас поджидают, то легко с ними справимся.
-А кого же мы можем встретить?
-Какие будут варианты?
-Как называют птиц, которые живут вместе с человеком? (Домашние птицы)
Правильно, а каких домашних птиц мы можем встретить?
-Почему их так называют?
-Что мы знаем еще о домашних птицах?
Дети: (у них есть хозяин, который заботится о них, они живут на птичьем дворе и приносят ему пользу)
Давайте уже отправимся на поиски мамы. Выберите, куда мы сначала отправимся.
Дети выбирают на карте маршрут. Воспитатель стрелкой отмечает путь.В зависимости от их выбора, воспитатель планирует дальнейшие задания.
Пункты на карте
1.«Полянка с загадками» - Отгадайте мои загадки.
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу.
А потом снесу яичко-
Ребятишек покормлю. (Курица)
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
Шипит, гогочет, щипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь. Кто это? (Гусь)
Под дождем она гуляет,
Щипать траку обожает,
«Кря» кричит, всё это шутка,
Ну, конечно, это… (Утка)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук.
Как зовут его… (Индюк)
- Как ты думаешь, о ком я прочитала загадки?
- Как можно одним словом назвать всех, кого ты видишь на картинках? Кто это? (Это птицы.)
2. Системный оператор (Волшебный экран)
- Почему ты решил, что это птицы? (Ответы ребёнка)
- Какие части тела есть у птиц? (У них есть голова, клюв, крылья, тело, 2 ноги)
- А чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом)
- Правильно, это самый главный признак, который отличает птиц от других животных.
- Где живут они, в городе или в деревне? (В деревне)
- Живут эти птицы рядом с человеком на птичьем дворе, он ухаживает за ними, строит им жилища и дает им корм. (показ картинки «Птичий двор»)
- Как человек ухаживает за ними? (Кормит, поит)
- Значит, это какие птицы? (Домашние)
- Молодцы! Все эти птицы называются домашними!
- А какую пользу приносят эти птицы человеку? (Пух, мясо, яйца)
3. «Найди маму»
В хаотичном порядке расположены на столе картинки с изображением птенцов домашних птиц. Педагог сообщает детям, что птенцы убежали от своих мам. Необходимо помочь мамам найти своих детенышей. Дети составляют пары из взрослых птиц и птенцов, называют их. - Кто как кричит?
4. Игра «Кто как кричит?» (аудио)
-Нашлась ли мама цыпленка?
Дети: Нет.
Придется идти дальше, выбирайте направление.
Дети делают выбор
5.«Собираем домашних птиц» - пазлы (работа в парах)
Я нарисовала картинки домашних птиц на память. Но вот беда зимний ветер любит шалить и раскидал мои картинки. Помогите мне собрать из частей картинки домашних птиц. (Дети в паре выбирают картинку и пытаются её собрать). Марк, какого ты собрал? Добрыня, ты какую птицу собрал? Катя, у тебя кто? Ура, вы всё собрали!
-Нашлась ли мама цыпленка?
Дети: Нет.
Придется идти дальше, выбирайте направление.
6.«Сугробы» Игра с фонариком «Кто сидит в сугробе?»
-Мы пришли на полянку, но из-за сильной метели никого не видно. Остались одни сугробы? Как же нам разыскать маму цыпленка?
-Нам помогут волшебные фонарики, надо подставить картинку с сугробом и посмотреть, кто там спрятался.
Я вижу гуся, индюка, петушка, утку.
-Нашлась ли мама нашего цыпленка?
Дети: Нет.
Придется идти дальше, выбирайте направление.
Дети делают выбор
7.«Кормушки для домашних птиц» «Накорми домашних птиц»»
Что же вы видите на полянке?
-Это кормушки для птиц.
-Каких домашних птиц вы видите у кормушек?
Как думаете, для кого они приготовлены? (Кормушки индюков, гусей, уток)
-А почему птиц надо подкармливать? Действительно, не все птицы могут найти себе пищу, люди их подкармливают.
-А кто их подкармливает?
– Человек.
Посмотрите, человек не успел наполнить корму. Правильно их нужно накормить. А как вы думаете, что любят домашние птицы. Давайте их угостим индюкам насыплем зерна, уточкам гороху, гусям фасоли).. Что мы положим в кормушки?- -Отлично, можно идти дальше. Выбирайте путь.
-Ребята, посмотрите, нашлась мама нашего цыпленка?
-Как здорово. Какие эмоции вы испытываете?
Мне тоже радостно, из-за того что мы помогли цыпленку.
-Возвращаемся в детский сад. Что нам поможет найти обратную дорогу?
Посмотрите на карту и вспомните, какие задания мы выполняли?
-Где вам было сложнее всего? Почему?
Хотели бы вы еще раз побывать в птичьем дворе?
-А кого бы вы с собой хотели взять на прогулку?
Там было много снега и самые красивые снежинки я принесла с собой, хочу вам их подарить. Если вы справились со всеми заданиями, выберите снежинку, которая улыбается, а если у вас сегодня, не все получилось, выберите грустную снежинку.
Дети выбирают, воспитатель спрашивает у детей, почему они выбрали такую снежинку, оценивает работу детей.
-Мне понравилось, как ……. быстро нашли курицу …….
……. …….помогли накормить домашних птиц
-Давай вспомним, какие части тела есть у птиц? (ответ ребёнка)
(туловище, два крыла, хвост, две лапы, голова на которой есть один клюв, два глаза, ушки (они скрыты под перьями).
- Чем покрыто тело птиц? (тело у птиц покрыто перьями). У птиц ещё есть и тёплый пух, под перьями, который защищает их от холода.
- Сравни у этих птиц головы, шеи, перья, крылья, хвосты и лапки. Одинаковые они или разные?
- Чем отличается курица и утка? (ответ ребёнка)
- Чем похожи утка и гусь? (Они умеют плавать)
- Как ты думаешь каким одним словом можно называть этих птиц? (водоплавающие)
-Что есть на лапах у водоплавающих птиц? (перепонки)
- Такие лапы с перепонками природа создала у водоплавающих птиц не зря. Они помогают им плавать на воде.
- Как ты думаешь, где человек использует «гусиные лапы», на что они похожи? (ответ ребёнка).
- Правильно это ласты. ( показ картинки с ластами)
-Чем для людей полезны домашние птицы?
-Утки и гуси дают пух, из которых шьют одеяла, набивают подушки и пуховики. Курицы несут яйца. Выращивают птиц ещё и для получения нежирного мяса, из которого готовят различные блюда.
- Как много интересного и полезного вы узнали о домашних птицах.
Итог: Где мы сегодня с вами были? – О ком беседовали? – Что узнали о домашних птицах?