Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Материал: Емкость, наполненная водой, емкости для экспериментирования (стаканчики, ложечки, чашки), салфетки, полотенца, картинки по теме «Вода», магнитофон.
Ход:
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране!
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.
Какого цвета вода?
Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей).
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску).
Воспитатель: Возьмите стаканчики с водой и трубочки. Подуйте в трубочку. Что появляется в воде? Можно ли сказать, что это воздушные пузыри? Какой они формы? (Зарисовываем форму на маркерной доске). Выпейте воды - кто сколько хочет. Где теперь вода? Куда она попала? Можно ли сказать, что вода видна? А вы можете почувствовать, что в вашем организме есть вода? Во рту?
- Понюхайте воду. Имеет ли она запах? (Нет)
- Давайте выльем на этот поднос немного воды. Зарисуем узор лужицы. Сможем ли мы вылить снова и получить точно такой же узор? Это говорит о том, что вода не имеет формы.
- У меня есть пластилин. Я скатаю колбаску. Если я опущу ее в воду в прозрачной банке, что измениться? Давайте зарисуем ваши предположения (пластилин растворится, утонет, будет плавать, вода изменит цвет). Проверим? Кто сможет сказать – что произошло? (пластилин утонул, цвет воды не изменился). Теперь я возьму сахар. Насыплю его в воду. Его видно? Я размешаю. Что с ним происходит? Какая теперь вода? В какой воде он быстрее растворится – в холодной или в горячей?
У меня есть ракушка и камень. Что с ними произойдет? Почему? (Проверяем предположения, зарисовываем).
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево) Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания) Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте) От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Способность воды отражать предметы.
Воспитатель: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).
Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?
(Своё лицо, отражение).
Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?
(В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята,чтовы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода?
(Ответы детей).
Воспитатель: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.