Мотивационно-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности) | Дети вместе с педагогом входят в групповую комнату и становятся полукругом. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там? Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь. Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что может быть в мешочках? Воспитатель загадывает загадку: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) Откройте мешочки. Что там? (соль) Воспитатель: высыпает соль в емкость и задает вопрос: Для чего нужна соль? Давайте вспомним, что мы знаем о этом прекрасном ископаемом. 1. Соль – это полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Каменная соль. Ее месторождение находиться высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 2. Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывании носа, из нее делают солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.) 3. Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания, консервировании овощей. Воспитатель: Но, это общие сведения, а хотите подробнее узнаем об этом удивительном продукте. | Дети высказывают предположения. Дети высказывают предположения. Дети: Да |
Организационно-поисковый, деятельностный (деятельность: развивающая, познавательная, поисковая и т.д.) | Воспитатель: Тогда для этого нам всем предстоит стать учеными, которые исследуют секретные объекты в лабораториях. - Ребята, а хотите попасть в волшебную лабораторию? Для этого надо произнести волшебные слова (идут по кругу) ХЛОП-ХЛОП ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ, И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ - ОЧУТИСЬ! В лабораторию пойдем, И чудо-опыты проведем с этим сыпучим веществом (Надевайте фартуки и проходите за столы.) Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью: (карточки) Дети: 1. Не трогать руками глаза. 2- Соблюдать тишину 3- Не толкать соседа во время работы 4- Сначала посмотри, а потом повтори 5- Выполнил и положи на место - Итак внимание. Опыт № 1: «Из чего состоит соль». Перед нами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль белого цвета, без запаха) - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов). - Подуйте тихонько на соль через трубочку (сыпучая). - Молодцы! Опыт №2 «Соль хрустит» Воспитатель: Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали? Воспитатель: Сделайте вывод Опыт № 3: «Соль поглощает воду» Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? Воспитатель: значит, соль поглощает воду. Опыт № 4: «Соль растворяется в воде» Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим в какой же воде быстрее растворяется соль в теплой или холодной. У одного из вас стакан с теплой водой, а у другого с холодной. Добавьте ложку соли в стакан с водой и размешайте. Посмотрите у кого быстрее растворилось? - Правильно в холодной. Воспитатель: Ребята, чтобы провести следующий опыт нам надо пройти в секретный блок лаборатории. Опыт № 5. «Плавающее яйцо» Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что на море плавать легче, чем в реке. Почему? Воспитатель: Верно, молодцы. И этот факт мы сейчас проверим. А поможет нам в этом обычное яйцо. Воспитатель: Сначала сделаем воду морской, для этого каждый положите по ложечке соль в этот стакан с водой. Теперь возьмем яйцо и опустим его в стакан. Что вы видите? Воспитатель: Теперь возьмем другое яйцо, и опустим его в стакан с пресной водой. Что вы видите? Воспитатель: Какой вывод мы сделаем? Воспитатель: Вот мы доказали, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной. Физкультминутка: Воспитатель: Ребята, как мы много делали опытов и немного устали. Давайте с вами отдохнем и мешочки с солью в руки возьмем. В старые времена люди лечились солью, которые зашивали в мешочки. Мы мешочки с солью взяли, Крепко пальчики мы сжали. Очень холодно зимой, мерзнут руки ой, ой, ой. Надо руки нам погреть, посильнее разогреть! Будем снова их сжимать, ну а после разжимать. И с ладошки на ладошку, будем с ними мы играть. Чудо соль ладошки греет, станут пальчики сильнее. Воспитатель: Молодцы, поиграли, погрели и размяли наши руки. Давайте вспомним. Что мы узнали о соли. Воспитатель: Теперь ребята перейдем к самому интересному. Этот прекрасный ископаемый используют для декора, украшения поделок. У вас сейчас будет возможность самим сделать неповторимый сувенир для дома. Хотите попробовать? Воспитатель: Для этого мы возьмем воронки, вставим в емкость и с помощью ложек и будем поочередно засыпать окрашенную соль. Как красиво у вас получается! Воспитатель: Молодцы, ребята! Такие сувениры можно подарить своим родным и близким. Ну, что, юные исследователи, наша волшебная лаборатория закрывается и нам пора возвращаться в группу. Воспитатель: Давайте произнесём волшебные слова. | Дети: Да Дети выполняют движения и проговаривают слова Дети внимательно слушают. Дети выполняют задание. Дети: мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день. Дети: соль-солёная, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов и хрустит, как снег. Дети: Соль растворилась быстрее в холодной воде. Дети проходят и становятся вокруг стола. Дети: потому что вода в море соленая. Дети: Яйцо не тонет. Дети: Яйцо утонуло. Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Дети выполняют движения по тексту Дети перечисляют. Дети: да Дети засыпают в емкости. Дети: Хлоп, хлоп, топ, топ - повернись, в группе нашей очутись. |
Рефлексивно-корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов) | Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где мы применяем соль. Дидактическая игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 1. Чтобы консервировать овощи 2. Чтобы использовать в медицине 3. Чтобы посолить суп 4. Чтобы посыпать дорожки зимой 5. Чтобы добавить в жареную картошку 6. Чтобы посолить салат 7. Чтобы засолить грибы 8. Соль нужна для животных Воспитатель: Так какой же сделаем вывод? Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? Кому бы вы хотели рассказать о нашей работе в лаборатории? Воспитатель: ну, что ребята, я думаю, что мы еще не раз побываем в этой чудесной лаборатории, потому что неизведанного и интересного рядом очень много. | Дети: Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, также и животным, её используют для приготовления пищи |