kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно- исследовательский проект "Чудесное мыло душистое".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательный интерес к окруающему в процессе эксперементирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно- исследовательский проект "Чудесное мыло душистое".»

Введение

Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми дошкольного возраста, большое внимание мы уделяем знакомству  детей со свойствами различных веществ, экспериментальной деятельностью, с такими природными материалами, как песок, глина, вода, камни и др. Данная деятельность способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности.  Развитие детей дошкольного возраста возможно лишь при взаимодействии со взрослым, который обучает их видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.

Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей и родителей в проектную деятельностью, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом.

Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям  детей подготовительной группы детского сада.

Паспорт проекта

Актуальность работы состоит в том, что каждый день, находясь дома, в гостях, в детском саду, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, и как оно появилось в нашей жизни мы никогда не задумываемся.

Цель проекта: создание условий для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Чудесное мыло душистое» путем совершенствования знаний детей в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

Задачи проекта:

1.   Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

2.   Активизировать и систематизировать имеющиеся знания у детей о свойствах мыла и воды;

3. Познакомить детей с историей происхождения мыла;

5.  Изучить свойства мыла и зависимость этих свойств от его состава;

6.  Получить мыло с определенными свойствами в домашних условиях.

7. Развивать интерес и самостоятельность в работе, делать умозаключения, учить самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.

8.  Подготовить выставку мыла ручной работы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники  проекта: дети подготовительной группы, воспитатель подготовительной группы, родители.

Гипотеза: предполагаем, что можно сварить мыло самостоятельно, если соблюдать технологию приготовления используя соответствующие ингредиенты, разный состав.

Объект изучения: мыло.

Предмет изучения:  свойства мыла.

Методы исследования:

- поиск информации в энциклопедии и ресурсах интернета;

- опрос сотрудников МБДОУ № 102.

Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь 2022 г.)

Предварительная работа:

- наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;

- активизация словаря: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло; мыло пенится, скользит, несъедобное;

- чтение К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджон «Мыльные пузыри».

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой свойства мыла зависят от его состава.

Практическая деятельность: изготовление мыла с разным составом.

Предполагаемый результат:

- пополнение знаний детей об истории возникновения мыла, о его видах и свойствах.

- изготовление мыла ручной работы в домашних условиях.

Инновационные идеи: проект отличает то, что знакомство с мылом и его свойствами происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, эксперименты, практическую деятельность. Эксперименты по мыловарению в нашем ДОУ проводятся впервые.

Продукт проектной деятельности: коллекция самоваренного мыла.

 Стратегия проекта:

IПодготовительный этап:

1. Определение темы проекта.

2. Сбор информации по вопросам мыловарения: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; опрос сотрудников МБДОУ № 102; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет.

II. Проектировочный этап (разработка проекта):

1. Разработка плана проекта.

2. Беседа с родителями, участники которого будут принимать активное участие в реализации проекта.

3. Мотивирование родителей, распределение домашних заданий.

III. Практический этап:

1. Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла.

2. Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности по мыловарению.

3. Подготовка выставки мыла в детском саду «Да здравствует мыло душистое!»

IV. Заключительный этап (подведение итогов):

1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

2. Презентация проекта в ДОУ.


История мыловарения

Свою работу по проекту мы начали с поиска информации о мыле. Искали в книгах, в сети Интернет, спрашивали у родителей, ходили в хозяйственный магазин, в медицинский кабинет детского сада.

В результате поиска мы узнали много интересных фактов. С древних времен люди стремились к чистоте.

В далекие времена Древние греки

очищали тело мелким песком. Египтяне

умывались с помощью пасты из

пчелиного воска, которую растворяли в

воде.

Длительное время для мытья люди употребляли древесную золу или чистящее средство, которое состояло из частей хвойных деревьев, воды и эфирного масла.

Однажды люди заметили, что если смешать золу и жир - то смывать грязь с тела станет легче, так и появилось первое мыло.

О но, конечно, не пахло так ароматно как современное мыло, да и цвет у него был серым, но люди всё равно были рады такому помощнику.

И стория мыловарения насчитывает около 6 (шести)

тысяч лет.

Родина мыла – Древний Рим. В 1424 году в этой

стране выпустили первый кусок твердого мыла.

Именно оттуда мыло распространилось по всему миру.

В России впервые стали варить мыло при царе Петре I.

Целые деревни занимались «поташным делом»,

так раньше называлось мыловарение. Мыло в то время, изготавливалось из сала, жира и растительного масла.

Мыло на Руси долго было предметом роскоши и очень дорогим средством соблюдения чистоты. Даже самые знатные и богатые люди не могли себе позволить стирать им белье. Для этого использовали разную глину и растения. Крестьяне стирали и мылись щелоком - смесью из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи, для умывания применяли полусырую картошку и небольшие шарики из золы папоротника.

В России самая известная своим мылом фабрика находилась в городе Шуя. Даже на гербе этого города изображен брусок мыла. Очень известным было мыло фабрики Лодыгина, оно считалось одним из самых лучших в мире.

Его готовили на коровьем, миндальном масле - белое и цветное, с духами и без. Предлагалось также мыло дегтярное - "от хворостей" (от болезней).

Во время второй мировой войны немецкие ученые разработали синтетическое моющее средство, в результате чего родилось мыло, каким мы его знаем сегодня.

С ейчас мыло используется в каждом доме. Это важное средство личной гигиены. Каждое утро мы умываемся, моем руки

по нескольку раз в день. Мыло помогает нам в

борьбе с микробами и бактериями.

И у всех оно своё - любимое!

Оно может иметь самую различную окраску,

форму, размер и аромат.

Может не только очищать кожу, но также насыщать ее витаминами, увлажнять, и конечно приносить эстетическое удовольствие при использовании.



Что такое мыло?

Мыло – растворяющаяся в воде моющая масса (кусок или густая жидкость), получаемая при взаимодействии жиров и щелочей, используемое либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло), либо как средство бытовой химии – моющее средство (хозяйственное мыло).

В химическом отношении основным компонентом твёрдого мыла являются смесь растворимых солей высших жирных кислот. Дополнительно в составе мыла могут быть и другие вещества, обладающие моющим действием, а так же различные наполнители (ароматизаторы, отдушки, красители, добавки)

Различают несколько видов мыла:


Жидкое мыло. Наиболее гигиеничное, так как

не соприкасается с грязными поверхностями.

Самое главное – в нём повышенное содержание калия, поэтому для кожи оно, более щадящее, при этом отлично пенится и очищает кожу. В нём намного больше полезных добавок: витаминов, кислот, душистых масел, лекарственных трав. Поэтому оно более остальных подходит для умывания лица.

Д етское мыло самое безопасное в нем практически не присутствует никаких добавок и красителей. Химические вещества в данном мыле заменяются выжимками из самых разных трав.

Детское мыло никому и никогда

не навредит, оно идеально подходит

для очищения кожи.

Антибактериальное же мыло выделяется тем, что в его состав входит триклозан - вещество, которое убивает бактерии. Человеку может показаться, что такое мыло близко к идеальному, так как оно справляется сразу с двумя задачами, одновременно очищая руки и убивая бактерии. Плохо то, что это мыло убивает не только плохие, но также и нужные

б актерии. Хотя самые крепкие бактерии всё равно

останутся на коже. Длительное использование данного

мыла может нанести большой вред здоровью человека.

Мыло-скраб. Это мыло отличается от других тем, что оно отлично очищает кожу от старых частичек кожи.

О бычно скраб - это дроблёные косточки малины, овса, абрикоса и так далее. Использовать данное мыло стоит не чаще одного раза в неделю, и то, если на теле отсутствуют ранки. А грозит это тем, что можно разнести инфекцию по всему телу.

Б анное мыло. В банном мыле присутствуют различные лечебные добавки, которые очень хорошо влияют на кожу, так как при

распаривании поры кожи открываются, позволяя

данному мылу лучше очистить кожу от жиров и шлаков.

Только стоит помнить, что при выборе банного мыла нужно внимательно смотреть на его состав, так как в нем могут оказаться вещества, на которые возможно у человека имеется аллергия.

Т уалетное мыло с кремом. В состав данного мыла добавляют крем или молочко, которое питает и увлажняет кожу.

Г лицериновое мыло. Из его названия можно понять, что в мыле присутствует

глицерин (порядка 8-16%) который смягчает

и увлажняет кожу.

Медицинское мыло. Состав данного мыла зависит от того, какое лечебное воздействие оно будет оказывать. Оно имеет достаточно мощный и резкий, неприятный запах. Чаще это мыло используют при кожных болезнях, в качестве профилактики или врачи для обеззараживания рук.

Х озяйственное мыло. Название говорит само за себя - оно предназначено для использования в хозяйстве – стирки вещей, удалении с одежды различных пятен, отмывании

разнообразных поверхностей

(когда нет специальных средств)

и много другого.

В сети Интернет мы нашли интересную информацию о необычных способах использования обычного мыла в быту:

- Мыло прекрасно защищает руки и ногти при работе с землей. Нужно очень хорошо намылить их и приступать к работе, когда они высохнут. Мыло образует на руках пленку и защищает от грязи.

- Мыло помогает лучше вымывать грязь из-под ногтей. Следует поскрести ногтями кусочек мыла до начала работ. Грязь потом легко отмоется.

- Мыльный раствор защищает домашние растения от бактерий, микробов и насекомых.

- Если смазать мылом тугую молнию, то замок на ней будет хорошо двигаться.

- Мылом можно рисовать на бумаге, на ткани и даже с акварелью по стеклу.

- Небольшие остатки мыла

(обмылки) используют в своей

работе портные.

Мыло оставляет на ткани четкие линии и потом хорошо смывается.

- Полезно мыть голову хозяйственным мылом, ополаскивая их отварами трав или водой с лимонным соком. Волосы будут блестящими и густыми.

- Хозяйственное мыло часто используют в медицине. Оно успешно помогает бороться с микробами и бактериями.

 

Изготовление мыла в домашних условиях

В наши дни стало популярным всё натуральное, экологически чистое, и мыло ручной работы не является исключением и занимает далеко не последнее место. Мыло - сделанное своими руками самое полезное и лучшее, ведь мы точно знаем, из чего оно состоит. Кроме этого, изготовление мыла - увлекательный и творческий процесс.

Мыло сваренное вручную (как правило, варят небольшими партиями), не содержит химикатов, и даже животных жиров. Такое мыло является полностью гипоаллергенным, поскольку содержит в себе только натуральные продукты. При варке натурального мыла используется исключительно «холодный» процесс производства, благодаря чему сохраняются все полезные свойства, которые необходимы для нашей кожи.

Натуральные масла и добавки, которые содержаться в мыле обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием. Такое мыло способно не только очищать кожу, но и защищать от негативного воздействия городской воды и других нежелательных факторов окружающей среды.

Чем привлекательно мыло ручной работы?

1.         Во-первых, это экологически чистый продукт. Его основа – натуральное детское мыло, глицерин, эфирные масла, травы и пряности.

2.         Во-вторых, кроме очищающего действия, оно оказывает и косметический эффект, что важно для любой женщины!

3.         В-третьих, привлекательный внешний вид кусочка мыла, интересный и неповторимый.

4.         В-четвертых, учитывает вкусы и потребности каждого человека. Состав, цвет, форма, размер – всё может быть подобрано и сделано индивидуально.

5.         В-пятых, служит оригинальным подарком, как для ребенка, так и для взрослого.

6.         В-шестых, процесс изготовления мыла вручную – это творчество, в каждом созданном кусочке ручной работы остается кусочек души его автора!

Но мыло ручной работы достаточно дорого, однако, если попытаться изготовить его своими руками, строго соблюдая технологию и меры предосторожности, возможно, сэкономить и проявить простор для творчества.

Существует немало способов  в зависимости от имеющегося сырья, от их доступности. Изучив различные методики и свойства добавок, мы остановились на наиболее приемлемых для нас. За основу взяли детское мыло (менее выраженный запах).

Существует несколько способов получения мыла:

·           мыло из мыла;

·           мыло из полуфабрикатов;

·           Мыло «с нуля».

Рецептов индивидуального мыла очень много, а значит, каждое мыло имеет разный состав.

Основными компонентами мыла являются:

·           мыльная основа (детское мыло);

·           масла.

Дополнительными компонентами могут быть:

·           духи;

·  пищевые красители;

·           антисептик;

·           экстракты трав.

 

Мыловарение – это настоящее искусство, где есть простор для творчества. Можно сварить мыло на любой вкус. Такое мыло не содержит вредных примесей и полезно для вашей кожи, а также станет хорошим и оригинальным подарком.

В домашних условиях можно приготовить красивое, пенящееся мыло любого цвета и с разными запахами.

Гипотеза подтвердилась: можно создать мыло в домашних условиях, соблюдая технологию приготовления и используя соответствующие ингредиенты. Мыло ручной работы не содержит вредных химических веществ: максимально натуральное, всегда знаем, что внутри.

Мыло ручной работы не содержит вредных химических веществ: максимально натуральное, всегда знаем, что внутри. А состав, я знаю, оказывает плодотворное действие на кожу, так как содержит шалфей, оливковое масло, окажет успокаивающий эффект масло мяты. По-моему, вещи, сделанные собственными руками, содержат в себе тепло души творца.

Мыловарение - увлекательное занятие, дающее огромный простор для творчества и эксклюзивный результат.

 

Опрос сотрудников детского сада«Каким мылом Вы пользуетесь чаще всего и почему?»

Цель: изучить виды и свойства мыла.

Ирина Викторовна (медсестра):

- Для рук использую крем-мыло, так как после этого мыла руки становятся более мягкими.

Татьяна Валентиновна  (работница прачечной):

- Пользуюсь хозяйственным мылом, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает грязь.

Дети разновозрастной группы:

- Любим мыть руки жидким мылом, так как это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.




Вывод:

В ходе опроса мы выяснили, что существуют разные виды мыла, которые обладают разными свойствами. Мы сделали предположение о том, что свойства мыла зависят от его состава.

Для того чтобы проверить нашу теорию, мы провели несколько экспериментов:

Эксперимент №1«Изучение свойств хозяйственного мыла и обыкновенного»

Цель: изучить и сравнить свойства хозяйственного мыла обыкновенного.

Содержание эксперимента: мы взяли белые носки после занятия по физкультуре и постирали их в холодной воде.

Один носок мы постирали обычным мылом.

А другой носок мы стирали хозяйственным мылом.

Вывод: результат показал, что носок, постиранный мылом с отбеливающими компонентами, был белее. Следовательно, отбеливающие компоненты, входящие в состав хозяйственного мыла помогают достичь лучшего результата.

Эксперимент №2«Изучение свойств разных видов туалетного мыла»

Цель: сравнить свойства туалетного мыла, сравнивая обычное туалетное мыло с увлажняющим крем-мылом.

Содержание эксперимента: мы попросили маму помыть руки обычным туалетным мылом и мылом с увлажняющим кремом.

Сначала два дня мама мыла руки простым мылом и не пользовалась кремом. От обычного туалетного мыла кожа на её руках стала сухой.

А при использовании крем-мыла за тот же период времени, ее руки стали гладкими и мягкими.

Вывод: в ходе эксперимента мы выявили, что мыло с входящим в его состав увлажняющим кремом лучше питает кожу, делая её мягкой и шелковистой.

Так мы пришли к выводу, что свойства мыла зависят от его состава. Нас настолько заинтересовал этот вопрос, что мы решили изготовить мыло с разным составом в домашних условиях.

Эксперимент №3

«Мыльные пузыри»

Для получение мыльных пузырей мы взяли трубочки и подули через них в воду, получилось много пузырей. При добавлении в воду краски, мыльные пузыри стали цветными.

Вывод: образовавшиеся пузыри получились разного цвета.

Эксперимент №4

«Рисование при помощи мыльной пены»

Пеной можно рисовать. Мы выложили мыльную пену на лист бумаги, получился рисунок. С помощью пены мы рисовали море, цветы, фломастерами дорисовывали недостающие предметы.


Практическая работа

«Изготовление мыла с разным составом»

Цель: самостоятельно изготовить мыло с разными свойствами.

Изучив различные методики и свойства добавок, мы остановились на наиболее приемлемом для нас способе - изготовления мыла из мыльной основы .

Материал: формочки для мыла (силиконовые формы, пластиковые баночки от йогуртов, сыра и т. д.)

Для изготовления мыла мы взяли детское мыло.

Шаг 1. Нарезаем её небольшими кусочками.

Шаг 2. Кладём в пластиковую тару и ставим в микроволновую печь до полного растворения, не доводя до кипения.

Шаг 3. В получившуюся жидкую массу добавляем краситель (натуральный или пищевой), эфирные масла; антисептик, духи и экстракты трав – по желанию.

Шаг 4. Готовое мыло выливаем в формочки и оставляем застывать. В результате мы получили красивое и ароматное мыло с разными наполнителями и запахами.


Советы: мыло лучше варить в маске, так как процесс сопровождается различными запахами, концентрация которых может вызвать недомогание.


Вывод: В ходе нашего эксперимента мы выяснили, что мыло можно приготовить самостоятельно. Также мы узнали, что мылу можно придать любую форму, цвет, запах.

 

Заключение


В результате нашей исследовательской деятельности мы:

1. Познакомились с историей возникновения мыла.

2. Рассмотрели виды мыла и выяснили, какими свойствами обладает мыло.

3. На основе экспериментов подтвердили гипотезу о том, что можно сварить мыло самостоятельно, если соблюдать технологию приготовления используя соответствующие ингредиенты и свойства мыла напрямую зависят от его состава.

4. Самостоятельно изготовили мыло с различным составом.

5. Организовали в детском саду выставку самоваренного мыла «Да здравствует мыло душистое!», где продемонстрировали детям результаты нашего труда.


Мыло ручной работы не содержит вредных химических веществ: максимально натуральное, всегда знаем, что внутри. Мыловарение - увлекательное занятие, дающее огромный простор для творчества и эксклюзивный результат.

Список литературы

1. Маринечева О. В., Ёлкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Популярная детская энциклопедия. Про всё на свете. М.: 1995.

3. Рассказы взрослых, самостоятельные суждения детей, телепередачи.

4. Тарабаркина Т. И., Ёлкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. М.: Просвещение, 1999.

5. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. Организация воспитательно-образовательного процесса совместных игровых детско-взрослых проектов: Методическое пособие/ авт - сост. Т. Д. Пашкевич - Барнаул, 2009.

6. Химическая энциклопедия (под ред.). М, Большая российская энциклопедия. 1992.

7. Энциклопедия для детей «Химия», М, Аванта 2000г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Познавательно- исследовательский проект "Чудесное мыло душистое".

Автор: Гапонова Ольга Евгеньевна

Дата: 13.12.2022

Номер свидетельства: 620169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства