Материалы: аудиозапись песен Кубанского Казачьего хора, фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, несколько вырезных кукол с набором вырезной бумажной одежды: современной и казачьей.
Ход беседы:
Мотивированный момент:
(воспитатель в кубанском костюме входит с детьми под звучание гимна Кубани «Ой, Кубань - ты наша Родина»)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)
-Совершенно верно, дети.
Послушайте отрывок из стихотворения Виктора Гончарова о Кубани. (звучит тихая кубанская музыка)
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как землю
Ворочают плугом
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают.
Кубанцы на зависть
Умеют трудиться.
Там, где-то, саманный
Курень мой дымится…
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.
-Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших предков. В ней живет старинная казачья семья.(изображение на картине, фото, макет подворья)
-А что такое хата? (ответы детей)
-В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (ответы детей: добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение мужчины-казака в кубанском костюме).
-Ребята, давайте вспомним, какие пословицы про казака вы знаете?
Дети:
-Казак без коня, что солдат без ружья.
-Казак в беде не плачет.
-Казак сам голодает, а конь его сыт.
-Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
-Терпи казак-атаманом будешь.
-Казаку честь-родину беречь.
-Казачьему роду-нет переводу.
-Отлично, ребята, вы знаете много пословицпро казаков. А как называли жену казака? (ответы детей: казачка. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение женщины-казачки в кубанском костюме).
Воспитатель:
-Сейчас, ребята, поиграем. Я дам вам задание: правильно одеть в народные костюмы казака и казачку.
(воспитатель предлагает несколько вырезных кукол с набором вырезной бумажной одежды: современной и казачьей. Воспитатель спрашивает, почему именно такую одежду выбрали дети, как она называется, хвалит ребят).
Воспитатель:
-Расскажите мне, ребята, чем женщина-казачка занималась дома? (ответы детей: ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб, воспитывала детей, работала в поле, кормила скот, пряла, ткала, шила, вязала. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение картинок труда казачек).
Воспитатель:
-На Кубани женщины очень любил готовить вкусную еду для всей многочисленной семьи. Кто знает, ребята, в чем варили еду? (воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение чугунка на картинке).
Дети:
-В чугунке. Он тяжелый, чугунный и каша в нем получается вкусная.
Воспитатель:
-А молоко в чем хранили, знаете, дети? (ответы детей: глиняный сосуд, который называется глэчик. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение глэчика на картинке).
Воспитатель:
-Чтобы хозяйка казачьей хаты могла испечь пироги, ей нужно замесить тесто. Вспомните, ребята, как называется посуда, в которой замешивают тесто? (ответы детей: макитра-это большой кувшин из глины. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение макитры на картинке).
Воспитатель:
-Посмотрите, дети, вот я вам принесла тесто и сейчас мы с вами будем из него лепить пироги.(дети лепят из соленого теста пироги и пирожки).
Молодцы, много налепили! Теперь отправляем пироги в русскую печь.(воспитатель демонстрирует изображение или макет печи).
Воспитатель:
-Знаете, ребята, самое главное в казачьей хате - это русская печь. Не зря её ласково печкой-матушкой в сказках называют. Зимой морозы лютые на дворе, а возле печки - тепло и уютно. Русская печь существует около четырёх тысяч лет. Она обогревала жилище, в ней готовили еду, выпекали хлеб, варили квас, сушили фрукты, одежду и даже деток малых лечили её теплом. Летом выносили печку во двор, чтобы жарко не было, во дворе и готовили еду. Пища получалась вкусной и ароматной, да к тому же полезной.
Много пословиц и поговорок сложено народом про русскую печь:
«Всё, что в печи- на стол мечи»
«Печь нам мать родная»
«У печи всё красное лето»
«Хлебом не корми, только с печи не гони».
Воспитатель:
-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:
«Шуба в избе,
Рукав на улице».
«Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.»
(ответы детей: печка.)
Предлагаю вам, дети, поиграть в народную игру, которая называется «Тесто». (под кубанскую мелодию дети играют в игру «Тесто».Правила игры: дети стоят парами в кругу, держась за руки, которые подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. По окончании музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет. Затем выбирают следующую пару и игра повторяется.)
Воспитатель:
-Ребята, продолжим наше путешествие в прошлое. Пирогов мы напекли, будем чай пить. Кто помнит, чаем поили гостей из чего (Ответы детей: из самовара. Воспитатель демонстрирует изображение самовара).
Воспитатель:
- Правильно, дети, молодцы. Казачки на Кубани были очень домовитые, аккуратные. На стол стелили скатерть, которую сами вязали и рушники тоже трудолюбивые хозяйки сами ткали и вышивали. Ответьте, ребята, что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные и вязанные изделия? (ответы детей: рубель и каталка. Воспитатель во время ответа детей демонстрирует изображение рубеля и каталки.)
Воспитатель:
-Совершенно верно! Пришло время поиграть, свою удаль показать! Игра называется «Покажи, что назову». Встаньте, ребята. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.
(дети имитируют движения).
-копать землю;
-нести коромысло;
-ловить рыбу;
-месить тесто;
-гладить бельё;
-вышивать;
-собирать в корзину яблоки;
-покормить кур.
(дети показывают движения, имитируя действие, озвученное воспитателем.)
Рефлексия.
Воспитатель:
-Нам пора возвращаться в детский сад из нашего интересного путешествия в прошлое. Давайте вспомним, какие предметы, украшенные кружевом, вы видели в хате?
(ответы детей: рушники, скатерть, занавески, подзор на простыни. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображения на картинке).
-Назовите мне два цвета, которые традиционно использовали в кубанской вышивке.
(ответы детей: красный и черный.)
-Правильно. Ребята, какие вы молодцы! Вы так много знаете о быте и традициях кубанских казаков! Сегодня вы услышали много новых слов, давайте их вспомним. Поиграем: я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.
-Дом, в котором жили казаки (ответы детей: хата)
-Это глиняный кувшин, в котором молоко долго не скисает (ответы детей: глэчик)
-С помощью этих двух деревянных предметов одежда наших предков всегда была выглажена (ответы детей: рубель и каталка)
-В чем на Кубани замешивали тесто? (ответы детей: в макитре)
-Воду женщины-казачки приносили из ….(ответы детей: колодца)
-Вкусный чай всей семьёй пили из …. (ответы детей: самовара)
-В нём готовили полезную кашу, картошку и он был очень тяжелый? (ответы детей: чугунок)
-Чем вытирал руки казак после мытья? (ответы детей: рушником)
-Молодцы, ребята! Я уверенна, что наши предки гордились бы вами. Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в детский сад.