Просмотр содержимого документа
«Познавательно- исследовательский проект "Чудесное мыло душистое".»
Введение
Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми дошкольного возраста, большое внимание мы уделяем знакомству детей со свойствами различных веществ, экспериментальной деятельностью, с такими природными материалами, как песок, глина, вода, камни и др. Данная деятельность способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Развитие детей дошкольного возраста возможно лишь при взаимодействии со взрослым, который обучает их видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей и родителей в проектную деятельностью, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом.
Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям детей подготовительной группы детского сада.
Паспортпроекта
Актуальность работы состоит в том, что каждый день, находясь дома, в гостях, в детском саду, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, и как оно появилось в нашей жизни мы никогда не задумываемся.
Цель проекта: создание условий для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта«Чудесное мыло душистое» путем совершенствования знаний детей в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи проекта:
1. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
2. Активизировать и систематизировать имеющиеся знания у детей о свойствах мыла и воды;
3. Познакомить детей с историей происхождения мыла;
5. Изучить свойства мыла и зависимость этих свойств от его состава;
6. Получить мыло с определенными свойствами в домашних условиях.
7. Развивать интерес и самостоятельность в работе, делать умозаключения, учить самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
8. Подготовить выставку мыла ручной работы.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель подготовительной группы, родители.
Гипотеза: предполагаем, что можно сварить мыло самостоятельно, если соблюдать технологию приготовления используя соответствующие ингредиенты, разный состав.
Объект изучения: мыло.
Предмет изучения: свойства мыла.
Методы исследования:
- поиск информации в энциклопедии и ресурсах интернета;
- опрос сотрудников МБДОУ № 102.
Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь 2022 г.)
Предварительная работа:
- наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;
- чтение К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджон «Мыльные пузыри».
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой свойства мыла зависят от его состава.
Практическая деятельность: изготовление мыла с разным составом.
Предполагаемый результат:
- пополнение знаний детей об истории возникновения мыла, о его видах и свойствах.
- изготовление мыла ручной работы в домашних условиях.
Инновационные идеи: проект отличает то, что знакомство с мыломи его свойствами происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, эксперименты, практическую деятельность. Эксперименты по мыловарению в нашем ДОУ проводятся впервые.
Продукт проектной деятельности: коллекция самоваренного мыла.
Стратегияпроекта:
I. Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта.
2. Сбор информации по вопросам мыловарения: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; опрос сотрудников МБДОУ № 102; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет.
II.Проектировочныйэтап(разработка проекта):
1. Разработка плана проекта.
2. Беседа с родителями, участники которого будут принимать активное участие в реализации проекта.
3. Мотивирование родителей, распределение домашних заданий.
III.Практический этап:
1. Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла.
2. Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности по мыловарению.
3. Подготовка выставки мыла в детском саду «Да здравствует мыло душистое!»
IV.Заключительный этап(подведение итогов):
1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
2. Презентация проекта в ДОУ.
История мыловарения
Свою работу по проекту мы начали с поиска информации о мыле. Искали в книгах, в сети Интернет, спрашивали у родителей, ходили в хозяйственный магазин, в медицинский кабинет детского сада.
В результате поиска мы узнали много интересных фактов. С древних времен люди стремились к чистоте.
В далекие времена Древние греки
очищали тело мелким песком. Египтяне
умывались с помощью пасты из
пчелиного воска, которую растворяли в
воде.
Длительное время для мытья люди употребляли древесную золу или чистящее средство, которое состояло из частей хвойных деревьев, воды и эфирного масла.
Однажды люди заметили, что если смешать золу и жир - то смывать грязь с тела станет легче, так и появилось первое мыло.
О но, конечно, не пахло так ароматно как современное мыло, да и цвет у него был серым, но люди всё равно были рады такому помощнику.
И стория мыловарения насчитывает около 6 (шести)
тысяч лет.
Родина мыла – Древний Рим. В 1424 году в этой
стране выпустили первый кусок твердого мыла.
Именно оттуда мыло распространилось по всему миру.
В России впервые стали варить мыло при царе Петре I.
Целые деревни занимались «поташным делом»,
так раньше называлось мыловарение. Мыло в то время, изготавливалось из сала, жира и растительного масла.
Мыло на Руси долго было предметом роскоши и очень дорогим средством соблюдения чистоты. Даже самые знатные и богатые люди не могли себе позволить стирать им белье. Для этого использовали разную глину и растения. Крестьяне стирали и мылись щелоком - смесью из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи, для умывания применяли полусырую картошку и небольшие шарики из золы папоротника.
В России самая известная своим мылом фабрика находилась в городе Шуя. Даже на гербе этого города изображен брусок мыла. Очень известным было мыло фабрики Лодыгина, оно считалось одним из самых лучших в мире.
Его готовили на коровьем, миндальном масле - белое и цветное, с духами и без. Предлагалось также мыло дегтярное - "от хворостей" (от болезней).
Во время второй мировой войны немецкие ученые разработали синтетическое моющее средство, в результате чего родилось мыло, каким мы его знаем сегодня.
С ейчас мыло используется в каждом доме. Это важное средство личной гигиены. Каждое утро мы умываемся, моем руки
по нескольку раз в день. Мыло помогает нам в
борьбе с микробами и бактериями.
И у всех оно своё - любимое!
Оно может иметь самую различную окраску,
форму, размер и аромат.
Может не только очищать кожу, но также насыщать ее витаминами, увлажнять, и конечно приносить эстетическое удовольствие при использовании.
Что такое мыло?
Мыло – растворяющаяся в воде моющая масса (кусок или густая жидкость), получаемая при взаимодействии жиров и щелочей, используемое либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло), либо как средство бытовой химии – моющее средство (хозяйственное мыло).
В химическом отношении основным компонентом твёрдого мыла являются смесь растворимых солей высших жирных кислот. Дополнительно в составе мыла могут быть и другие вещества, обладающие моющим действием, а так же различные наполнители (ароматизаторы, отдушки, красители, добавки)
Различают несколько видов мыла:
Жидкое мыло. Наиболее гигиеничное, так как
не соприкасается с грязными поверхностями.
Самое главное – в нём повышенное содержание калия, поэтому для кожи оно, более щадящее, при этом отлично пенится и очищает кожу. В нём намного больше полезных добавок: витаминов, кислот, душистых масел, лекарственных трав. Поэтому оно более остальных подходит для умывания лица.
Д етское мыло самое безопасное в нем практически не присутствует никаких добавок и красителей. Химические вещества в данном мыле заменяются выжимками из самых разных трав.
Детское мыло никому и никогда
не навредит, оно идеально подходит
для очищения кожи.
Антибактериальноеже мыло выделяется тем, что в его состав входит триклозан - вещество, которое убивает бактерии. Человеку может показаться, что такое мыло близко к идеальному, так как оно справляется сразу с двумя задачами, одновременно очищая руки и убивая бактерии. Плохо то, что это мыло убивает не только плохие, но также и нужные
б актерии. Хотя самые крепкие бактерии всё равно
останутся на коже. Длительное использование данного
мыла может нанести большой вред здоровью человека.
Мыло-скраб. Это мыло отличается от других тем, что оно отлично очищает кожу от старых частичек кожи.
О бычно скраб - это дроблёные косточки малины, овса, абрикоса и так далее. Использовать данное мыло стоит не чаще одного раза в неделю, и то, если на теле отсутствуют ранки. А грозит это тем, что можно разнести инфекцию по всему телу.
Б анное мыло. В банном мыле присутствуют различные лечебные добавки, которые очень хорошо влияют на кожу, так как при
распаривании поры кожи открываются, позволяя
данному мылу лучше очистить кожу от жиров и шлаков.
Только стоит помнить, что при выборе банного мыла нужно внимательно смотреть на его состав, так как в нем могут оказаться вещества, на которые возможно у человека имеется аллергия.
Т уалетное мыло с кремом. В состав данного мыла добавляют крем или молочко, которое питает и увлажняет кожу.
Г лицериновое мыло. Из его названия можно понять, что в мыле присутствует
глицерин (порядка 8-16%) который смягчает
и увлажняет кожу.
Медицинское мыло. Состав данного мыла зависит от того, какое лечебное воздействие оно будет оказывать. Оно имеет достаточно мощный и резкий, неприятный запах. Чаще это мыло используют при кожных болезнях, в качестве профилактики или врачи для обеззараживания рук.
Х озяйственное мыло. Название говорит само за себя - оно предназначено для использования в хозяйстве – стирки вещей, удалении с одежды различных пятен, отмывании
разнообразных поверхностей
(когда нет специальных средств)
и много другого.
В сети Интернет мы нашли интересную информацию о необычных способах использования обычного мыла в быту:
- Мыло прекрасно защищает руки и ногти при работе с землей. Нужно очень хорошо намылить их и приступать к работе, когда они высохнут. Мыло образует на руках пленку и защищает от грязи.
- Мыло помогает лучше вымывать грязь из-под ногтей. Следует поскрести ногтями кусочек мыла до начала работ. Грязь потом легко отмоется.
- Мыльный раствор защищает домашние растения от бактерий, микробов и насекомых.
- Если смазать мылом тугую молнию, то замок на ней будет хорошо двигаться.
- Мылом можно рисовать на бумаге, на ткани и даже с акварелью по стеклу.
- Небольшие остатки мыла
(обмылки) используют в своей
работе портные.
Мыло оставляет на ткани четкие линии и потом хорошо смывается.
- Полезно мыть голову хозяйственным мылом, ополаскивая их отварами трав или водой с лимонным соком. Волосы будут блестящими и густыми.
- Хозяйственное мыло часто используют в медицине. Оно успешно помогает бороться с микробами и бактериями.
Изготовление мыла в домашних условиях
В наши дни стало популярным всё натуральное, экологически чистое, и мыло ручной работы не является исключением и занимает далеко не последнее место. Мыло - сделанное своими руками самое полезное и лучшее, ведь мы точно знаем, из чего оно состоит. Кроме этого, изготовление мыла - увлекательный и творческий процесс.
Мыло сваренное вручную (как правило, варят небольшими партиями), не содержит химикатов, и даже животных жиров. Такое мыло является полностью гипоаллергенным, поскольку содержит в себе только натуральные продукты. При варке натурального мыла используется исключительно «холодный» процесс производства, благодаря чему сохраняются все полезные свойства, которые необходимы для нашей кожи.
Натуральные масла и добавки, которые содержаться в мыле обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием. Такое мыло способно не только очищать кожу, но и защищать от негативного воздействия городской воды и других нежелательных факторов окружающей среды.
Чем привлекательно мыло ручной работы?
1. Во-первых, это экологически чистый продукт. Его основа – натуральное детское мыло, глицерин, эфирные масла, травы и пряности.
2. Во-вторых, кроме очищающего действия, оно оказывает и косметический эффект, что важно для любой женщины!
3. В-третьих, привлекательный внешний вид кусочка мыла, интересный и неповторимый.
4. В-четвертых, учитывает вкусы и потребности каждого человека. Состав, цвет, форма, размер – всё может быть подобрано и сделано индивидуально.
5. В-пятых, служит оригинальным подарком, как для ребенка, так и для взрослого.
6. В-шестых, процесс изготовления мыла вручную – это творчество, в каждом созданном кусочке ручной работы остается кусочек души его автора!
Но мыло ручной работы достаточно дорого, однако, если попытаться изготовить его своими руками, строго соблюдая технологию и меры предосторожности, возможно, сэкономить и проявить простор для творчества.
Существует немало способов в зависимости от имеющегося сырья, от их доступности. Изучив различные методики и свойства добавок, мы остановились на наиболее приемлемых для нас. За основу взяли детское мыло (менее выраженный запах).
Существует несколько способов получения мыла:
· мыло из мыла;
· мыло из полуфабрикатов;
· Мыло «с нуля».
Рецептов индивидуального мыла очень много, а значит, каждое мыло имеет разный состав.
Основными компонентами мыла являются:
· мыльная основа (детское мыло);
· масла.
Дополнительными компонентами могут быть:
· духи;
· пищевые красители;
· антисептик;
· экстракты трав.
Мыловарение – это настоящее искусство, где есть простор для творчества. Можно сварить мыло на любой вкус. Такое мыло не содержит вредных примесей и полезно для вашей кожи, а также станет хорошим и оригинальным подарком.
В домашних условиях можно приготовить красивое, пенящееся мыло любого цвета и с разными запахами.
Гипотеза подтвердилась: можно создать мыло в домашних условиях, соблюдая технологию приготовления и используя соответствующие ингредиенты. Мыло ручной работы не содержит вредных химических веществ: максимально натуральное, всегда знаем, что внутри.
Мыло ручной работы не содержит вредных химических веществ: максимально натуральное, всегда знаем, что внутри. А состав, я знаю, оказывает плодотворное действие на кожу, так как содержит шалфей, оливковое масло, окажет успокаивающий эффект масло мяты. По-моему, вещи, сделанные собственными руками, содержат в себе тепло души творца.
Мыловарение - увлекательное занятие, дающее огромный простор для творчества и эксклюзивный результат.
Опрос сотрудников детского сада: «Каким мылом Вы пользуетесь чаще всего и почему?»
Цель: изучить виды и свойства мыла.
Ирина Викторовна (медсестра):
- Для рук использую крем-мыло, так как после этого мыла руки становятся более мягкими.
Татьяна Валентиновна (работница прачечной):
- Пользуюсь хозяйственным мылом, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает грязь.
Дети разновозрастной группы:
- Любим мыть руки жидким мылом, так как это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.
Вывод:
В ходе опроса мы выяснили, что существуют разные виды мыла, которые обладают разными свойствами. Мы сделали предположение о том, что свойства мыла зависят от его состава.
Для того чтобы проверить нашу теорию, мы провели несколько экспериментов:
Эксперимент №1: «Изучение свойств хозяйственного мыла и обыкновенного»
Цель: изучить и сравнить свойства хозяйственного мыла обыкновенного.
Содержание эксперимента: мы взяли белые носки после занятия по физкультуре и постирали их в холодной воде.
Один носок мы постирали обычным мылом.
А другой носок мы стирали хозяйственным мылом.
Вывод: результат показал, что носок, постиранный мылом с отбеливающими компонентами, был белее. Следовательно, отбеливающие компоненты, входящие в состав хозяйственного мыла помогают достичь лучшего результата.
Эксперимент №2: «Изучение свойств разных видов туалетного мыла»
Цель: сравнить свойства туалетного мыла, сравнивая обычное туалетное мыло с увлажняющим крем-мылом.
Содержание эксперимента: мы попросили маму помыть руки обычным туалетным мылом и мылом с увлажняющим кремом.
Сначала два дня мама мыла руки простым мылом и не пользовалась кремом. От обычного туалетного мыла кожа на её руках стала сухой.
А при использовании крем-мыла за тот же период времени, ее руки стали гладкими и мягкими.
Вывод: в ходе эксперимента мы выявили, что мыло с входящим в его состав увлажняющим кремом лучше питает кожу, делая её мягкой и шелковистой.
Так мы пришли к выводу, что свойства мыла зависят от его состава. Нас настолько заинтересовал этот вопрос, что мы решили изготовить мыло с разным составом в домашних условиях.
Эксперимент №3
«Мыльные пузыри»
Для получение мыльных пузырей мы взяли трубочки и подули через них в воду, получилось много пузырей. При добавлении в воду краски, мыльные пузыри стали цветными.
Вывод: образовавшиеся пузыри получились разного цвета.
Эксперимент №4
«Рисование при помощи мыльной пены»
Пеной можно рисовать. Мы выложили мыльную пену на лист бумаги, получился рисунок. С помощью пены мы рисовали море, цветы, фломастерами дорисовывали недостающие предметы.
Практическая работа
«Изготовление мыла с разным составом»
Цель: самостоятельно изготовить мыло с разными свойствами.
Изучив различные методики и свойства добавок, мы остановились на наиболее приемлемом для нас способе - изготовления мыла из мыльной основы .
Материал: формочки для мыла (силиконовые формы, пластиковые баночки от йогуртов, сыра и т. д.)
Для изготовления мыла мы взяли детское мыло.
Шаг 1. Нарезаем её небольшими кусочками.
Шаг 2. Кладём в пластиковую тару и ставим в микроволновую печь до полного растворения, не доводя до кипения.
Шаг 3. В получившуюся жидкую массу добавляем краситель (натуральный или пищевой), эфирные масла; антисептик, духи и экстракты трав – по желанию.
Шаг 4. Готовое мыло выливаем в формочки и оставляем застывать. В результате мы получили красивое и ароматное мыло с разными наполнителями и запахами.
Советы: мыло лучше варить в маске, так как процесс сопровождается различными запахами, концентрация которых может вызвать недомогание.
Вывод: В ходе нашего эксперимента мы выяснили, что мыло можно приготовить самостоятельно. Также мы узнали, что мылу можно придать любую форму, цвет, запах.
Заключение
В результате нашей исследовательской деятельности мы:
1. Познакомились с историей возникновения мыла.
2. Рассмотрели виды мыла и выяснили, какими свойствами обладает мыло.
3. На основе экспериментов подтвердили гипотезу о том, что можно сварить мыло самостоятельно, если соблюдать технологию приготовления используя соответствующие ингредиенты и свойства мыла напрямую зависят от его состава.
4. Самостоятельно изготовили мыло с различным составом.
5. Организовали в детском саду выставку самоваренного мыла «Да здравствует мыло душистое!», где продемонстрировали детям результаты нашего труда.
Мыло ручной работы не содержит вредных химических веществ: максимально натуральное, всегда знаем, что внутри. Мыловарение - увлекательное занятие, дающее огромный простор для творчества и эксклюзивный результат.
Список литературы
1. Маринечева О. В., Ёлкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Популярная детская энциклопедия. Про всё на свете. М.: 1995.
3. Рассказы взрослых, самостоятельные суждения детей, телепередачи.
4. Тарабаркина Т. И., Ёлкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. М.: Просвещение, 1999.
5. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. Организация воспитательно-образовательного процесса совместных игровых детско-взрослых проектов: Методическое пособие/ авт - сост. Т. Д. Пашкевич - Барнаул, 2009.
6. Химическая энциклопедия (под ред.). М, Большая российская энциклопедия. 1992.
7. Энциклопедия для детей «Химия», М, Аванта 2000г.