Игра «Блиц – опрос» с сопровождением презентации «Откуда к нам чай пришел» Гимнастика для глаз 2Теремок» Мотивация к экспериментальной деятельности- проблемный вопрос Исследовательская деятельность (разбиение на микро группы) Физминутка «Чайник» Чайные традиции - презентация «Традиции чаепития в разных странах». Чтение стихотворения Рассказ об истории чаепития в России с демонстрацией иллюстраций Рассказ по карте – схеме заваривания чая Игра «Назови, какой чай» Игра - Задание «Назови пословицы» | - Вы просто молодцы, я в вас совсем не сомневалась. - Правила игры таковы: Вам задается вопрос, вы должны думать и быстро дать ответ на вопрос, если ответ будет правильным, то на экране появится изображение. Вы готовы? (Правильные ответы детей сопровождаются слайдами) 1. Как называется родина чая? 2. Какая легенда существует о чае? ( слайд №1) 3. Что используют для приготовления чая? ( слайд № 2) 4.Как растет чай? ( слайд №3) 5.Кто в основном собирал чайные листья? (Слайд 4) Почему? 6.Кто и за что дарили чай своим вельможам? (слайд №5) 7.В каких странах еще выращивают чай? ( слайд №6) 8.Как вы думаете, а у нас в России выращивают чай? ( ответы детей) - У нас в России выращивают чай в Краснодарском крае. ( Слайд №7) 9.. Что происходит после сбора чая? (Слайд №8) 10. Кто придумал чай в пакетиках? (слайд №9) - Ребята, вот и разгадана тайна волшебного коробка. Так вот значит, какую тайну хранит наш волшебный коробок. - Терем- терем- теремок! (Движение глазами вправо- влево.) Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз.) Наверху петух сидит, Кукареку он кричит. (Моргают глазами) - Ребята, что вы можете рассказать о чае? - Как вы думаете, почему чай у всех разный? - Как это можно узнать? - Сегодня в нашей научной лаборатории будут проводить исследования две группы ученых, которые будут изучать свойства чая. - Для начала давайте с вами вспомним правила работы в научных лабораториях: - Как вы думаете, какие исследования, вы будите сегодня проводить? - Для проведения научных работ, пожалуйста, разделитесь на две группы. - Уважаемые работники научной лаборатории займите свои места. У вас на столах лежат схемы – модели, которые подскажут вам ваши действия. Пожалуйста возьмите, изучите, проведите исследования, сделайте выводы, и на научном консилиуме познакомите нас со своими открытиями. Опыт №1 (первая подгруппа работает с мамой Вити ) Предлагается по две тарелочки с сыпучим - сухим чаем, лупа. Надо рассмотреть чаинки через увеличительное стекло и выяснить: - Одинаковы ли чаинки? Какой они формы? Какого цвета? Есть запах? Чем похожи? Чем отличаются? И т.д. Опыт №2 (вторая подгруппа с мамой Алины ) - На столе стоят прозрачные сосуды с горячей и холодной водой. В один сосуд с горячей водой бросают гранулированный чай, в другой листовой, то же самое только в сосуд с холодной водой. - Как вы думаете, что произойдет с чаем? - Что вы видите, что происходит с нашим чаем? Как вы думаете почему? Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. (Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) . Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие - бедняжки. («Пружинка», одна рука на поясе) . Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. (Кружимся, рисуя руками круг) Вот серебряные ложки. (Потянуться, руки сомкнуть над головой). - В каждой стране чай заваривают и пьют по – разному. - В Японии чай пьют в саду, в специальном чайном домике, украшенном цветами. ( слайд№1) - А в Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в чайнике из красной глины или чашке с крышкой. ( слайд №2) - А вот в Узбекистане, например, чай пьют из пиалы. Это чашка без ручки. - К чаю предлагают фрукты, сухофрукты, сладости. Чем почетнее гость, тем меньше чая наливают в пиалу. Держать пиалу, наполненную кипятком, неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. ( слайд №3) - А теперь давайте посмотрим, как чай заваривают и пьют в России. - Самовар шумит, баранки На скатерке – самобранке, И конфеты, и печенье, И душистое варенье. К чаю ароматному Пряники печатные. Сверху пар, снизу пар – Кипит наш русский самовар. - На Руси чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде, который называется – самовар. А придумали самовар в городе Тула. Чай пили из чашки, под чашку ставили блюдце. Кто – то любил пить чай из блюдца. Блюдце держали под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. - Ребята, а может кто-нибудь из может рассказать о том как заваривают чай? - Можно использовать схему карточку – о последовательности процесса заваривания чая - По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? - Будьте предельно внимательны, так как кипяток очень опасен. - Что может произойти? - Поэтому желательно чай самим не наливать. - Ребята, посмотрите сколько много у меня разных растений и с некоторыми из них можно заваривать чай. - Как вы думаете если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его назовем? Какой он? (земляничный). - Если с листьями жасмина? - С веточками малины? - С листьями клубники? - с веточками вишни? - Если в чай добавить кусочки фруктов? - Кусочки яблока? - Кусочки персика? (ответы детей) - Если вы заболели, то с какой травой и какими ягодами мама заваривает вам чай? - Ребята, а может кто- то из вас помнит пословицы, поговорки о чае? | Уточнять знания детей о происхождении чая ; развивать у детей умение поддерживать беседу. Развивать у детей умение снимать глазное напряжение, воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье. Создание мотивации к познавательно – исследовательской деятельности. Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности Заинтересовать детей познавательно-исследовательской деятельностью. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельностью. Упражнять детей в умении делать умозаключения, выводы; развивать коммуникативные навыки. Снятие напряжения Познакомить детей с традициями чаепития в разных странах. Закреплять у детей умение составлять рассказ с помощью схем – карточек Обогащать словарь детей относительными прилагательными | Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, вспоминают раннее усвоенное. Дети отвечают на вопросы воспитателя полным ответом: 1 - Родина чая - это Китай. 2 Легенда: - Однажды, очень давно, уставший после сражения китайский император отдыхал под деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котелок несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. 3. - Для приготовления чая используют листья. 4. Чай растет на больших чайных деревьях и кустах. 5. - Сбором чайных листьев, в основном, занимаются женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Считается, что аромат женских рук не портит запаха чая. 6. - Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги 7. - Чай выращивают в Индии, Турции, Японии. 8. - Варианты ответов детей. 9. - После сбора, чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, коробки и доставляют в магазины. 10. Изобрели пакетики в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и возил его в такой упаковке в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, окуная их прямо в чашку. Так появился чай в пакетиках. Дети выполняют гимнастику для глаз Дети рассматривают содержимое коробки, отвечают на проблемные вопросы, приходят к мнению, что надо провести исследования в научной лаборатории. Дети вспоминают правила работы в лаборатории: - аккуратно обращаться со стеклянными предметами; - не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком; - быть предельно аккуратным Дети высказывают свои предположения Дети делятся на две группы и проводят исследовательскую деятельность Дети рассматривают карточки– схемы, совместно обсуждают свою деятельность, проводят исследования, делают выводы. Дети делают вывод: Чай бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет ( темный и светлый); разную форму в виде крупинок ( больших и аленьких); в виде веточек, листочков свернутых в трубочку разного размера; имеет разный запах с помощью добавления кусочков сушеных ягод, фруктов. Дети под контролем взрослого бросают чай в разные сосуды, наблюдают, делаю выводы в виде зарисовок Дети делают вывод: - Листики чая в горячей воде раскрылись быстрее, а в холодной воде очень медленно. Вода окрасилась в разный цвет, значит мы можем сказать, что листовой чай бывает красным, желтым, зеленым. - Гранулы в горячей воде быстрее разбухли, чем в холодной воде, вода стала почти черной или можно сказать темно коричневой. Дети выполняют физкультминутку Дети проявляют познавательный интерес к рассказу воспитателя. . Дети составляют рассказ по карточке – схеме заваривания чая. - Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло. – Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. - идет пар. - можно обжечься. Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит с листочками. По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов! Дети выбирают картинки с изображением растений, называют их, говорят, как будет чай называться: Дети подбирают к словам существительным относительные прилагательные. - земляничный -жасминовый - малиновый - клубничный - вишневый - фруктовый - яблочный - персиковый. - травяной, малиновый, брусничный, клюквенный Дети вспоминают пословицы и поговорки о чае. - Выпей чайку – забудешь тоску. - Чай пьёшь – до ста лет проживёшь. - Чай не пьёшь, откуда силу возьмёшь? - Чай не пить, так на свете не жить. - С чая лиха не бывает. - Чай крепче, если он с добрым другом разделён. | Воспитатель задает вопросы поискового, проблемного характера, правильные ответы детей высвечиваются на экране. Стимулирует любознательность, интерес. Поощряет детей. Воспитатель рассказывает гимнастику для Воспитатель с помощью вопросов развивает коммуникативные навыки, предлагает детям рассказать Воспитатель предлагает вспомнить правила работы в научной лаборатории Воспитатель задает вопрос поискового характера. Воспитатель предлагает разделиться на две группы, провести исследования, изучить состав чая. поработать в научной лаборатории и изучить состава чая, вместе с детьми вспоминают правила работы в лаборатории Воспитатель по ходу эксперимента ведет беседу Воспитатель совместно с детьми выполняет физминутку Воспитатель с показом презентации рассказывает детям о чайных традициях в разных странах. Воспитатель вносит самовар раскладываются угощения – пряники, баранки, конфеты, печенье, варенье, читает стихотворение Воспитатель предлагает детям составить рассказ о заваривании чая с использованием карт- схем Воспитатель заинтересовывать детей проблемным вопросом Педагог с помощью вопросов и наглядного материала обогащает словарь детей Воспитатель вместе с детьми вспоминает пословицы и поговорки о чае. | Дети закрепили знания о происхождении чая Дети сняли глазное напряжение Дети готовы к исследовательской деятельности. Дети знают правила работы в научных лабораториях. Дети проявляют интерес к познавательно – исследовательской деятельности Дети проводят исследовательскую работу, делают выводы, умозаключения Дети отдохнули Дети узнали о традициях чаепития в разных странах У детей закрепилось умение с помощью карточек- схем составлять рассказ о заваривании чая. У детей обогатился словарь относительными прилагательными Дети вспомнили пословицы |