kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Быт и жизнь наших предков-казаков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Быт и жизнь наших предков-казаков".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Быт и жизнь наших предков-казаков"»

Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста

«Быт и жизнь наших предков-казаков».

Цель: развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Программные задачи:

продолжать знакомить детей с жизнью и бытом кубанского казачества;

воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам;

прививать любовь к родному краю – малой Родине;

Предварительная работа: рассматривание старинных фотографий, альбомов, мультимедийное сопровождение.

Материалы: аудиозапись песен Кубанского Казачьего хора, фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, несколько вырезных кукол с набором вырезной бумажной одежды: современной и казачьей.

Ход беседы:

Мотивированный момент:

(воспитатель в кубанском костюме входит с детьми под звучание гимна Кубани «Ой, Кубань - ты наша Родина»)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)

-Совершенно верно, дети.

Послушайте отрывок из стихотворения Виктора Гончарова о Кубани. (звучит тихая кубанская музыка)

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Там примут тебя,

Как хорошего друга,

Покажут, как землю

Ворочают плугом

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Кубанцы на зависть

Умеют трудиться.

Там, где-то, саманный

Курень мой дымится…

Люблю тебя, край мой,

Простор краснодарский,

И труд хлебороба,

И песни, и пляски.

-Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших предков. В ней живет старинная казачья семья.(изображение на картине, фото, макет подворья)

-А что такое хата? (ответы детей)

-В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (ответы детей: добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение мужчины-казака в кубанском костюме).

-Ребята, давайте вспомним, какие пословицы про казака вы знаете?

Дети:

-Казак без коня, что солдат без ружья.

-Казак в беде не плачет.

-Казак сам голодает, а конь его сыт.

-Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

-Терпи казак-атаманом будешь.

-Казаку честь-родину беречь.

-Казачьему роду-нет переводу.

-Отлично, ребята, вы знаете много пословицпро казаков. А как называли жену казака? (ответы детей: казачка. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение женщины-казачки в кубанском костюме).

Воспитатель:

-Сейчас, ребята, поиграем. Я дам вам задание: правильно одеть в народные костюмы казака и казачку.

(воспитатель предлагает несколько вырезных кукол с набором вырезной бумажной одежды: современной и казачьей. Воспитатель спрашивает, почему именно такую одежду выбрали дети, как она называется, хвалит ребят).

Воспитатель:

-Расскажите мне, ребята, чем женщина-казачка занималась дома? (ответы детей: ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб, воспитывала детей, работала в поле, кормила скот, пряла, ткала, шила, вязала. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение картинок труда казачек).

Воспитатель:

-На Кубани женщины очень любил готовить вкусную еду для всей многочисленной семьи. Кто знает, ребята, в чем варили еду? (воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение чугунка на картинке).

Дети:

-В чугунке. Он тяжелый, чугунный и каша в нем получается вкусная.

Воспитатель:

-А молоко в чем хранили, знаете, дети? (ответы детей: глиняный сосуд, который называется глэчик. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение глэчика на картинке).

Воспитатель:

-Чтобы хозяйка казачьей хаты могла испечь пироги, ей нужно замесить тесто. Вспомните, ребята, как называется посуда, в которой замешивают тесто? (ответы детей: макитра-это большой кувшин из глины. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение макитры на картинке).

Воспитатель:

-Посмотрите, дети, вот я вам принесла тесто и сейчас мы с вами будем из него лепить пироги.(дети лепят из соленого теста пироги и пирожки).

Молодцы, много налепили! Теперь отправляем пироги в русскую печь.(воспитатель демонстрирует изображение или макет печи).

Воспитатель:

-Знаете, ребята, самое главное в казачьей хате - это русская печь. Не зря её ласково печкой-матушкой в сказках называют. Зимой морозы лютые на дворе, а возле печки - тепло и уютно. Русская печь существует около четырёх тысяч лет. Она обогревала жилище, в ней готовили еду, выпекали хлеб, варили квас, сушили фрукты, одежду и даже деток малых лечили её теплом. Летом выносили печку во двор, чтобы жарко не было, во дворе и готовили еду. Пища получалась вкусной и ароматной, да к тому же полезной.

Много пословиц и поговорок сложено народом про русскую печь:

«Всё, что в печи- на стол мечи»

«Печь нам мать родная»

«У печи всё красное лето»

«Хлебом не корми, только с печи не гони».

Воспитатель:

-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:

«Шуба в избе,

Рукав на улице».

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.»

(ответы детей: печка.)

Предлагаю вам, дети, поиграть в народную игру, которая называется «Тесто». (под кубанскую мелодию дети играют в игру «Тесто».Правила игры: дети стоят парами в кругу, держась за руки, которые подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. По окончании музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет. Затем выбирают следующую пару и игра повторяется.)

Воспитатель:

-Ребята, продолжим наше путешествие в прошлое. Пирогов мы напекли, будем чай пить. Кто помнит, чаем поили гостей из чего (Ответы детей: из самовара. Воспитатель демонстрирует изображение самовара).

Воспитатель:

- Правильно, дети, молодцы. Казачки на Кубани были очень домовитые, аккуратные. На стол стелили скатерть, которую сами вязали и рушники тоже трудолюбивые хозяйки сами ткали и вышивали. Ответьте, ребята, что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные и вязанные изделия? (ответы детей: рубель и каталка. Воспитатель во время ответа детей демонстрирует изображение рубеля и каталки.)

Воспитатель:

-Совершенно верно! Пришло время поиграть, свою удаль показать! Игра называется «Покажи, что назову». Встаньте, ребята. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

(дети имитируют движения).

-копать землю;

-нести коромысло;

-ловить рыбу;

-месить тесто;

-гладить бельё;

-вышивать;

-собирать в корзину яблоки;

-покормить кур.

(дети показывают движения, имитируя действие, озвученное воспитателем.)

Рефлексия.

Воспитатель:

-Нам пора возвращаться в детский сад из нашего интересного путешествия в прошлое. Давайте вспомним, какие предметы, украшенные кружевом, вы видели в хате?

(ответы детей: рушники, скатерть, занавески, подзор на простыни. Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображения на картинке).

-Назовите мне два цвета, которые традиционно использовали в кубанской вышивке.

(ответы детей: красный и черный.)

-Правильно. Ребята, какие вы молодцы! Вы так много знаете о быте и традициях кубанских казаков! Сегодня вы услышали много новых слов, давайте их вспомним. Поиграем: я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

-Дом, в котором жили казаки (ответы детей: хата)

-Это глиняный кувшин, в котором молоко долго не скисает (ответы детей: глэчик)

-С помощью этих двух деревянных предметов одежда наших предков всегда была выглажена (ответы детей: рубель и каталка)

-В чем на Кубани замешивали тесто? (ответы детей: в макитре)

-Воду женщины-казачки приносили из ….(ответы детей: колодца)

-Вкусный чай всей семьёй пили из …. (ответы детей: самовара)

-В нём готовили полезную кашу, картошку и он был очень тяжелый? (ответы детей: чугунок)

-Чем вытирал руки казак после мытья? (ответы детей: рушником)

-Молодцы, ребята! Я уверенна, что наши предки гордились бы вами. Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в детский сад.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наталья Ивановна Водовская; Любовь Олеговна Гавриленко

Дата: 20.11.2024

Номер свидетельства: 659911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства