Просмотр содержимого документа
«Первый раз в детский сад»
07.12Конспект обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Буква Т и звуки [т] и [т’].
Цель: знакомство с буквой Т и звуками [т] и [т’], развитие умения дифференцировать понятия«звук» и «слово».
Задачи:
Обучающие: закрепить изученные буквы и звуки;
познакомить с буквой Т и звуками [т] и [т’];
учить выделять звуки [т] и [т’] из начала слова;
продолжать формировать понятие«согласный твердыйзвук» и «согласный мягкийзвук»;
закрепить понятия«звук» и «слово»;
развивать умение дифференцировать понятия«звук» и «слово»;
продолжать учить выделять первый и последний звук в слове.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитательные: продолжать воспитывать умение вслушиваться в речь говорящего.
Предварительная работа: на предыдущих занятиях детям предлагаются буквы, изготовленные из различных материалов (поролона, пластмассы и картона для развития тактильного восприятия и максимального включения в работу всех анализаторов.
Оборудование: кукла; «волшебный» мешочек; буквы, изготовленные из различных материалов; цветные магнитики (синий, зелёный, красный) картинки с изображением предметов, название которых начинается со звуков [т] и [т’], рабочая тетрадь Е.Косиновой «Пишем вместе с логопедом».
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети, занимая свои места, видят сидящего на столе куклу с красивым мешочком. Дети интересуются, кто же это и что лежит в мешочке. Воспитатель предлагает детям познакомиться с куклой. Дети здороваются с ней и спрашивают имя.
Повторение раннее изученного.
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Таня. Я пришла к вам в гости и принесла с собой «волшебный» мешочек. Хотите узнать, что в нем лежит? Я предлагаю вам по очереди опустить руку в мешок и на ощупь определить, что же там.
Игра«Узнайбукву» В «волшебном мешочке» лежат буквы, которые дети уже изучили (А,У, И,О Ы, М, Н,Х, К). Каждый ребенок по очереди опускает руку в мешочек, ощупывает одну из букв и называет её.
(За правильно названную букву ребёнок получает фишку.)
-Молодцы, назвали все звуки, с которыми мы уже познакомились. Ребята,мы уже говорили на какие группы делятся все буквы и звуки?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: верно, а каким цветом мы их обозначаем в схемах?
Дети отвечают (гласные – красным, согласные – синим)
- Дети, а почему эти звуки называются«гласными»? (Они называются «гласными», потому что мы поем их голосом и во рту нет преграды; язычок, губы и зубы не мешают воздуху выходить изо рта свободно.)
- Почему эти звуки называют«согласными»? (Потому что эти звуки не умеют петь сами, они соглашаются стоять рядом с гласными.)
- Правильно. При их произнесении во рту образуется преграда – язычок, губы или зубы мешают воздуху выходить свободно.
2.Основная часть.
Знакомство с буквой Т и со звуками [т] и [т’].
Таня вспоминает, что у ней проблема и хотела сегодня просить помощи у детей. Она вынимает из мешочка букву Т, изготовленную из картона, а называть её не может.
-Послушайте как я говорю:
У меня есть друг. оля.
-Ты хотела сказать Толя?
-Да. (кукла называет слова без звука [т], потом за детьми повторяет правильно).
.арелка. анцы
.аблица. апки
.уча. уман . анки
.умба. урист
.ачки. урник
-Спасибо, что научили меня правильно говорить.
-Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.
-Какой звук повторяется в этих словах?
-Повторяется звук [т]. Где он находится?
Воспитатель предлагает детям пощупать букву и сказать, какая она на ощупь (Твердая)
-А еще какая она?
Воспитатель просит проговорить букву хором.
-Как образуется звук Т? Какой это звук?
Дети: согласный.
- Верно, эта буква Т обозначает согласный твердый звук [т]. У него есть братец.
Воспитатель показывает детям другую букву Т, изготовленную из поролона, и дает её пощупать и сравнить с предыдущей буквой.
- Какая эта буква на ощупь? (Мягкая)
- Она обозначает мягкий звук [т’].
Игра закончизвуком [т’].
У девочки Насти
Собака рыжей масти.
Пришел к ней как-то в гости
С котенком мальчик Костя.
Собаке Лайке гос. (ть)
Принес большую кос. (ть).
Открыла Лайка пас. (ть,
Схватила кос. (ть) и шас. (ть)
Под Настину крова. (ть,
Чтоб кот не смог доста. (ть).
Собака: хрус. (ть) да хрус. (ть,
Но вдруг такая грус. (ть!-
Застряла в пасти кос. (ть)
И колет, словно гвоздь!
Котенок крикнул:"Нас. (ть!
Раскрой собаке пас. (ть!"
Схватил когтями кос. (ть)
И спас собаку гос. (ть).
Котенок, Костя, Настя
Сияют все от счастья!
Весь день котенок Вася
Учил собаку Насти:
"Жадных, знай, никто не любит,
Жаднос. (ть, знай тебя погубит!"
-Какой звук вы добавляли? Какой это звук? Где он находится?
- Дети, каким цветом мы обозначает твердый звук [т], а каким - мягкий звук [т’]?
Дети: [т] – синим, а [т’] – в зеленым.
Воспитатель крепит их на доску. Снизу отмечает их синей и зеленой фишками.(магнитиками)
Работа на листочках с заданиями.
1задание. Определите место звука Т в словах и обозначь его на схеме синим карандашом.(тыква, кот, халат, утка, танк).
В словах кот, утка, и танк назови все звуки по порядку и определи количество звуков в каждом слове.
Составить предложение со словом кот. Определить количество слов в предложении. Составить схему. (Ребенок справившийся с заданием получает фишку.)
Физкультминутка
«Медвежата в чаще жили..»
2 задание. Заштрихуй букву по образцу.
3 задание «Почини букву» (Правильно починившие букву, получают фишку)
4 задание. Подчеркни все буквы Т волнистой линией. Какую букву ты подчеркнул? Сколько их? (8шт.) (Те дети, которые подчеркнули без ошибок букву Т, получают фишку)
Пальчиковая гимнастика
Ёж, медведь, барсук, енот
Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая указательным
Спят зимою каждый год
В обратном направлении – от мизинца к указательному. Далее – смена рук:
Волка, зайца, рысь, лису
Движения повторяются на другой руке.
И зимой найдёшь в лесу.
О.Крупенчук
5 задание. Учимся писать(печатными буквами).
На первой строке – т, ту, то.
На второй строке – Т, Тома, Тим (воспитатель дает пояснение, что имена пишутся с заглавной буквы)
3.Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Чему научились? Что вам понравилось больше всего?
Ребята мы сегодня хорошо поработали, многому научились. Посчитайте фишки, которые вы набрали в течение всего занятия. Давайте похлопаем тем ребятам, которые набрали фишек больше всех.
Таня благодарит детей за помощь, за интересные игры и прощается.