Цель: обучение родителей (законных представителей) применению специальных игр и упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи у детей 3-4 лет.
Задачи:
Повышать компетентность и знания родителей о речевом развитии детей 3-4 лет;
Формировать навыки и умения проведения игр с детьми в домашних условиях;
Совершенствовать формы родительского взаимодействия (семинар-практикум проводится на платформе (Zoom)
Оборудование и материалы:
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Добрый день, уважаемые родители. Спасибо, что вы нашли время и присоединились к нашему семинару-практикуму на тему «Поиграй со мной, мама», который сегодня проходит в необычном для нас и для вас формате. Семинар приготовила и проведу я, учитель-дефектолог, учитель-логопед нашего детского сада Кузнецова Т.В.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
И в начале нашего разговора хотела бы напомнить Вам о речевых особенностях детей в возрасте 3-4 лет
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря - как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 1000 и что важно слова приобретают более точное значение. Малыш моного говорит сам, любит слушать короткие стихи, сказки, запоминает и рассказывает их. Дошкольникам этого возраста доступна простая форма диалога.
Начинает формироваться понятие об обобщающих словах (например, «Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и др.)
Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сяик» — шарик. Очень часто в этом возрасте ребенок совсем не произносит звук «абака»- собака, заменяются С – Ф «фабака» - «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Ть»(«тветок-цветок). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа» , «ямпа»-лампа).
В этом возрасте дети говорят короткие фразы, состоящие из нескольких слов (3-4 слова)
Все дети очень любят играть. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра доставляет ребенку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям.
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогут вашим детям не только стимулировать речевую активность, но и одновременно развивать мелкую моторику рук, обогащать сенсорный опыт и познавательную активность.
Блок 1.
1. Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением:
Покажите ребенку, как удерживая тремя пальчиками прищепку, можно прикреплять ее к краю небольшой картонной или пластмассовой коробки и конечно, сопровождайте свои действия словами:
Наша мамочка устала
Всю одежду постирала
Милой маме помогу
Все прицепки соберу.
Далее можно показать как прицепка может открыть и закрыть «ротик» и предложить ребенку самостоятельно это выполнить. При возникающих затруднениях взрослый сжимает пальчики ребенка, обращая внимание малыша, что нужно сильно нажать, чтобы «ротик» открылся. А далее прицепка может превращаться…, как вы думаете в КОГО?
Например: в лису (берем оранжевую прищепку)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает
Га-га-га, гогочет гусь,
Я семьей своей горжусь!
Серый волк зубами щелк,
Не боимся тебя, волк!
Затем можно предложить ребенку задействовать обе руки.
Две собаки лают (ав-ав, гав-гав, тяв-тяв)
Друг друга не кусают.
Только голос подают (ав-ав, гав-гав, тяв-тяв)
Видно зубки берегут
Блок 2.
1. Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок:
Игра «Зубастики»
Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов
- Жили был разноцветные зубастики (показ) Зубастики любят все грызть. Но каждый зубастик выбрал предмет только своего цвета:
Красный зубастик есть …..помидор желтый за грушей полез за забор
Синий ест виноград: вот молодец
Зеленый зубастик ест огурец
Игра «Платочки»
Цель: закрепление понятий большой – маленький, большая – маленькая (прищепки)
Дайте ребенку по два коврика разного размера и по шесть маленьких и больших прицепок. Детям предлагается подобрать и прикрепить к большому платочку большие кисти, а к маленькому маленькие
Затем модно чередовать: большие - маленькие
«Собака и щенок»
Гав-гав-гав – собака лает,
Мой сыночек подрастает
Гав-гав-гав – щенок сказал
И к маме побежал
«Кошка и котенок»
Мяу- мяу. Где мой крошка
Кто мяукает так – кошка
А котенок ей в ответ.
Мяу мама. Где обед
«Утка и утенок»
на дворе у нас с утра
Утка крякает Кря кря
И малыш ее утенок
Кря-кря-кря кричит спросонок
Блок 3.
1. Развитие творческого воображения дошкольников в играх упражнения с прищепками:
Для проведения этих игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикреплять прицепки. В процессе игры можно разучить стихотворение что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря ребенка, а также развитию его слуховой памяти и внимания
Солнышко утром рано встает
Лучики тянет – тепло нам дает
Самолет самолет
Отправляется в полет
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда
Рыбка, рыбка, что грустишь
Не видать улыбки
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки
Пальчиковые игры – это лучший способ развития речи и мелкой моторики рук у дошкольников
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.
Вот помощники мои, Их, как хочешь поверни. (Показать ладони, повертеть ими)
По зеленой травке, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Чудесный мешочек
В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс. Положите в небольшой мешочек хорошо знакомые ребёнку предметы-мячик, кубик, карандаш, кисточку, шнурок и др. Завяжите ребёнку глаза и попросите его вытащить один предмет. Пусть попробует узнать этот предмет на ощупь (игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность)