Просмотр содержимого документа
«Посиделки "Масленица"»
ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ТЕНЬГУШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТЕНЬГУШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Посиделки
«Широкая масленица»
2024 г.
Цель: приобщение к истокам русской народной культуры, воспитание любви к семье, Родине.
Ведущий: Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Ведущий: Позвольте спросить, о каком же празднике идет речь?
Дети: Масленица.
Ведущий: С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся - радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось по строго расписанному порядку. Итак, начинается Масленица в понедельник – называется «встреча».
1 ребенок: Здравствуй, Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Ой, да Масленица, на двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ведущий: Вот такие песни распевали девушки и парни, делали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне.
Второй день – вторник – звался «заигрыш». В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.
2 ребенок: Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Проводится русская народная игра «Горшки».
Цель: приобщать детей к русской национальной культуре, прививать любовь к русскому народному фольклору, учить играть в народные игры.
Ход игры:
Играющие изображают горшки и садятся в круг.
Позади каждого сидящего «горшочка» становится другой игрок «хозяин».
Водящий - «покупатель», находится вне круга. Обходя круг, «покупатель» поочерёдно подходит к каждому «хозяину», кладёт руку на голову «горшочка».
Покупатель: Нет ли продажных горшков?
Хозяин: Нет продажных.
(Покупатель идёт к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.)
(Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшочку», тот и становится «хозяином», а опоздавший «покупателем»)
Игра продолжается!
Ведущий: Третий день Масленицы – среда – «лакомка» (сладкоежка). В этот день лакомились блинами и другими масленичными явствами. Блины были обязательным лакомством в Масленицу. Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Исполняется песня «Блины».
Ведущий: Четверг – четвертый день Масленицы – Слыл разгульным и назывался «широкая Масленица» или «разгуляй – четверг».
3 ребенок: Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Дети произносят заклички: Дети, дети выбегайте
Весну красную встречайте
Весну красную встречайте
Всех блинами угощайте.
Вместе с Масленицей
На конях прокатимся
Ой, люли, люли на конях прокатимся!
Дети загадывает загадки:
Тетушка крутая, белая да седая,
В мешке стужу везет, на землю холод трясет.
Сугробы наметает, ковром землю устилает
(зима)
Заря – заряница, красная девица,
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (весна)
Крупно – дробно зачастило –
Всю землю напоило. (дождь)
У масленицы герой один –
Круглый, вкусный, а зовут его? (блин).
Ведущий: Пятый и шестой – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.
4 ребенок: Как на масленой неделе
Из печи блины летели
Масленица, угощай
Всем блиночков подавай.
Ведущий: Воскресенье – седьмой, и последний, день Масленицы – был днем «проводов зимы»: чучело, сделанное из соломы выносили на улицу и сжигали. Так прощались с Масленицей.
5 ребенок: Масленица – блиноеда, накормила людей,
И сама – за плетень! Полизала сыр и масло,
А сама и погасла!
Ведущий: Костер догорал. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водить хороводы, играть в игры.
Проводится русская народная игра «Горелки с платочком»
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
Оборудование: платочек
Ход игры: в игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами друг за другом и держатся за руки. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три- беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.
6 ребенок: С пылу, с жару разбирайте
Похвалить не забывайте
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи.
Ведущий: Приглашаем всех к столу , отведать вкусные блины, приготовленные нашими дорогими мамами.