kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педчас - "логообразовательная среда для родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным направлением ранней коррекционно-логопедической работы с детьми в речевом развитии является разработка форм взаимодействия семьи и учителя-логопеда. Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития рассматривается в дальнейшей коррекционной работе с родителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педчас - "логообразовательная среда для родителей"»



МКҚК б/б «Батыр»






ПЕДЧАС

Тема:

«Логообразовательная среда

для родителей»





Подготовила:

Учитель-логопед

Пелымских Т.А.









Петропавл қаласы


2018 жылы



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЛОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СЕМЬЕ


Важным направлением ранней коррекционно-педагогической работы с детьми в речевом развитии является разработка форм взаимодействия семьи и учителя-логопеда, определение условий для вовлечения родителей в систему оказания ранней помощи ребенку.

К речевым нарушениям относятся биологические (семейная патологическая отягощенность речи, неблагоприятное развитие ребенка в пренатальном, натальном и постнатальном периодах развития ребенка и др.); социально-психологические (психотравмирующие факторы микросреды: неправильное общение и речевое воспитание, отрыв от родителей, неудовлетворение эмоциональных потребностей). Именно семейно-центрированный подход предполагает активное включение родителей в коррекционное взаимодействие и повышает их психолого-педагогическую компетентность.

Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития рассматривается в дальнейшей коррекционной работе с родителями. На первом этапе (1-3 месяца) осуществляется тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления. Второй этап (4-8 месяцев) предполагает осуществление гимнастики для губ: сближение губ вместе и растягивание их в стороны, пока ребёнок не начнёт сопротивляться этим движениям. Побуждают ребёнка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка аккуратно надавливая на его кончик, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Также осуществляется стимуляция жевания (пассивно подталкивается нижняя челюсть ребёнка вверх и вниз) и слухового внимания. На третьем этапе (9-18 месяцев) – развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Также обучают определению звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. По подражанию вызывают интонацию просьбы и закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. На четвёртом этапе (18-36 месяцев) привлекают внимание к правильному звучанию слов и локализации звука в пространстве. Расширяют словарный запас, развивают интонационную сторону речи, стимулируют развитие речи с помощью картинок, картинного лото.

Родителям необходимо активно участвовать в поэтапном формировании речи у детей с общим недоразвитием речи. На первом этапе обучения начинается работа над пониманием речи. Взрослому необходимо повторять один и тот же материал, задавать вопросы “Покажи, где сидит котик. Куда идет мальчик?” и т.п. Следует отметить, что нельзя перегружать пассивный словарь ребенка малопонятными для него словами. На этом этапе родителям следует развивать речевое подражание в процессе совместной игры. Ребенка можно попросить поиграть на дудочке, покачать куклу, вызвать звукоподражание, повторить движение.

Постепенно стимулируется развитие слухового и зрительного внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности. Родителям важно помнить, что ребенка следует побуждать речевому общению, создавать условия для речевой активности.

На втором этапе родители учат ребенка умению составлять простые двухсловные предложения, запоминать наиболее употребляемые словосочетания, расширять объем понимания речи, обучать словоизменению и различению грамматических форм единственного и множественного числа существительных и глаголов. Третий этап работы направлен на формирование у ребенка умения грамматически правильно строить предложения, различать слова, схожие по звучанию, понимать действия, изображенные на сюжетных картинках, учить делить слова на слоги, исправлять недостатки звукопроизношения.

На четвертом этапе работы родители уделяют внимание правильному построению предложения их 3 –5 слов, формируют связную речь. Важно использовать игры, упражнения по словообразованию и словоизменению. Одновременно проводится работа над формированием правильного звукопроизношения у детей, развитием фонематического восприятия и артикуляционной моторики.

Я определяю основные направления в работе с родителями:

  • составление и реализация совместно с родителями индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи ребенку;

  • формирование полных представлений у родителей о речевой недостаточности ребенка, оказание им консультативной помощи по вопросам обучения, воспитания детей;

  • осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в работе с учетом уровня родительской мотивации, т.е. степени готовности к сотрудничеству;

  • просвещение родителей и других членов семьи с целью расширения представлений об особенностях развития детей с речевыми нарушениями и методах коррекционно-развивающей работы с ними.

Реализация указанных направлений требует от сотрудничества с родителями не формального подхода, а реального понимания их роли в коррекционно-педагогическом процессе. Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педагогических (в том числе в области дефектологии) знаний у родителей.





РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ

КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ


Идея партнерства родителей и педагогов-дефектологов в воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития, в том числе с речевыми нарушениями, находит отражение в ряде нормативно-правовых документов.

Основными задачами в работе с родителями являются:

  • изучение семьи ребенка с нарушением речи;

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;

  • повышение уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей, активизация их педагогического самообразования;

  • организация пропаганды положительного опыта семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Для реализации указанных задач учителю-логопеду необходимо обладать следующими умениями:

  • строить доверительные отношения с родителями ребенка, с его семьей;

  • осуществлять работу по преодолению формирования у родителей искаженных представлений о возможных быстрых позитивных результатах;

  • строить свою поддержку семьи на сохранных функциях и возможностях ребенка, избегать изменений фиксации на имеющихся нарушениях и другие.

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей. Это указывает на необходимость изучения семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, и разработку системы мероприятий по оказанию им психолого-педагогической помощи.

У родителей наблюдаются качественные изменения, которые проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровнях. На психологическом уровне родители прибывают в состоянии стресса, который имеет длительный, постоянный характер и оказывает деформирующее воздействие на психику родителей. В социальном плане семья становится избирательной в общении, происходит сужение круга знакомых, а также меняются взаимоотношения между родителями. На соматическом уровне у родителей проявляются астенические и вегетативные расстройства.

Выбор форм и методов изучения семьи определяется конкретными условиями учреждения, особенностями личности учителя-логопеда, особенностями семейного воспитания детей, уровнем педагогической культуры родителей и другими факторами.

Среди методов изучения семьи наиболее распространенными являются: изучение документации, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности, беседа и другие.

Эффективным является использование наблюдения с целью выявления взаимоотношений ребенка с родителями в разных условиях (во время утреннего приема детей в группу, в ситуации вечернего прощания детей и других). Так, например, в ситуации утреннего приема детей в группу обращаем внимание на следующие показатели:

        1. Настроение ребенка, родителей (веселое, равнодушное и т.д.).

        2. Высказывания по ходу общения (одобрение, критика, беседа и т.д.)

        3. Прощание (быстрое, долгое с уговорами, ласковое, с напутствиями и т.д.).

        4. Процедура раздевания (сам, родители, вместе) и другие.

Поведение родителей в эти моменты отражает их воспитательные установки.

Беседа позволяет учителю-логопеду получить анамнестические сведения, анкетные данные о родителях, информацию об условиях семейного воспитания детей с нарушениями речи. При подготовке и проведении беседы важно учитывать общие требования:

              1. Цель, место и время предстоящей беседы.

              2. Перечень вопросов, их последовательность, формулировку.

              3. Создание спокойной, непринужденной обстановки.

              4. Возможную реакцию родителей на вопросы беседы.

              5. Проявление такта и осторожности при оценке детей, членов семьи.

              6. Результаты беседы следует сопоставить с другими методами.

К беседе с родителями детей с нарушением речи предъявляются и специальные требования:

  1. Доступность используемой терминологии.

  2. Подчеркивать достоинства и достижения ребенка даже с тяжелыми нарушениями речи.

  3. Конструктивная направленность, т.е. поиск ответа на вопрос “Что делать?” оставив в стороне поиски ответа на вопрос “Кто виноват?”.

Примерный текст работы с родителями по изучению анамнестических сведений представлен в Приложении 1.

Метод интервьюирования является способом получения информации с помощью устного опроса. Обычно используется два вида интервью: свободное, не регламентируется темой и формой беседы и стандартизированное, которое включает вопросы с предполагаемыми вариантами ответов. При использовании метода интервьюирования учитывается:

  1. Выбор места проведения и создание благоприятной атмосферы для общения.

  2. Вначале интервью оговаривается цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.

  3. Соблюдение интервьюером нейтральной позиции.

  4. Организация записи (по памяти, письменно, на диктофон, магнитофон).

Метод анкетирования является письменным опросом, предполагающим получение ответов респондентов для установления фактов. Виды проведения анкетирования: контактное (исследователь сам проводит); заочное (анкета с инструкциями рассылается респондентам).

По типам анкеты различаются: открытые (сам испытуемый отвечает на вопросы), закрытые (испытуемый выбирает вариант ответов), смешанная. Примерный вариант смешанной анкеты для родителей по сбору анамнестических данных представлен в Приложении 2.

Для комплексной диагностики семьи и семейного воспитания применяются тесты, опросники, анкеты, проективные методики, использование которых предполагает сотрудничество учителя-логопеда с педагогами-психологами, социальными работниками и другими специалистами.

Формы работы учителя-логопеда с родителями делятся на три основные группы:

  • индивидуальные: беседы; консультации; практикумы; посещение занятий; ведение тетрадей для домашних заданий;

  • групповые (коллективные): родительские собрания; вечера вопросов и ответов; заседания круглого стола; занятия-тренинги; совместные праздники и развлечения; дни открытых дверей; школы для родителей; родительские конференции; семейные (домашние) педсоветы; деловые игры, семинары-практикумы; кружки для родителей и детей и другие;

  • наглядно-информационные: выставки детских работ; фотовыставки; реклама книг, статей из газет, журналов; информационный банк; стенды; папки-передвижки; библиотеки; тематические выставки; санбюллетень; информационные корзины (шкатулка, ящики)= родительская почта; памятки; рекламные буклеты, листовки, плакаты, видеоролики; телефон доверия, копилка советов и другие.

При выборе форм работы учителю-логопеду необходимо реализовывать индивидуальный подход к родителям и к детям. На начальных этапах взаимодействия используются индивидуальные формы работы: демонстрация матери приёмов работы с ребёнком, конспектирование индивидуальных занятий, выполнение домашних заданий, чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой учителем-логопедом. При составлении индивидуальных коррекционно-развивающих программ обучения для ребёнка с нарушением речи учитывается структура его речевого дефекта, общее состояние здоровья, возраст, особенности личности.

На первом этапе (диагностическом) устанавливаются доверительные отношения с родителями (используется беседа, интервью, экспериментально психологические методики при необходимости).

Второй этап проводится по итогам обследования ребенка. На этом этапе учитель-логопед информирует родителей о состоянии речевого, в целом психического развития ребенка, разъясняет меры помощи с учетом структуры дефекта, планирует последующие встречи с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия.

На третьем этапе консультирования, который соотносится с собственно коррекционной работой, решаются следующие задачи: повышение уровня педагогической компетентности родителей через расширение круга знаний в области дефектологии; включение родителей в систему оказания коррекционной помощи. Наиболее эффективными формами взаимодействия учителя-логопеда и родителей являются: совместные обсуждения с родителями хода и результатов коррекционной работы; выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; проведение индивидуальных практикумов по обучению родителей (артикуляционная, дыхательная, голосовая виды гимнастик и т.д.).

Четвертый этап (заключительный) консультирования носит рекомендательный характер. Позитивным результатом этого этапа будет являться изменение отношения родителей к ребенку в сторону принятия его особенностей.

Одной из эффективных форм работы с родителями являются консультации, тематика которых разнообразна “Как подготовить ребенка с нарушением речи к школе?”, “Обучение чтению детей с нарушениями речи”, “Профилактика голосовых нарушений у детей”, “Предупреждение заикания у детей” и т.д. Примерные тексты консультаций для родителей представлены в Приложении 3.

Повышение психолого-педагогических знаний, направленных на преодоление речевых нарушений детей осуществляется в процессе индивидуальных и групповых тренингов для родителей.

Содержание занятий с родителями направлено на гармонизацию семейных взаимоотношений; помощь в адекватной оценке физических и психологических возможностей ребёнка; развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации; обучение матери специальным коррекционным, методическим и воспитательным приёмам, необходимым для проведения занятий с ребёнком в домашних условиях.

Выбор групповых форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. Так, групповая форма работы с родителями, имеющими низкую мотивацию, может быть рекомендована со второй половины учебного года.

Одной из распространенных групповых форм работы с родителями являются родительские собрания. Например, первое родительское собрание в условиях дошкольного учреждения проводится в конце сентября. На этом собрании учитель-логопед освещает вопросы: необходимости специального обучения детей с нарушениями речи, анализирует результаты логопедического обследования детей (с указанием на общие трудности, а в ходе индивидуальных бесед информирует родителей о результатах обследования их ребенка); сообщает об организации и содержании работы в течение года; информирует о принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение при нарушениях мышечного тонуса, заболеваниях органов зрения, слуха и т.д.). Полезно дать послушать родителям записи речевых высказываний детей, полученных при первичном обследовании. Второе родительское собрание проводится по итогам работы первого полугодия – в январе. На нём обсуждаются вопросы динамики продвижения детей, задачи и содержание обучения на второе полугодие. По итогам учебного года (в мае) организуется третье родительское собрание, на котором приводятся данные повторного обследования детей, предлагаются рекомендации по их дальнейшему обучению и воспитанию.

Семинары-практикумы для родителей взаимосвязаны с групповыми консультациями и способствуют формированию необходимых практических умений у родителей. Тематика семинаров-практикумов включает:

- использование артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного произношения;

- формирование графических навыков у детей с целью подготовки руки к письму;

- обучение детей связной речи с использованием графических схем;

- развитие моторики пальцев рук;

- обучение детей сравнению предметов;

- развитие пространственных и временных представлений у детей в период подготовки к школе и другие.

Тетрадь для домашних заданий содержит материал, на котором родители отрабатывают произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, загадки, рассказы). В тетради содержаться упражнения, развивающие артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос и т.д. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми, родителями. Важно акцентировать внимание родителей на выполнение этих заданий и поощрение желания ребёнка их делать.

Стенды для родителей учитель-логопед оформляет совместно с другими специалистами, обновляя материал не реже одного раза в месяц. На стенде может размещаться материал по формированию звукопроизношения детей, совершенствованию грамматических средств речи, развитию познавательных процессов, рекомендации родителям по предупреждению и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения, текущая информация для родителей.

В уголке для родителей размещаются памятки (примерные варианты расположены в Приложении 4), тексты письменных консультаций, тематические выставки и другой материал.

Таким образом, перспективными формами работы учителя-логопеда с родителями являются:

- создание справочно-информационного банка данных по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением речи;

- обеспечение преемственности в работе с родителями между учреждениями, оказывающими логопедическую помощь;

- привлечение средств массовой информации к проблемам профилактики преодоления речевых нарушений у детей;

- усиление наглядно-информационной группы форм работы с родителями.










































ЛИТЕРАТУРА


  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.

  2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. М., 1989.

  3. Басилова Н.А. Родителям – о заикании у детей //Дефектология. 1978. № 1. С. 63 – 68.

  4. Бахтина Л.А Формы участия семьи в работе по устранению речевых недостатков у учащихся общеобразовательной школы //Дефектология. 1984. № 4. С. 48 – 49.

  5. Бейлинсон Л.С. Коммуникативная тональность логопедической рекомендации //Логопед. 2004. № 4. С. 26 – 33.

  6. Бейлинсон Л.С. Использование терминов в речи логопеда //Логопед. 2004. № 5. С. 4 – 10.

  7. Волковская Т.Н. Возможные способы организации педагогической работы с родителями в условиях специальных детских учреждений //Дефектология. 1999. № 4. С. 66 – 72.

  8. Воронова А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях детского сада для детей с нарушениями речи. СПб., 1993.

  9. Выгодская И. Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии. //Обруч. 1997. № 3 С. 18 – 26.

  10. Гогуадзе Т.В. Сотрудничество логопеда и родителей как форма повышения эффективности коррекционной работы //Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Межвуз. сб-к науч. трудов. М.; 2002.С. 58-60.

  11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2005.

  12. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Родители и логопед – партнеры //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 6. С. 47 – 50.

  13. Дроздова Н.В. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей как условие психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями речи //Медико-психологическая и социально-педагогическая поддержка детей в саморазвитии и самоопределении: Матер. Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С. 200 – 202.

  14. Дроздова Н.В., Борисова Н.В. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога и родителей в условиях дошкольного учреждения //Интегративные тенденции современного социального образования: Сборник матер. Междунар. научно-практ. конфер. М., 2003. С. 212 – 214.

  15. Заикание, предупреждение его появления и усиления /Методические рекомендации в помощь слушателям курсов. Составители: К.Г. Ермилова, Л.А. Зайцева. Минск., 1987.

  16. Зайцева Л.А. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии //Дэфекталогія. 1996. № 4. С.3 – 17.

  17. Зайцева Л.А., Азорина А.Г. Если ребенок родился с расщелиной губы и неба... //Дэфекталогія. 2000. № 1. С. 67 – 75.

  18. Зайцева Л.А., Селиверстов В.И. Неблагоприятные факторы микросреды в нарастании болезненной фиксации на своем дефекте у заикающихся детей подростков //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.

  19. Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка //Логопед. 2004. № 4 С. 42- 45.

  20. Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. СПб, 2003. 96 с.

  21. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., 2004. 304 с.

  22. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. СПб., 2004. 368 с.

  23. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М., 2004. 112 с.

  24. Крапивина Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста //Дефектология. 1998. № 4. С. 80 – 84.

  25. Кривовязова Н.Д. Как предупредить возникновение у детей затруднений при обучении их грамоте (советы родителям) //Дэфекталогія. 1996. № 4. С. 18 – 23.

  26. Краузе Е. Логопедия. СПб., 2003.

  27. Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей // Дефектология. 2004. № 1. С. 76-85.

  28. Кучергина О.В. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста //Логопед. 2004. № 5. С. 54 – 57.

  29. Левяш С.Ф., Астрейко Н.А. Роль семьи в предупреждении тяжелых речевых нарушений у детей с церебральным параличом. //Дэфекталогія. 2000. № 1. С. 22 – 30.

  30. Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М., 2003.

  31. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.

  32. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2004.

  33. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под ред. Проф. Г.В. Чиркиной. М., 2003.

  34. Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. 2001. № 4. С. 77 – 80.

  35. Миронова С.А. Речь взрослого как средство развития детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. 1986. № 4. С. 64 – 68.

  36. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психического развития //Дефектология. 2001. № 1.С. 60- 65.

  37. Мыслюк В.В. Взаимосвязь учителя-дефектолога, воспитателя и родителей в работе над развитием речи у детей дошкольного возраста //Дэфекталогія. 2001. № 3. С. 54 – 69.

  38. Павлова Л.В. О некоторых формах работы с родителями //Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. М., 1987. С. 84 – 102.

  39. Пархимович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии //Дэфекталогія. 2003. № 5. С. 93 – 106.

  40. Пасторова А.Ю., Рыскина В.Л. Особенности работы с семьей в междисциплинарной команде службы раннего вмешательства //Практическая психология и логопедия. 2004. № 1. С. 35 – 46.

  41. Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями //Дефектология. 1986. № 5. С. 74 – 76.

  42. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие. М., 2001.

  43. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.

  44. Половинкина О.Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей //Дефектология. 2003. № 2. С. 35 – 39.

  45. Работа семьи и школы по предупреждению речевых нарушений детей. М., 1974.

  46. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М., 2003.

  47. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М., 2001.

  48. Рогожина О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении // Логопед. 2005. №2. С. 46-52.

  49. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.

  50. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей детей с отклонениями в развитии //Дефектология. 2005. № 1. С. 3 – 13.

  51. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология. 1999. № 3. С. 30 – 36.

  52. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. 1998. № 4. С. 3 – 9.

  53. Усанова О.Н., Шаховская С.Н. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей //Психокоррекция: теория и практика. М., 1995. С. 50 – 65.

  54. Устинова Е.В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями //Дефектология. 2005. № 1. С. 52 – 56.

  55. Филимошкина Н.М., Тимченко В.А. Рекомендации родителям заикающихся детей //Дефектология. 1982. № 5. С. 69 – 72.

  56. Филиппова И.К. Если ваш ребенок не говорит //Дэфекталогія. 1998. № 2. С. 74 – 103.

  57. Филипович И.В. “Родительская школа”: методика образовательной и психотерапевтической работы с родителями //Дэфекталогія. 2003. № 2. С. 81 – 94.

  58. Филипович И.В. Технология консультирования семей по пробемам развития ребенка раннего возраста: Учеб.-метод.пособие. Минск, 2001.

  59. Филипович И.В. Взаимодействие специалиста, родителя и ребенка раннего возраста в коррекционно-педагогическом процессе //Логопед. 2004. № 6. С. 40 – 47.

  60. Чевелева Н.А. Родителям – о заикании у детей //Дефектология. 1978. № 1. С. 63 – 68.

  61. Шайкин А.П. Работа логопеда с родителями в условиях детской поликлиники //Логопед. 2004. № 1. С. 87 – 95.























ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Примерный текст беседы с родителями с целью

получения анамнестических сведений:

  1. Имеются ли речевые нарушения у членов вашей семьи, родственников?

  2. От какой по счету беременности родился ребенок?

  3. Как протекала беременность?

  4. Какие болезни Вы перенесли во время беременности?

  5. Проводилась ли лекарственная терапия (рентгеновское обследование...)?

  6. Роды были в срок? Какова их длительность? Применялись ли пособия при родах?

  7. Закричал ли сразу ребенок?

  8. Каков вес, рост при рождении?

  9. Как вскармливался?

  10. Как плакал ребёнок (громко, тихо; напористо, слабо; высоко, низко)?

  11. Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились).

  12. Когда начал держать голову (сидеть, стоять, ходить)?

  13. Какие заболевания перенес?

  14. Не было ли серьёзных операций, травм?

  15. Когда у ребенка появилось “агуканье” (гуление), первые слоговые цепочки “ба- ба- ба-.., па- па- па- ...и т.д. ” (лепет), первые слова, предложения?

  16. Насколько активны были речевые реакции ребёнка?

  17. Понимал ли речь окружающих?

  18. Какие звуки долго произносились ребёнком неправильно?

  19. Как, на Ваш взгляд, ребёнок ориентируется в окружающей среде?

  20. Как, на Ваш взгляд, ребенок относится к своим особенностям, внешнему облику (при ринолалии, дизартрии)?

  21. Оказывалась ли ребёнку логопедическая помощь ранее? (Где, когда, в течение, какого времени)? Были ли положительные результаты?










Приложение 2


Анкета для родителей

(разработана Институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования)


Анкетные данные ребенка

Ф.И.О. ребенка______________________________________

Домашний адрес_____________________________________

Дата рождения_______________ Телефон________________

Ребенок родился на ____ неделе беременности (N= 40)

Из двойни, тройни (родился I, II, III)_____________________

Масса тела при рождении_____ Рост при рождении_________

Возраст мамы на момент рождения ребенка________________

Возраст папы на момент рождения ребенка_________________

Перечислите, кто проживает вместе с ребенком (даже если это не родственники ребенка):______________________________________

Какой по счету это ребенок в семье: 1, 2, 3, 4-й_____________

Укажите возраст других детей: сестры___ братья___ Есть ли в семье и среди ближайших рродственников левши (да, нет). Укажите, кто. От какой беременности ребенок__________________________

Предыдущие беременности закончились:

мед. аборт выкидыш роды

Протекание беремености:

несовместимость по резус-фактору;

психотравмирующие ситуации;

токсикоз: 1-я половина, 2-я половина;

угроза выкидыша: 1-я, 2-я половина;

травмы, падения;

прием лекарст во время беременности;

плохая экология в районе;

инфекции (грипп, ОРВИ);

физические перегрузки;

гипертония/гипотония во время беременности;

хронические заболевания у мамы.

Протекание родов: роды продолжались ____часов:

стимуляция родов;

стремительные (≈ 3 ч.);

воды отшли дома;

кесарево сечение;

обвитие пуповиной;

ягодичное предлежание.

Характер первого крика нворожденного:

громкий; пронзительный; хриплый; слабый; не кричал.

Ребенок закричал:

сразу; после шлепка; после реанимационных мероприятий.

Ребенок находился:

в отделении патологии новорожденных;

на аппарате искусственной вентиляции легких;

в кювезе;

под капельницей.

Преренесенные заболевания:

частые ОРВИ; коклюш;

бронхиты; паротит;

травмы; грипп;

судороги при t...; корь;

отиты; другие (какие?).

аллергия;

Прививки:

медицинский отвод;

привит по возрасту;

отказ от прививок.

Дополнительные обследования головного мозга:

эхо-ЭГ;

РЭГ;

ЭЭГ;

нейросонография;

томография;

УЗИ.

Кормление ребенка грудью

Ребенка принесли кормить на__________день:

сосал активно;

кормили сцеженным молоком;

не хватало молока;

сосал очень лениво;

“покусывал” грудь;

сосал только через молокоотсос;

быстро уставал и засыпал;

отсасывал молоко у соска;

отказывался брать грудь;

требовал бутылочку с соской.

При кормлении наблюдались:

частые срыгивания;

поперхивания;

захлебывания;

вытекание молока через нос;

привычные рвоты;

Грудное вскармливание до______; смешанное с ___________;

искусственное вскармливание с ____________.

Причины раннего искусственного вскармливания:

стафилококк в материнском молоке;

заболевание матери;

болезнь ребенка;

слабость сосательного рефлекса;

разлука с матерью;

мало молока у мамы;

другие__________________.


Особенности развития навыков глотания и жевания: отметьте, если Ваш ребенок:

выталкивает твердую пищу изо рта;

вяло жует твердую пищу;

пьет только из бутылочки;

тянет в рот несъедобные предметы;

пьет из чашки только густые жидкости;

плохо пьет из чашки, захлебывается;

Ребенок жует печенье с_____; ест отварное непротертое мясо с __________; непротертые овощи в супе с________________.

Характер сна:

днем не спит; иногда отказывается от сна;

плохо засыпает; вздрагивает во сне;

поздно засыпает; ворочается всю ночь;

пробуждается с трудом; во сне “говорит”;

сон глубокий; во сне скрепит зубами;

сон поверхностный; всегда спит в машине;

спит днем; засыпает с включенной лампой.

часто просыпается;

Ребенок спит ночью с ______до_____; днем – с_____до_____.

Любимая поза во сне________________________________________.

Раннее двигательное развитие ребенка:

Ребенок стал держать головку с______; сидеть самостоятельно с ______; ползать с ______; начал стоять в кроватке с______; стал ходить без поддержки с______. Делали массаж в возрасте_____________________.

Отметьте, если Ваш ребенок:

неловок при ходьбе;

плохо идет по лестнице;

медлителен;

не умеет подпрыгивать на двух ногах;

не ловит мяч;

плохо бегает;

расторможен;

плохо выполняет действия пальчиками рук (держит ложку, карандаш, собирает бусинки).

Ребенок спускается по лестнице приставным/чередующимся шагом, поднимается___________________________________.

Особенности развития неречевых форм коммуникации.

Отметьте, если Ваш ребенок:

просит только жестами и плачем;

не смотрит в глаза своему “собеседнику”;

не кивает головой – “да”/ “нет”;

не машет ручкой – “до свидания”.

Особенности формирования понимания обращенной речи:

  • знает свое имя (реакция на имя) с ____________________________;

  • различает имена близких людей (поворачивает головку в их сторону, реагируя на вопросы “Где мама? Где папа?”) с ___________________;

  • понимает некоторые простые вопросы (“Где ляля”) с ______________;

  • следует словесным запретам (“нет, нельзя”) с_____________________;

  • выполняет простую инструкцию (“Дай это маме”) с _______________;

  • пытается выполнить словесную инструкцию на два хорошо знакомых действия (“Накорми куклу и уложи спать”) с_____________________;

Приведите пример такой инструкции, выполняемой Вашим ребенком без затруднения______________________________________________

Появление первых слов с_____________________________.

Наращивал словарный запас:

хорошо;

очень медленно;

накопление словаря прерывалось;

количество слов практически неизменно.

Сейчас:

говорит отдельные слова;

говорит короткие фразы;

стал меньше говорить;

сильно искажает даже простые слова.

Особенности игровой деятельности:

Проявляет ли Ваш ребенок интерес к игрушкам? Перечислите любимые игрушки и занятия с ними: до 1 года - ______________; в 1,5 года- ____________; в 2 года - ________________.

В настоящее время - _____________________________________.

Сколько времени ребенок самостоятельно играет с игрушками?__________

Что он произносит во время игры:

редкие возгласы; активно лепечет; молчит.

Как играет в игрушки Ваш малыш:

удерживает в руках, затем бросает;

катает машинку;

свистит в свисток;

строит башню;

баюкает куклу;

кукла “едет в гости к зайке”;

лепечет играя;

играет молча;

не играет, как другие дети?

- Вы часто играете в игрушки вместе?_____________________ В какие игры?________________________________________________________________

- Читаете ли Вы ему книжки?________________ Как часто?

- Любит ли Ваш ребенок слушать сказки, рассматривать картинки?______

- Часто ли ребенок повторяет за Вами слова, фразы?__________________

- Любит ли копировать Ваши действия, движения?___________________

- Как ребенок реагирует на Ваш смех, слезы?_______________________

- Пытаетесь ли Вы активизировать речь малыша? Как?_______________

Согласны ли Вы дать разрешение на проведние логопедического обследования Вашего ребенка?

Да (подпись)

Возраст ребенка на момент заполнения анкеты_______________________

Дата:



























Приложение 3


Примерные тексты консультаций для родителей


Текст консультации с родителями

на тему “Формирование правильной речи у дошкольников с врождённой расщелиной нёба”


Уважаемые родители! Сообщаем Вам некоторые сведения, касающиеся формирования правильной речи у детей, имеющих врожденные расщелены неба.

Большую пользу приносят упражнения, развивающие умения вслушиваться в чужую речь, узнавать и различать слова, близкие по звучанию. Значительную помощь Вы можете оказать ребёнку, систематически выполняя упражнения, способствующие развитию мышечных движений мягкого неба. Частой ошибкой является нерегулярное выполнение этих упражнений или недостаточный контроль за их качеством.

Предлагаем упражнения, которые можно проводить в домашних условиях:

  1. Глотание воды или имитация глотательных движений.

  2. Позевывание при открытом рте.

  3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

  4. Покашливание - осуществляется от 2 –3 раз до большего количества на одном выдохе. Первое время – покашливание с высунутым языком.

  5. Четкое, энергичное, утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном.

Систематическое проведение этих упражнений в дооперационном периоде сокращает сроки последующей коррекционной работы. Формированию правильной воздушной струи способствуют упражнения, связанные с “дутьем”, а также:

  1. Вдох и выдох носом;

  2. Вдох носом – выдох ртом;

  3. Вдох ртом - выдох носом;

  4. Вдох и выдох ртом.

При выполнении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в выполнении этих упражнений и учится правильно регулировать воздушную струю. Сначала ему трудно ощущать утечку воздуха через носовые проходы. Используются различные приемы контроля: приставляется ватка к носовым проходам, зеркало, полоски тонкой бумаги и другой материал.

Упражнения необходимо чередовать с упражнениями, развивающими подвижность губ, щек:

  1. Надувание обеих щек одновременно.

  2. Надувание щек попеременно.

  3. Втягивание щек между зубами в ротовую полость.

  4. Сосательные движения.

  5. Оскал: губы сильно растягивают, обнажая зубы.

  6. Губы вытягивают хоботком, оскалом при сжатых.

  7. Оскал с закрыванием и открыванием рта, последующим смыканием губ.

  8. Оскал при открытом рте, последующим смыканием обеих рядов зубов.

  9. Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях.

  10. Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях.

  11. Вытягивание губ широкой воронкой.

  12. Поднимание верхней губы при обнаженных верхних зубах.

  13. Оттягивание вниз нижней губы.

  14. Имитация полоскания зубов.

  15. Вибрация губ.

  16. Движения губ вытянутых хоботком.

  17. Вращательные движения “вытянутого хоботка”.

  18. Сильное надувание щек.

  19. Удерживание губами карандаша или стеклянной трубочки.

Для развития подвижности языка рекомендуем следующие упражнения:

  1. Высовывание языка “лопаткой”.

  2. Высовывание языка “жалом”, “стрелочкой”.

  3. Поочередное высовывание распластанного языка и заостренного.

  4. Поворачивание сильно высунотого языка вправо-влево.

  5. Поднимание и опускание задней части языка – кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то поднимается вверх, то опускается вниз.

  6. Присасывание спинки языка к небу при закрытых челюстях, при открытых.

  7. Присасывание языка к верхней десне с раскрыванием и закрыванием рта.

  8. Поднимание и опускание широко высунутого языка к верхней и нижней губам (рот раскрыт).

  9. Круговое облизывание губ кончиком языка.

  10. Поочередное загибание языка “жалом” к носу и подборку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому небу и дну ротовой полости.

Регулярно следите за выполнением упражнений ребёнком, осуществляйте контроль за их качеством и Вы добьётесь успеха!

(При составлении текста консультации использовались материалы Л.А. Зайцевой).



Текст консультации с родителями на тему “Организация логопедических занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста дома”


Уважаемые родители!


Для того, чтобы самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь, подготовьте все, что может вам понадобится:

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

  • “Лото” различной тематики (зоологическое, биологическое, “Посуда”, “Мебель” и т.п.).

  • Муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д.

  • Разрезные картинки из двух и более частей.

  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодитьсчя в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и т.д.). Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою “коллекцию”.

  • Для развития мелкой моторики рук приобретите пластилин и другие материалы для лепки (конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т.д.).

  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно “отправиться в путешествие” в Сказачное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут “побеседовать” с малышом.

Редко ребенок будет сидеть, и впитывать знания. Возможно, Вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не преживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • Игры на развитие моторики пальцев рук;

  • Артикуляцонная гимнастика (лучше 2 раза в день);

  • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;

  • Игры на формирование лексико-грамматической стороны речи.

Количество игр – 2 – 3 в день, помимо игр на развитие моторики пальцев рук и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3 – 5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые Вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционную гимнастики проведите утром, развитием позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.

Отложите занятия, если ребёнок болен и плохо чувствует себя.

Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать ребёнку хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например. Если Вы решили выучить с ребёнком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Заведите тетрадь, где будете планировать занятия на каждый день. На каждой неделе должна быть своя лексическая тема (“Игрушки”, “Весна” и т.д.).

Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

Желаем Вам терпения и успехов!



















Приложение 4


Памятка для родителей

Правила речевого поведения родителей по предупреждению заикания у дошкольников”


Для детей в возрасте от 1 до 6-7 лет речь родителей является образцом, поэтому общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

1. Соблюдайте плавность речи, эмоциональную выразительность, умеренный темп.

2. Желательно, чтобы Ваша речь была четкой.

3. Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение.

4. Старайтесь не перегружать свою речь труднопроизносимыми для детей словами.

5. При общении с ребенком не используйте сложные лексико-грамматические обороты.

6. Задавайте ребёнку конкретные вопросы, не торопите с ответом.

7. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженнно поправлять.

8. Полезно детям читать стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует выработке правильных речедвигательных навыков.

Проследите, чтобы Ваш ребенок выполнял следующие правила по формированию плавной речи:

1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предожением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

5. Прежде чем начать говорить, глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на согласный, а на гласный.

9. Никогда не нажимай на согласные, в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.


Памятка для родителей

На пороге речи”


Уважаемые родители! Обратите внимание на то, как складывается предречевое развитие Вашего малыша:


  • малыш издаёт отдельные звуки в ответ на эмоциональное общение взрослого (1 месяц);

  • повторно произносит отдельные звуки (2 месяца);

  • гулит (3 месяца);

  • подолгу певуче гулит (4 месяца);

  • произносит отдельные слоги – начало лепета (6 месяцев);

  • на вопрос «Где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте (7 месяцев);

  • подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же звуки (7 месяцев);

  • на вопрос «Где?» находит несколько предметов на постоянных местах (8 месяцев);

  • по слову взрослого выполняет разученные ранее действия под потешки «Ладушки», «Дай ручку» и др. (8 месяцев);

  • громко, чётко и повторно произносит различные слоги лепета (8 месяцев);

  • на вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения (9месяцев);

  • знает своё имя, оборачивается на зов (9 месяцев);

  • подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете (9 месяцев);

  • по просьбе «Дай» находит знакомые предметы среди других и даёт их (10 месяцев);

  • при заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет разученные действия и движения (10 месяцев);

  • подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет у него в лепете (10 месяцев);

  • по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и пр. (11 месяцев);

  • по просьбе взрослого находит и даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др. (11 месяцев);

  • произносит первые слова-обозначения (11 месяцев);

  • понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей (12 месяцев);

  • выполняет отдельные поручения: «найди», «отдай», «принеси» (12 месяцев);

  • понимает слово «нельзя» - прекращает действие (12 месяцев);

  • по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками (12 месяцев);

  • легко подражает новым словам лепета (12 месяцев);

  • произносит 6-10 облегчённых слов (12 месяцев).

(Примечание: показатели развития речи даются по диагностике психического развития детей 1 года жизни, автор Фрухт Э.Л.)

Упражнения для овладения предпосылками формирования речи:

  • повторяйте звуки малыша, разговаривайте с ним на его языке;

  • «заряжайте» малыша своими положительными эмоциями, ритмом песенок, потешек, пестушек; играйте на музыкальных инструментах и приглашайте его подражать вашим движениям в такт музыке;

  • используйте зеркало, чтобы помочь малышу осознать свои движения;

  • используйте подражание, чтобы научить малыша новым звукам и лепетным словам; показывайте малышу разнообразные игрушки и предметы, разучивайте самые простые игровые действия;

  • играйте в весёлые забавные подвижные игры, помня, что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности;

  • во время бодрствования малыша. Его купания, кормления, переодевания, укладывания на сон объясняйте всё, что Вы с ним делаете.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Педчас - "логообразовательная среда для родителей"

Автор: Тарковская Татьяна Александровна

Дата: 24.11.2018

Номер свидетельства: 487296


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства