Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»
Познавательно-исследовательский проект
«Березка русская моя»
(средний дошкольный возраст 4-5 года)
Воспитатель: Торгашова Л.В.
г. Нижневартовск
2022г.
Цель проекта: Формировать представления детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, эмоциональные восприятие образа русской березки Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширить представления детей об образе берёзы , о значении березы в жизни человека:
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания. узнавать новое
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края
Участники проекта: дети 4- 5 лет, родители, воспитатель.
Реализация проекта: 3 месяца (июнь, июль, август)
Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, кратковременный
Ожидаемый результат:
Дети:.
Должны иметь представление об образе берёзы ,иметь представления о значении березы в жизни человека.
проявлять любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
эмоционально откликаться на средства музыкально-художественной деятельности.
Педагоги:
Готовят подбор дидактических игр, иллюстраций, подбирают чтение художественной литературы, загадок, стихов, народных примет.
Родители:
Принимают активное участие в творческой деятельности проекта,
приняли участие в оформлении альбома « Мамины сказки».
План проекта:
1. Просмотр иллюстраций.
2. Загадки, стихи, народные приметы.
3. Чтение сказки о берёзке.
4. Наблюдение «Рассматривание берёзы»
5. Игровое упражнение «Кто быстрее найдет берёзу»
6. Рисование «Берёза летом»
7. Лепка «Листик березы»
Проблема:
Недостаточно знаний об образе берёзы , о значении березы в жизни человека.
Актуальность темы:
Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза
Берёза издревле считается символом России. Фактически это единственное дерево с белой корой, поэтому в загадках, песнях про березу очень часто упоминают этот факт. Береза — основной житель российских лесов. Ее использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, сережки, листья, березовый сок — все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что березка благотворно действует на энергетику человека.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
Был произведен подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки , подвижные игры, дидактических игр, пальчиковая гимнастика «Берёзка».) , были разработаны беседы, занятия.
Основной этап:
Вид детской деятельности
Познавательно-исследовательская :
С детьми проводились дидактические игры: «С какой ветки детка», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» «Что с начала, что потом?»
чтение художественной литературы - пересказ сказки «Как коза избушку построила»; вместе с детьми сочинили сказку о березе,
заучили стихотворения - А. Прокофьева «Люблю березу русскую», С Есенина «Береза белая»;
Так же загадывали загадки о березе..
Рассматривание репродукций картин: С детьми рассмотрели иллюстрации «Береза –русская краса»,. Была проведена беседа «Береза- символ России»
Музыкальное развитие:
пение русских народных песен «Во поле береза стояла», «Береза белоствольная».
Художественно-эстетическое развитие:
рисование: «Русская береза»;
лепка «Листик березы»
Физическое развитие:
Кто быстрее найдет берёзку?
«Беги к березе».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: компьютер, фотоаппарат
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА (06.06.2022-26.08.2022гг.)
№
Сроки
Формы работы
Методы работы
1
Июнь – 1 неделя Подготовительный этап (06.06.2022-10.06.2022)
1.Постановка цели и разработка содержания учебно-
воспитательного процесса
2. Сбор, анализ и систематизация информации о
внешнем виде березы (ее отличительных
особенностях), значении ее в жизни людей нашей
местности
3. Подбор литературы: загадки, стихотворения,
пословицы, поговорки, приметы о березе
4. Подбор подвижных игр, дидактических игр
5. Подбор иллюстраций, картин
6. Разработка проблемных и учебных вопросов для
детей
2
2 неделя
Основной этап Познавательно-исследовательский( 13.06.2022- 17.06.2022)
1. Наблюдение: "Рассматривание березки": целевая прогулка по территории д/ сада
2. Чтение стихотворения Александр Прокофьев Люблю берёзку русскую
3. Пальчиковая гимнастика "Берёза-краса"
4. Настольная игра «Сложи картинку»
5. Игровое упражнение.
"Кто быстрее найдет березку, ель, рябинку"
6. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы.
Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
(20.06.2022-24.06.2022)
1. Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
2. Конспект занятия «Люблю березку русскую»
3 поговорка- Березой обогреешься, а не оденешься.
4. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»
(27.06.2022-30.06.2022)
1.чтение «Дурак и берёза» — русская народная сказка в обработке
2. Загадки (2-3) Хоть малая, хоть большая —
где стоит, там и шумит. Береза
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. Берёзка
Ствол белеет,
шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки. Берёза
3. Дидактическая игра «С какого дерева листок»
4. Народные приметы Если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету.
5. Беседа о грибах, рассматривание грибов подберезовика и чаги
6. Самостоятельная деятельность детей и родителей Фото-сессия «Белая берёза под моим окном»
(04.07.2022-08.07.2022)
1. Конспект занятия по аппликации «Во поле березка стояла. »
2. Слушание: «Ах ты, береза» Раухвергера, «От чего так в России березки шумят», «Березовый сок».
3. Составление описательных рассказов о березе. Цель: Закреплять знания о березе, развивать связную речь детей, воспитывать бережное отношение.
4. Разучивание пальчиковой гимнастики «Берёза».
5. Самостоятельная деятельность детей и родителей
Подбор иллюстраций и произведений на тему «Берёза»
Цель: закрепить приемы вырезания (способ симметричного вырезания силуэтов деревьев по контуру, способ плавного срезания углов, вырезая круглую форму) ; развивать чувство цвета и композиции; воспитывать бережное отношение к природе
Цель учить внимательно слушать, определять настроение песни, сопереживать
Цель учить детей составлять описательные рассказы по иллюстрациям, развивать речь, фантазию, память
Цель
11.07.2022-15.07.2022)
1.чтение- Татьяна Герасимова
Гимн березе
2.загадки- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. Береза
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены. Берёза
3. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»
4.Рассказ воспитателя о березе- Значение и применение
(18.07.2022-22.07.2022)
1. Самостоятельная деятельность детей и родителей Придумывание сказки о березе
2. Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева
3. Виктор Боков Не руби березы!- чтение
4.разучивание игры - «Плетень»
(25.07.2022-29.07.2022)
1. Пальчиковая гимнастика "Деревья"
2. Беседы на тему «Береза-символ России»..
«Целебные свойства березы». Цель: формировать представления о пользе и целебных свойствах березы; активизировать внимание и память детей.
3. Исследование бересты под лупой
4. Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла»
5.Оформление альбома - сказки о березе (мамины сказки)
Цель: приобщать детей к социально-культурным ценностям
Цель: формировать представления о пользе и целебных свойствах березы; активизировать внимание и память детей
(01.08.2022-05.08.2022)
1.занятие- Обрывная аппликация, наша Русская Березка»
2. Чтение сказок о березе: Автор сказок: Ирис Ревю
3.Русская народная игра «Ручеёк»
4.Рассматривание картин русских художников И. Э. Гребаль «Февральская лазурь», И. И. Шишкина «Березовая роща», И. И. Левитана «Березовая роща».
1.разучивание народной приметы- Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя
2. Игра м/п «Хорощо -плохо»..
3. Просмотр презентации «Люблю березку русскую».
4.Д/игры- Найди дерево по описанию», «Четвертый лишний»
Цель: закрепить знания детей о значимости березы; выделять хорошие и плохие стороны дерева
Цель: продолжать формировать знания о березе, как символе страны, расширять кругозор детей.
(22.08.2022-24.08.2022)
1.чтение сказки- Березка
2. Викторина про берёзу (с ответами
Цель выявить знания детей полученные в ходе реализации проекта
(26.08.2022)
Сценарий праздника
«Праздник русской березки»
Цель: продолжать приобщать детей к ценностям народной культуры; создать радостное настроение; воспитывать бережное, заботливое отношение к березе
Заключительный этап:
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Развлечение «Праздник русской березки»
Используемые технологии, методы:
Игровые, метод проектов.
Форма представления: Презентация проекта «Березка русская моя»
Заключение:
Реализация данного проекта способствовала приобретению нового опыта поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом воспитанники рассматривали березу , узнали о её роли, как лекарственного сырья; изучали лечебное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Список литературы:
Аверьянов А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» (планы занятий). Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез»,2006
Малышева А,Н, Ермолова Н,В. Аппликация/Художники Е,А, Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002. -144 с., ил. – (Детский сад: день за днем)
Оригами. Игрушки из бумаги. Рекомендовано специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей. Кристалл Санкт-Петербург 1997
Рыжова Н,А, Деревья: от Акации до Ясеня / Текст публикуется в авторской редакции. – М,: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,ТЦ «Сфера», 2006, - 192с.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб: «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2013. – 96с.
Демонстрационный материал: Деревья нашего Родного Урала, береза, девочка плачет у березы, березовая роща, чечевички березы, живой листочек березы.
Раздаточный материал: образец аппликации, шаблон дерева березы, картон голубого цвета; бумага белого, зеленого и черного цвета; клей, салфетки, кисть для клея, клей ПВА, тряпочка или бумажная салфетка.
Методические приемы: наглядный, словесный, игровой, практический, проблемная задача, чтение стихотворение, просмотр видео песни, физ-минутка «деревья»
Предварительная работа: Чтение стихотворения Л. Преображенская «Тонкая берёзка осени примета» Наблюдение за берёзой во время прогулки, разучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую». Рассматривание картин художников А. Куинджи, И. Левитана «Берёзовая роща». Знакомство с понятием «пейзаж».
Дети стоят в кругу на коврике Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем
Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три. И попрыгаем немножко. Раз, два, три. Мы тихонько покружились Раз, два. три. И на землю опустились. Поднялись и потянулись И друг другу улыбнулись. Здесь мы вместе – Ты и я, потому что мы друзья!
Воспитатель: А теперь ребятишки садитесь на свои места. Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: «Будет интересно!» Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре, смело, четко говорим и тихонечко сидим. Ребята посмотрите пожалуйста маленький фрагмент видео. Расскажите мне про что, была песенка в этом видео? Ответы детей (про березу. Совершенно верно, это дерево Береза, сегодня я шла в детский сад и увидела листочек березы, посмотрите какой он красивый (дети рассматривают живой природы листочек березу)
Воспитатель: Ребята давайте сегодня поговорим о березе.
Береза является символом нашей России. Любит наш народ березоньку за ее красоту. Береза красива в любое время года. Белую кору березы называют берестой. В белой коре есть черные черточки. Их называют чечевички. Через них береза «дышит».
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая красивая береза (показ картинки) Многие поэты посвятили свои произведения русской березе - символу красоты и чистоты. Сейчас я вам прочту красивое стихотворение про березку
Михаил Андреев
Выросла в поле берёзонька белая,
Ей одиноко стоять.
Будет же слёзоньки, гордая, смелая,
В землю сухую ронять!
Будет ранимая, солнцем палимая,
Гнуться под ветром тугим.
Не пошептаться с подругой любимою,
Не поклониться другим!
Верю я, верю, одна не останется.
Жалко ее, одинокая мается,
И среди поля, широкого, русского,
Гляну я, одна стоит! Березонька моя
Воспитатель: Ребята стихотворение очень грустное, помогите мне, понять почему стихотворение грустное? (Ответы детей: березонька одна стоит, нету у нее друзей, ей одиноко,)
Воспитатель: Что же мы можем сделать? Как помочь нашей березе? (Ответы детей: мы можем сделать для нее друзей березки)
Воспитатель: Да, мы можем сделать для нашей одинокой березе. Березовую рощу, много, много деревьев берез.
Воспитатель Дети скажите какого цвета листочки у березы? (ответы детей: зеленые)
Воспитатель: Что можно сказать о наряде березки, какой он? (ответы детей зеленый)
Воспитатель: А что можно сказать про её ствол? Какая береза?
(ответы детей: белоствольная)
Воспитатель: Береза – главное дерево России, символ нашей страны. По этому дереву сразу можно узнать – русский лес. А знаете ли вы как называется лес, в котором одни березы? (Ответы детей: березняк или березовая роща)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поможем нашей березе, и создадим красивую аппликацию, с березовой рощей
Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность)
Воспитатель: Давайте вспомним, из каких частей состоит береза? (ответы детей: из ствола, веток, листьев, корней). Сегодня мы будем работать без ножниц. Называется такая аппликация «обрывная».
Воспитатель: Вам нужно взять бумагу зеленого цвета и порвать ее на такие мелкие кусочки (показ воспитателя)- это и будут «листья березы» Обрываем бумагу аккуратно над тарелочками. Далее нам нужно взять белый лист бумаги. Для чего нам с вами белый лист бумаги? (ответы детей: из белого листа бумаги, мы сделаем ствол и ветки березы). А здесь вам нужно взять бумагу белого цвета и порвать ее на длинные полосочки 2- 3 полоски, это у нас с вами будет ствол березы (показ воспитателя), далее порвать на короткие полоски, это будут ветки, а на ветках у нас с вами будут зеленые листочки, которые мы с вами уже подготовили, и лежат у вас в тарелочках.
Воспитатель: Теперь нам с вами остается приклеить нашу березку.
Сначала берем длинный лист бумаги (ствол березы, и приклеиваем ствол березы, по середине синего картона. Приклеили, далее берем короткие полоски, это у нас с вами ветки, и приклеиваем на ствол, приклеиваем наискосок, одна сторона веток смотри направо, друга сторона веток смотрит налево. Далее у нас с вами осталось сделать на ствол березки чечевички, берем черную бумагу и рвем на мелкие кусочки, каждый кусочек хаотично приклеиваем на ствол. Вот у нас вами и получилась береза. А когда вы сделаете свои березы, то у нас с вами получится берёзовая роща. Посмотрите, какое дерево получилось сотворить мне. Я уверена, что у вас получится еще прекраснее!
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем!
«физ. минутка «Деревья»
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю, выполнить обрывную аппликацию самим самостоятельно, те кому нужна помощь, я помогу. (Дети выполняют обрывную аппликацию).
Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия)
Поведение итогов. Анализ детских работ. Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Воспитатель: С какой новой техникой познакомились? (обрывная аппликация)
Воспитатель: Дети, вам понравилось сегодня работать на занятии? Какая аппликация вам понравилась больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Кому мы сегодня помогали? (Березке)
Воспитатель: Как называется лес, в котором только они березы? (березняк, березовая роща)
Воспитатель: Из каких материалов выполнено ваша береза? (из цветной бумаги)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось на занятии? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на работы друг друга и оцените их. (ответы детей)
Воспитатель: Спасибо за занятие. Вы молодцы.
Оформляется выставка детских работ.
Конспект занятия «Люблю березку русскую»
Программное содержание: продолжать формировать интерес
детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять
представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях
изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская
народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», , К.Юнона
«Мартовское солнце»., И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением
берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только
у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая,
нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие,
золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и
чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой
берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах
начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно
- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)
- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)
- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)
- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)
- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?
(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)
-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель,
лыжи, корм для птиц)
-Какое дерево называют кудрявым (береза)
-Какое дерево называют русским (береза)
6. Упражнение «Покажи и назови части дерева».
Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону,
листья, Затем каждый ребенок самостоятельно показывает на
картинке части дерева.
7. Игра «Плоды и листья».
Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов,
по заданию необходимо определить плоды и листья березы, соединить в
пары.
8. Физкультминутка.
Выросли деревья в поле (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягиваемся вверх, поднимая руки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (руки наверху, покачивания из стороны в
сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны всем корпусом)
Вправо - влево, взад - вперед
Так деревья ветер гнет. (наклоны корпусом)
Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна. (руки опустили, голову поднимаем вверх)
Наступила тишина. (опустили голову вниз)
9. Рисование березы.
Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и
нарисовать. Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, с
черными пятнами, веточки напоминают дуги; наверху они короткие;
чем ниже, тем длиннее. Самостоятельная деятельность.
III. Заключительная часть. Подведение итогов
10. Рефлексия.
Вопросы:
-С каким деревом вы сегодня познакомились?
-Что вы нового сегодня узнали о березе?
-Какое дерево рисовали?
-Что вам понравилось на занятии?
Конспект занятия по аппликации «Во поле березка стояла.
Цель: закрепить приемы вырезания (способ симметричного вырезания силуэтов деревьев по контуру, способ плавного срезания углов, вырезая круглую форму) ; развивать чувство цвета и композиции; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: заготовки макетов картин (белая вставка 16х 24см на цветном картоне, заготовки зеленые трех тонов размером 5х10 см, 5х10см, 7х9 см, цветные карандаши, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.
Предварительная работа: беседа с детьми об изменениях в природе весной, о смене времен года и изменении деревьев в течении года; чтение стихов о природе (П. Воронько «Береза»; С. Есенин «Белая береза») ; прослушивание песен о природе; рисование любимого времени года на занятиях по рисованию.
Ход занятия:
Загадки:
8. На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены.
Шапочки зелены.
2) Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
3) Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, свесив сережки.
Рассказ воспитателя:
Простая и трогательная красота березы придает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее тень, украшает в любое время года всякий сельский вид, и пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.
Ветками берёзы украшают церкви и жилища.
При помощи листьев делают жёлтую краску для шерсти.
В пчеловодстве берёза важна как пыльценос.
Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб, потому что она горит ярко и почти без копоти.
Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.
Берёза чаще других пород дерева используется при заготовке дров.
Давайте мы создадим в дань уважения этому замечательному дереву «картины» своими руками и при помощи цветной бумаги.
Детям предлагается следующий ход работы:
1. Раскрасить цветную вставку карандашами, выделив небо и землю.
2. Зеленые полоски сложить пополам вдоль.
3. Выполнить силуэты деревьев из одинаковых полосок и силуэт елки из полоски темного тона, способом симметричного вырезывания. Если силуэтное вырезывание вызывает затруднение, контуры деревьев на сложенной полоске можно нарисовать.
Хоровод русской народной песни «Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла»
Приложение №3
Стихи
Виктор Боков Не руби березы!
Не руби березы белой, Не губи души лесной, Не губи и зла не делай, А особенно весной,
Не губи, не тронь березы, Обойдись с ней по-людски, А иначе брызнут слезы, Сам засохнешь от тоски.
Пусть береза, как невеста, Бережет свою красу, Ей не в печке жаркой место, Место ей всегда в лесу!
Александр Прокофьев Люблю берёзку русскую
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Татьяна Герасимова Гимн березе Если мне воспеть берёзу Свыше дан наказ, Я её святые слёзы Воспою для Вас. Я её печальный облик
В рифму облеку, Шёпот листьев, птичий оклик. Раны на веку… Как светло-то на просторе. Дивный свет струит; На высоком косогоре. Милая, стоит… Подойду я и, любуясь, Косоньки ветвей Соберу-ка в прядь тугую… Вей же, ветер, вей! Нe сломить березу в бурю Коль душа алмаз, Даже средь осенней хмури Радуешь ты глаз! В зимнем сне, в мороз трескучий. На краю села. На обрыве-то, над кручей, Как же ты мила! А весною… Боже правый! Красивее нет! Молодых листочков нежен, Изумруден цвет! Ты в любое время года Чудно хороша И для русского народа Ты его душа!
Приложение №4
Загадки. Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. Береза
Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане. Берёзка
Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. Берёза
Клейкие почки, Зелёные листочки. С болей корой Стоит под горой. Берёза
Стоит Федосья, Распустив волосья. Приглашали девочки Завивать веночки, Завивать веночки, На тёплые денечки. Берёза
Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. Березы
Белый чёрным шит Сарафан на ней. Ветер к ней спешит, Чешет кудри ей, Зелена коса развивается, В ярком солнышке купается. Береза
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Береза
Стоят столбы белы, На них шапки зелены. Берёза
И красива, и стройна Средь подруг стоит она. Вся в кудряжках и серёжках. Это белая...Березка
Приложение №5
Игры. Настольная игра «Сложи картинку» Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Игровое правило: Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку. Игровые действия: Поиск частей, складывание целой картинки. Ход игры: В коробке лежат целые картинки с изображением берёзы в разные времена года. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что избражено изображено. Затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинки этот кусочек. Дети говорят. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. И так собирают, пока не получится целая картинка. Затем воспитатель раздает детям по картинке. И они должны из частей собрать целую. Разрезанные картинки лежат на столе. Другой вариант – воспитатель раздает кусочек. А дети должны по этому кусочку догадаться, какую картинку надо собрать. Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку. Материалы: 4 большие картинки с изображением берёзы в разные времена года, 4 точно такие же картинки малого размера (образец).
Дидактическая игра «С какого дерева листок» Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе. Варианты игры: 1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек ( Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ). 2. Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.) 3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их. 4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д. ) 5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев. Материалы: Карточки с изображением деревьев и листьев.
Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги» Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, закрепить знание названий деревьев. Описание: Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к берёзе беги», дети бегут к данному дереву и ждут воспитателя. Игра продолжается несколько раз.
Русская народная игра «Плетень» Цель: Развитие навыков общения. Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит. Все, приплясывая, идут за ведущим, поют: «Вокруг берёзоньки идем, Кругом нас всё плетнём, Плеть-плеть плетена, Кругом ствола обведена. Вьётся плетень, плетётся, В поле, в лес волочётся. Расплетайся, плетень, расплетись, Золотой узелок, развяжись. Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры: Наряжен наряд-Из ста ребят, Все в один ряд, Вместе связаны стоят. Плетень, расплетайся, На берёзоньку завивайся» Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Русская народная игра «Ручеёк» Правила игры: Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть. Если играет очень много народу, водящих может быть несколько. Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).
Игровое упражнение.
"Кто быстрее найдет березку, ель, рябинку"
Цель: найти дерево по назначению.
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!»
Описание. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющие яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
- Кто быстрее найдет берёзку?
- Раз, два, три – к берёзе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.
Приложение №6
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика "Берёза-краса" У красы-березки (Прижать руки тыльной стороной друг к другу) Платье серебрится. (Пальцы растопырить и поднять вверх) У красы-березки (Шевелить кистями и пальцами) Зеленые косицы. Со двора к березке Выскочили козы. (Показать «козу») Стали грызть березку, А березка в слезы. (Закрыть лицо ладонями)
Пальчиковая гимнастика "Деревья" Всем в лесу на удивленье (Трут ладони друг о друга.) Разные растут деревья: (Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья) Вот уперлась в небеса (Локти соединить – ствол, ладони раскрыть –крона) Вся смолистая сосна. Распустила ветви-косы («Фонарики» с движением сверху вниз.) Белоствольная береза. (Показать указательный палец, остальные в кулаке) Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. (Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.) Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. (Пальцы рук собраны в щепотку – бутон.) Липа цветом зацвела, (Круговые вращения указательным пальцем – пчёлы летят) Пчелок в гости позвала. Ель иголки распушила (Руки в стороны вниз, пальцы растопырены.) И грибочки все закрыла. (Указательный палец – ножка, ладонь сверху – ш) Шелестят листвой деревья, (Трут ладони друг о друга – «шуршат») Словно разговор ведут, Руки-ветви распустили, (Стряхнуть ладони.) Птичек в гости к себе ждут. (Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны птицы.)
Пальчиковая гимнастика "Берёза" (Плавное движение правой рукой в сторону-вверх) Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой) Берёза моя кудрявая. (Подъём рук вверх, вдох) Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Посредь долинушки, (Подъём рук, вдох) На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Листья зелёные, (Подъём рук, вдох) Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох) Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох) Девицы красные Венки вьют, плетут…
Приложение №7
Чтение
Дурак и береза
Русская народная сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое — умных, третий — дурак. Помер старик, сыновья разделили именье по жеребью: умным досталось много всякого добра, а дураку один бык — и тот худой! Пришла ярмарка; умные братья собираются на торг ехать. Дурак увидал и говорит: «И я, братцы, поведу своего быка продавать».
Зацепил быка веревкою за рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая сухая береза; ветер подует — и береза заскрипит. «Почто береза скрипит? — думает дурак. — Уж не торгует ли моего быка? — Ну, — говорит, — коли хочешь покупать — так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублев стоит; меньше взять нельзя… Вынимай-ка деньги!» Береза ничего ему не отвечает, только скрипит; а дураку чудится, что она быка в долг просит. «Изволь, я подожду до завтрего!» Привязал быка к березе, распрощался с нею и пошел домой. Вот приехали умные братья и стали спрашивать: «Ну что, дурак, продал быка?» — «Продал». — «За дорого?» — «За двадцать рублев». — «А деньги где?» — «Денег еще не получал; сказано — завтра приходить». — «Эх ты — простота!»
На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами. Приходит в лес — стоит береза, от ветру качается, а быка нету; ночью волки съели. «Ну, земляк, подавай деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь». Ветер подул — береза заскрипела, а дурак говорит: «Ишь ты какой неверный! Вчера сказывал: завтра отдам, и нонче то же сулишь! Так и быть, подожду еще один день, а уж больше не стану — мне самому деньги надобны». Воротился домой. Братья опять к нему пристают: «Что, получил деньги?» — «Нет, братцы, пришлось еще денек подождать». — «Да кому ты продал?» — «Сухой березе в лесу». — «Экой дурак!»
На третий день взял дурак топор и отправился в лес. Приходит и требует денег. Береза скрипит да скрипит. «Нет, земляк, коли все будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не люблю, живо с тобой разделаюсь!» Как хватит ее топором — так щепки и посыпались во все стороны. В той березе было дупло, а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота. Распалось дерево надвое, и увидал дурак чистое золото; нагреб целую полу и потащил домой, принес и показывает братьям. «Где ты, дурак, добыл столько?» — «Земляк за быка отдал; да тут еще не сполна все, чай и половины домой не притащил! Пойдемте-ка, братцы, забирать остальное!» Пошли в лес, забрали деньги и несут домой. «Смотри же, дурак, — говорят умные братья, — никому не сказывай, что у нас столько золота». — «Небось не скажу!»
Вдруг попадается им навстречу дьячок. «Что вы, ребята, из лесу тащите?» Умные говорят: «Грибы». А дурак поперечит: «Врут они! Мы деньги несем; вот посмотри!» Дьячок так и ахнул, бросился к золоту и давай хватать пригоршнями да в карман, совать. Дурак рассердился, ударил его топором и убил до смерти. «Эх, дурак! Что ты наделал? — закричали братья. — Сам пропадешь и нас загубишь! Куда теперь мертвое тело девать?» Думали-думали и стащили его в пустой погреб, да там и бросили.
Поздно вечером говорит старший брат середнему: «Дело-то выходит неладно! Как станут про дьячка разыскивать, ведь дурак все расскажет. Давай-ка убьем козла да схороним в погребе, а мертвое тело зароем в ином месте». Дождали они глухой ночи, убили козла и бросили в погреб, а дьячка снесли в иное место и зарыли в землю. Прошло несколько дней, стали про дьячка везде разыскивать, у всех расспрашивать; дурак и отозвался: «На что он вам? А намедни я его топором убил, а братья на погреб снесли».
Тотчас ухватились за дурака: «Веди, показывай!» Дурак полез в погреб, достал козлиную голову и спрашивает: «Ваш дьячок черный?» — «Черный». — «И с бородою?» — «Да, и с бородою». — «И рога есть?» — «Какие там рога, дурак!» — «А вот смотрите!» — и выбросил голову. Люди смотрят — как есть козел, плюнули дураку в глаза и разошлись по домам. Сказке конец, а мне меду корец.
Сказка "БЕРЁЗКА"
Она росла на небольшой полянке, прямая, стройная берёзка, с белым стволом, с пахучими, липкими листочками. А кругом нее шумели старые дубы, цвели белым цветом и сладко благоухали раскидистые большие липы, зеленели зелёными иглами яркие бархатные сосны, и постоянно дрожали как будто от страха всеми своими серо-зелёными листочками осины. Одним словом, кругом берёзы была целая роща, хотя и не большая, но очень красивая.
Берёза росла и помнила, как она росла. Она помнила, как трудно было рыться и отыскивать в земле пищу её молодым корешкам. То земля была очень рыхла, то слишком жестка, то вдруг камень мешал расти какому-нибудь её корешку, и тот поневоле должен был отходить в сторону.
- Почему же - думала берёза, - земля не везде одинакова? То много чересчур в ней пищи, то мало, то совсем нет, и зачем эти камни на дороге? Как всё это скучно!
Когда весной солнце отогревала березу, и она просыпалась от долгого зимнего сна, ей было так хорошо. Солнце светило ярко, приветливо грело. Воздух был полон теплых паров, земля как будто сама предлагала проснувшимся корешкам сочную, вкусную пищу. Все это было так хорошо. И береза развертывала свои смолистые, пахучие почки. Она вся радовалась, вся благоухала, вся одевалась мелкими, яркими желто-зелеными листочками.
Но это всегда так было. Чем длиннее становились дни, тем сильнее грело солнце. Потом она уже пекло, начинало жечь. Листья на березе покрывались пылью, сохли и желтели. Она умирала от жажды.
- Когда же закончится эта жара? Хоть бы одну каплю дождя!- молила она.
И вот налетела с гулом и вихрем черная туча. Верхушки деревьев шумели, гнулись, все их листочки дрожали. Ветер рвал их и уносил далеко. Но буря не могла достать березы. Ее защищали другие деревья, она чествовала только, как по все ее листочкам пробегал легкий, свежий ветерок, и ей было хорошо.
А вот и дождь. Он хлынул как из ведра, ветер мчал ее капли. Он ими бил и хлестал все, что ему попадалась: лес, траву, дома, людей.
- Зачем же так больно!- говорила береза. Но дождь не понимал этого: он сек березу холодными каплями все сильнее и сильнее, и ей было и больно и холодно.
- Ах, как все это гадко, как гадко! – шептала береза. – как все гадко на свете! Как мне больно и холодно! Еще сегодня утром я задыхалась от жары, а теперь мерзну от холода, точно зимой.
Наконец дождь перестал. Тучки расплылись в тумане, и солнце опять стало греть. Березка отогрелась, отдохнула, расправила все свои листочки.
Раз, рано утром, когда еще трава спала под холодной росой, и розовое утро алело на вершинах деревьев, в рощу пришло много крестьян с пилами и топорами, и пошла работа.
Стук, шум, крик. Старые деревья пилили пилами, рубили топорами, и они с треском и стоном валились на землю. К полудню работа была кончена, почти все деревья лежали вокруг березы мертвые. Не тронули только березу и еще несколько осин, которые были такие же молодые, как и береза.
Не стало рощи – далеко вокруг березы было чистое поле.
Приложение №8
Народные приметы
Наша красавица берёзка может подсказать погоду:
Если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
Наблюдение: "Рассматривание березки"
Цель:
Уточнить представления о том, что дерево – это растение, о его основных частях (корень, ствол, ветви, листья), используя модели.
Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.
Модели:
Особенности строения берёзы (корень, ствол, ветви, листья).
Предварительные наблюдения:
На прогулке рассмотреть берёзу и выделить основные части строения: ствол, ветки, листья. Объяснить детям, что у дерева есть и корни (желательно показать корни, вышедшие на поверхность).
Ход наблюдения:
1. Дети стоят в кругу на участке ДОУ. Приходит Незнайка и говорит о том, как красиво, когда вокруг много растений. Однако Незнайка не знает названия всех этих растений. Дети предлагают ему познакомиться с растениями, которые растут на их прогулочном участке. Незнайка рассматривает с детьми растения. Дети называют названия совместно с воспитателем. Обращает внимание на березку.
2. Воспитатель обращает внимание детей на то, что растения бывают разных видов. Спрашивает у детей, какие бывают растения? (деревья, цветы, трава ит.д.) Дети подходят к дереву и рассматривают его, выделяют его существенные признаки как растения. Воспитатель предлагает детям самостоятельно найти соответствующие детали- модели. Совместно с детьми обсуждается новая модель – стебель, который у дерева коричневого цвета и называется стволом.
3. Обращает внимание на березку. Выделяют с детьми отличительные особенности дерева.
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
Программное содержание.
Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности.
Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется
дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле?
А почему деревья могут исчезнуть?
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили
больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы.
Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры,
ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и
грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве,
из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают
жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях
живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на
жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает
листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало
появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они
погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань,
которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как
люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли –
почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие
отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же
время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека
и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых,
которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через
себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной
для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные
насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры –
ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше,
тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят
морозы.
Викторина про берёзу (с ответами)
Берёза во все времена — это олицетворение красоты, целомудрия,
чистоты. Берёза – самое «русское» дерево. Стройная и изящная, гибкая и
15. Как вы считаете, годен ли применению напиток из
листьев берёзы?
Ответ: да, напиток представляет собой кладезь биологически
активных веществ, необходимых для оздоровления организма.
16. Как называется рассказ Евгения Пермяка из серии
«Уральские были-небыли» о берёзе?
Ответ: рассказ называется «Берёзовая роща»
17. Известно, что берёзовые веники используют в парной. В
какой период следует заготавливать веники?
Ответ: лучшее время для заготовки — это конец июня – начало июля.
Именно в этот период листочки еще молодые, а ветки мягкие и не
грубые.
18. В тундре растёт карликовая берёза. Какова высота этого
дерева?
Ответ: в среднем в половину человеческого роста
19. Какое дерево первым заселяет открытые пространства?
Ответ: белоствольная берёза – светолюбивое растение, поэтому
именно она является первым деревом, заселяющим открытые
пространства.
20. Что такое дёготь? Где он применяется?
Ответ: При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый
дёготь используется в медицинских целях и в парфюмерной
промышленности.
Чтение сказок о березе:
Сказка «Хоровод берёз» Автор сказки: Ирис Ревю
Ночью, когда все дети спят, в лесу случаются всякие чудеса. Деревьям надоедает стоять на одном месте, и они потихоньку танцуют, водят хороводы. Всё равно их никто не видит. Лучше всех водят хороводы берёзки. Насмотрятся они днём, как девушки в ярких платках на полянке танцуют плавно, красиво, и стараются повторять движения. А однажды берёзки потерялись. Уже и клён с осинкой, и дуб с елью в танцах покружились. А берёзок всё нет. Кругом темно, ночь стоит непроглядная. Пошли деревья искать берёзки. Хорошо, что стволы у берёзок белые, они быстро нашлись. Просто засмотрелись белоствольные на звёзды яркие, на месяц золотистый, вот и не пришли. А благодаря стволу белому (его хорошо в темноте видно), отыскались быстро. Наконец все деревья были в сборе, и стали они хороводы водить.
Сказка «Зимняя берёза»
Автор сказки: Ирис Ревю
День был зимний. Вьюги да метели, пурга да бураны совсем разошлись. Хозяйничают, пока Зимушка-Зима им пособничает. Сбился с дороги путник. Куда идти — непонятно. Дорожки всё запорошены, кругом белый ковёр. Загоревал, загрустил бедолага. Зима, она такая, сбился с дороги – тяжело придётся. И вдруг чувствует путник, как будто его по лицу кто хлестнул тихонечко. Глянул — а он под берёзой стоит. А берёза, хоть в белоснежном наряде и белым платком укутана, а знакомая. Ствол сдвоенный, широкий, не обхватишь руками, а рядом – два пенька высоких. Ребята летом любят с них прыгать прямо на мягкий мох. Обрадовался путник. Улыбнулся берёзке, словно доброй подруге, дескать, теперь мне путь знаком. Стоял-то он, оказывается, совсем недалеко от деревни. Спасибо тебе, белоствольная красавица, за подсказку.
Рисование «Белая береза под моим окном…»
Цель: развитие изобразительных способностей детей в процессе восприятия художественного слова.
Задачи:
Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения.
Продолжать учить сочетать в рисунке разные художественные материалы для передачи заснеженной кроны.
Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом).
Воспитывать у детей любовь к природе, посредством восприятия поэзии, живописи и фотографии.
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями на прогулке. Рассматривание изображений зимних деревьев на иллюстрациях в детских книгах. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Ф. А. Васильева, И. Э. Грабаря.
Материалы, инструменты, оборудование:
Листы бумаги разного размера синего, ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета, гуашевые краски, соль, мишура (мелко порезанная), кисти разных размеров, баночки с водой, палитры, клей ПВА, салфетки, схемы рисования березы, музыкальный центр, репродукции зимних пейзажей.
Ход деятельности:
1 часть
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам залетела снежинка. И там для вас задание, нужно отгадать загадку:
Разбежались по опушке.
В белых платьицах подружки (Берёзки).
Воспитатель: Правильно, это береза. Сегодня речь пойдет о русской красавице березе. Поэты сочиняют много красивых стихов о березе. Послушайте, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин (чтение стихотворения)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
.
-Не только поэты пишут стихи про нее, а еще и художники. Только поэты используют для этого слова, а художники пишут картины чем?…красками (дать возможность ответить детям).
Картины художников мы можем увидеть глазами. «Картины» поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. А еще мы можем поэтическую картину услышать, представить и нарисовать, как это делают художники.
Дети, скажите, как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж).
-Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, И. Э. Грабарь очень любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или чем-то необычные виды природы (таинственный лес, глубоководная река, стремительный водопад, бушующее море, цветущий луг, золотая роща и пр.), любовались этими видами сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины.
Как вы думаете, чем отличается береза от остальных деревьев, например, от ели? (У них разный цвет ствола, у ели – коричневый, а у березы - белый с черными черточками - белоствольная береза).
Физкультминутка Зима
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.) Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся.) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
- Какой красивой бывает береза зимой? (просмотр презентации «Береза в серебре» с перечислением эпитетов)
-Ребята, а давайте сегодня на занятии тоже нарисуем красивую березу в зимнем наряде.
Воспитатель раскладывает перед детьми схемы рисования березы (кроме последней схемы) в случайном порядке.
-Подумайте и развесьте на доске схемы в правильной последовательности.
-С чего вы начнете рисовать березу? (со ствола).
-Какого цвета ствол у березы? (белый).
-Что вы можете сказать о ветках? (они тонкие, свисают вниз, похожи на ниточки, веревочки, черного цвета).
-Как нарисовать такие тонкие ветки? (тонкой кисточкой, концом кисти).
Дети выбирают листы (разного цвета, формы) и приступают к работе.
2 часть
Дети под музыку рисуют березку.
Слежу за осанкой детей. Осуществляю индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью через вопросы, советы, рекомендации, напоминания, обращение к опыту детей. Обращаю внимание на технические навыки при работе с кистью и гуашью. При затруднении предлагаю посмотреть на схемы или на картины художников.
-Дети, а каким способом можно изобразить снег на ветках березы, похожий на серебро? (серебряной краской, блестками).
Воспитатель вывешивает на доску последнюю схему.
-Я приготовила для вас соль, которая очень похожа на снег и блестки. На ветках клеем «нарисуем» снег и присыплем эти места солью (После высыхания лишнюю соль необходимо отряхнуть)
Воспитатель помогает детям.
-Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
По мере окончания рисования, дети выкладывают рисунки на отдельный стол.
3 часть
Заканчивается занятие обсуждением и демонстрацией рисунков, из которых впоследствии организуется выставка. Дети рассматривают рисунки друг друга.
-Ребята, у нас получилась настоящая березовая роща. Каждый из вас нарисовал березку по-своему.
-Посмотрите, у каких березок получились самые тонкие веточки?
-Как вам удалось нарисовать такие веточки?
-Опиши свою березку. Какая она? (стройная, красивая, с белой бахромой на ветках).
-У вас получились замечательные рисунки. Сегодня на занятии мы еще раз убедились, как поэзия помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.
Сценарий праздника «Праздник русской березки»
Цель: продолжать приобщать детей к ценностям народной культуры; создать радостное настроение; воспитывать бережное, заботливое отношение к березе.
Под музыку дети выходят на площадку, садятся на места
Ведущая. Ребята вот и пришли мы в гости к берёзке - главному и любимому дереву на Руси. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси. В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях, наступало время весёлого и красивого древнего, русского праздника - Зелёных святок, по – другому, Троица. Праздник Троица любимый праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. В праздник на Троицу в особом почёте была Берёзка.
Ведущая. Заведём хоровод, чтоб радостным и весёлым был весь год.
Дети водят хоровод вокруг берёзки «Во поле береза стояла»
Ведущая. В старину много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.
1-й реб. Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
2-й реб. С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную!
Раздаётся стук по дереву.
Ведущая. Ой, что за стук? Не дятел ли это стучит?
Леший. Нет это я старичок - Леший! (идёт к берёзе, любуется)
Ай да, берёзка, ай, да красавица! Молодцы ребята! Давно я не видел хороводов на поляне. У вас так весело, что и мне захотелось с вами поиграть. А вы ребята, уважите меня старого, поиграете со мной?
Игра «Разбегиши»
Ход игры:
Леший стоит в центре круга, дети взявшись за руки, идут по кругу. Все говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
( Леший со словами: «Раз. Два, три - беги!» догоняет детей, а они убегают от него, кого поймает Леший тот становится в центр круга, и будет догонять. Игра повторяется несколько раз)
Леший. Ну, вот я с вами наигрался. А позову ка я сюда свою внучку, пусть тоже на берёзку полюбуется, да с ребятами позабавится.
(Леший играет на металлофоне. Появляется девица в красном сарафане)
- Я Заря - заряницу,
Красная девица!
Леший. Это внучка моя Зоренька! (Заря вокруг берёзки обходит, любуется)
- А какая она у меня затейница! Сколько она игр знает да потех!
Игра «Заря – заряница»
Дети стоят по кругу. Леший держа за ручку Зарю, ходит по кругу и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца завитые-
За водой пошла…
(С последними словами, Заря осторожно кладёт руки на плечи одному из игроков. После этого игрок убегает от зари по кругу и становится на своё место. Она его ловит, если поймала, то игрок становится Зоренькой. Игра повторяется несколько раз)
Заря. Вижу, играть вы умеете.
Ведущая. Конечно Зоренька. А сейчас бери красивые ленточки и становись с нашими ребятами на веселый танец.
Танец «Танец с ленточками»
Леший. Ну, ребята порадовали вы нас, да позабавили! Загадаю вам загадку и послушаю отгадку.
- В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (береза)
Заря. Правильно, берёза!
- Тише, тише, тишина
Кто-то к нам спешит сюда
Это Березка к нам идет
И сюрпризы всем несет.
(Входит Березка)
Березка : Это я, Березка в новом сарафане!
Хочется мне дети, веселиться с вами
С праздником вас дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!
- Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие! Очень я к вам спешила, ведь сегодня такой замечательный праздник - Троица.
Ведущая: Милости просим к нам. Березонька белая, березка кудрявая, а наши ребята ждали тебя.
Березка : Ребята, а я не с пустыми руками пришла, принесла для вас загадки.
Жаркий шар на небе светит
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя,.
(солнце)
Он поплачет над садами -
Сад наполнится плодами.
Даже пыльный подорожник
Рад умыться в летний.
(дождик)
Длинные ушки, быстрые лапки,
Серый, но не мышка.
Кто это?.
(зайчишка)
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка,
В клубок свернуться может.
Конечно, это…
(ёжик)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.
(лиса)
Березка : Вот какие умненькие ребята в вашем детском саду, все загадки отгадали.
Березка : Берёзонька скрипела, добрых гостей созывала: «Приходите детишки ко мне гулять! Меня белую берёзу украшать», обещала сама согнуться, сама в веночки завиваться.
3 реб. (девочка) - Одарю берёзку алой ленточкой,
Да переленточкой.
А ещё шёлковым платком,
Да лазаревым венком.
Березка : Девочки, подружки мои милые, становитесь в круг скорей, будем березу украшать, лентами атласными повязывать.
(Березка, Заря и девочки украшают берёзку ленточками)
Березка : А теперь скажу вам я, что прощаться нам пора…
Праздник весёлый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришёлся по нраву!
Леший. Прощайте, прощайте, все счастливы будьте!
Здоровы, послушны и нас не забудьте!
(герои уходят)
Ведущий: Сегодня у березки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Но и нам пришла пора прощаться.