«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
А.С. Макаренко
Дата: 28.02.2023
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по
нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
2. Обобщить опыт работы воспитателей по формированию у дошкольников патриотических чувств
2.Вступительное слово, актуальность темы педсовета - старший воспитатель Скоркина Н.А.
3. Итоги тематического контроля «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста» - старший воспитатель Скоркина Н.А.
Игра «Умники и умницы» - «Наша родина – Россия»
Итоги смотра – конкурса «Лучший патриотический центр»- заведующая Оганесова Л.Ю.
6.Подведение итогов и вынесение решения педагогического совета
Ход педсовета:
ГИМН №1
Выполнение решений предыдущего педагогического совета – методист
Вступительное слово, актуальность темы педсовета.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы проводим педсовет на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
СЛАЙД №3
Патриотизм (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,
начиная с самого раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Настоящий патриот должен быть здоров как физически, так и нравственно. Следовательно, воспитание здорового человека, тесным образом связано с нравственным, патриотическим воспитанием и воспитанием активной гражданской позиции. В процессе формирования
чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно привить детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, Российской Армии, уважение к людям других национальностей. Но при этом, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому, дошкольный возраст, в силу присущих ему душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее удобен для формирования таких чувств, как доброта, любовь к ближнему и патриотизм.
СЛАЙД №4
Что такое нравственность?
Нравственность (мораль) - совокупность норм и принципов (добро, милосердие, всеобщее счастье). Общечеловеческое содержание морали выражено в «золотом правиле» - «поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел бы чтобы они поступали по отношению к тебе».
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Сегодня актуальность этой проблемы очевидна. Проблемы семьи требуют комплексного решения с разными видами подходов. Растет число неполных семей, и даже те семьи, которые фактически являются полными, мало уделяют внимания детям, родители решают свои «насущные» проблемы. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания духовности и нравственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вот почему образовательные учреждения должны делать всё возможное по преодолению духовно-нравственного опустошения детей и родителей, которое выражается сегодня в низком уровне культуры, сквернословии, пьянстве, в нежелании трудиться.
Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, в выставочный зал и др.).
Уважаемые коллеги, а как вы думаете какова роль педагога, как личности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников?
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция-самые эффективные формы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили родную страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой город, свой народ, в воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Говоря о воспитании нравственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот своей Родины.
Нравственное – патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. Реализуя его основные задачи, педагоги ДОУ должны последовательно выстраивать свою работу, учитывать возрастные особенности
детей и задействовать все виды детской деятельности. При этом активное участие родителей воспитанников в данном процессе также имеет немаловажное значение.
Таким образом, задача нравственно-патриотического воспитания в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с происходящими событиями в стране и мире
3.Итоги тематического контроля «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста» - старший воспитатель Скоркина Н.А.
СЛАЙД №5 –рекомендации по контролю
4.Игра «Умники и умницы» - «Наша родина – Россия»
А сейчас, приглашаю поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
СЛАЙД № 6
Звучит музыкальная заставка этой игры - Пушкарева И.В.
Уважаемые коллеги, а сейчас проведем игру «Наша родина – Россия»
посредством которой определим ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма.
Пушкарева И.В. проводит
Чтобы настроиться на игру, я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка).
-Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Педагоги по очереди описывают те образы, которые возникли: н-р: берёза, чистое поле и т. д и озвучить их. (Могут быть возможные повторы)
- Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
Родина – это место, где родился человек. Большая родина – это государство, где мы с вами родились. Малая родина – наш родной город, село.
А сейчас давайте поприветствуем жюри: заведующая - Оганесова Л.Ю., методист-Магрычева М.А
1 этап- отборочный блиц-опрос (за правильный ответ вручаются ордена, кто первый поднимет руку, тот и отвечает, жюри называет педагога, который будет отвечать)
1.Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Основная общеобразовательная программа ДОУ).
2.Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).
3.Земля, где ты родился? (Родина.)
4.Древнее название России? (Русь.)
5.Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
6.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
7.Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)
8.Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
9.Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
10.То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
11.Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
12.Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
13.Нет ничего на свете краше ,……………. чем Родина наша.
14.Родина – мать,………… умей за нее постоять.
15.Человек без Родины – …………. что соловей без песни.
16.Когда в семье лад, ………. не нужен и клад.
(Подсчитываются ордена и выявляются 3 победителя с наибольшим количеством орденов) - они дальше продолжают участие в игре.
2 этап- задание: «Наш город Завитинск» - этим заданием мы с вами определим кто будет отвечать на вопросы 1, 2, 3
Каждый педагог получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. Все должны угадать, что изображено на фото.
(Учитывается время, кто расскажет быстрее и понятнее, а все остальные педагоги называют, что было описано)
Жюри называет, кто из участников будет выбирать вопросы 1, 2, 3
3 Этап
1.Перечислите задачи нравственно – патриотического воспитания:
- формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями;
- воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом;
- воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье;
- расширение знаний ребенка о городах России;
- воспитание любви и уважительного отношения к труду;
- формирование у ребенка базовых представлений о правах человека;
- знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном;
- воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов;
- развитие чувства гордости за достижения родины
2.Расшифровать ребусы
В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашего педсовета. Задача расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Честь
Родина
3.Что означают цвета Российского флага?
БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир
4. Назовите формы совместной деятельности педагога ДОУ и дошкольников, которые используют для нравственно-патриотического воспитания?
- беседы с детьми о родном городе и о родной стране;
- рассказы педагога с подробными объяснениями и показом необходимых объектов;
- коллективное творчество, в том числе, изображение тех или иных объектов на патриотическую тему;
- обсуждение с детьми наиболее интересных рисунков;
- разучивание патриотических песен и стихотворений, чтение сказок на военно-патриотические темы;
- ознакомление дошкольников с русским народным творчеством;
- участие в общественно-полезном труде, в том числе с родителями;
- обязательное награждение детей за активное участие во всех проведённых мероприятиях;
- демонстрация воспитателем на личном примере общественно-полезных действий, информирование детей о своих патриотических взглядах;
- совместное проведение различных спортивных и военно-патриотических игр.
5.Педагогическая ситуация.
В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист. Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?» Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»
1.Принять к исполнению результаты тематического контроля по теме «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»
Срок исполнения: до 17.03.2023 Ответственные: педагоги
2.Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, виртуальные экскурсии)
Срок исполнения: постоянно Ответственные: педагоги
3.Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов по проблеме патриотического воспитания через самообразование, активизацию
педагогического мышления в соответствии с требованиями времени, через ознакомление с культурой, историей родного края.
Срок исполнения: постоянно Ответственные: педагоги
5.Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.
Срок исполнения: постоянно Ответственные: педагоги
6.Продолжать работу с родителями по подготовке и проведению мероприятий на уровне ДОУ и города. Привлечь малоактивные семьи к воспитательно-образовательному процессу.
Срок исполнения: постоянно Ответственные: педагоги