Просмотр содержимого документа
«План практикума-тренинга для родителей «Развиваем дошкольника с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»»
План практикума - тренинга для родителей
«Развиваем дошкольника
с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»
Цель: познакомить родителей с приемами работы по сенсорному развитию у детей с использованием игрового материала, приобретенного в торговой сети и бросового материала, изготовленного своими руками.
Вопросы:
Ознакомление родителей с игротекой по сенсорному развитию у дошкольников.
Ознакомление родителей с играми из бросового материала.
Проведение совместной игры родителей с детьми.
Рекомендации по проведению развивающей работы в условиях семьи.
Оборудование: Выставка игр в сенсомоторном уголке; столы, 2 стульчика для родителя и ребенка (по количеству детей и родителей); панно по сенсорному развитию на основании ковролинографа, набор липучек разной геометрической формы для фланелеграфа разного цвета, изготовленного руками педагогов; брошюры игр по теме.
Предварительная работа: проведение игр по сенсорному развитию с детьми, подготовка «Игротеки» по сенсомоторике у детей; подготовка брошюр с набором игр по теме.
Ход практикума:
Вступление.
Педагог знакомит родителей с темой практикума
— Сегодня мы с вами поговорим о проведении работы по развитию сенсорики в условиях семьи.
Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком (1)
Чтобы детям лучше это понять желательно, уважаемые родители, предлагаем вам посмотреть на игры, которые мы используем в работе с детьми.
Основная часть. Знакомство с игровым материалом.
— Предлагаем вам познакомиться с Игротекой. Предложенные игры можно использовать и дома. Детям старшего возраста можно предложить следующие игры: на восприятие формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве. Обратите внимание на цвет карточек, которые помогут ориентироваться в серии игр по разным разделам развивающей деятельности.
Спрячь игрушку (картинку)
Цель. Учить соотносить предметы с помощью зрительного соотнесения размера, цвета, формы, называть их.
Ищи и находи
Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию, развивать внимание и запоминание, развивать пространственную ориентировку.
Спрячь предмет
Цель. Познакомить детей с принципом соотнесения величины предметов по параметрам длинный – короткий, широкий – узкий, практически усваивать данные понятия и называть.
Воздушные шары
Цель. Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов; называть их.
Найди цветок для бабочки
Цель. Познакомить с названиями цветов, подбирать предметы по предложенному цвету, располагать бабочки в соответствии с цветом цветка.
Родителям предлагается рассмотреть раздаточный материал из картотеки для обыгрывания.
Практическая часть. Проведение совместной игры.
— Сейчас мы пригласим к нам ваших детей и поиграем с ними в игры. Дети заходят в кабинет и располагаются около своих родителей.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз;
разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
растирать пальчики спиралевидными движениями.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2, 3, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все известные упражнения. Заниматься ежедневно около 5 минут.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
- Обратите внимание на развивающие игры. Предложите своему ребенку выбрать понравившуюся игру и совместно поиграйте. Но, имейте в виду, что объяснять правила игры будут вам дети.
Посмотрите, игры можно сделать и самим. В магазине можно купить липучки разного цвета, вырезать формы. А игры придумаете сами.
А сейчас дети покажут, в какие игры они могут играть с этими липучками. (Дети на индивидуальных ковролинографах собирают картину, рассказывают о том, что они сделали. Получившиеся картинки содержат в себе дорожку, дом, корабль и другие предметы при помощи которых составляют рассказ)
— Молодцы все: и дети, и взрослые. Предлагаем детям пройти в группу. А родители останутся.
— Вы внимательно наблюдали за деятельностью своего ребенка. Вы видели, как они справляются со своими заданиями, что им удается лучше, а что нет. Предлагаем дома активно работать над развитием сенсорики, которая для развития ребенка очень важна и значима.
Мы приготовили вам специальные брошюры для работы дома и дарим их вам. Цвет брошюр также соответствует подбору игр и, изучив представленный материал, найдите описанные игры в сенсомоторном уголке.
Литература:
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.: ил.