Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект в средней группе "Мы изучает народные промыслы "»
Педагогический проект
«Мы изучаем народные промыслы»
в средней группе
Подготовила и провела
Воспитатель Смирнова Л.Н.
Тип проекта: творческий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (март 2021г. – май 2021г.)
Участники проекта: дети средней группы 4-5 лет, воспитатели, родители.
Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Каждому человеку нашей богатой славными традициями, страны, важно знать о её истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к русской культуре и традициям.
Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Народное творчество учит ребёнка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свою Родину и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребёнок овладеет таким понятием, как форма, цвет и размер, а также специфическими художественными навыками. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программе не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения, я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углублённое знакомство приобщения дошкольников в истокам народных традиций, культур, развивая познания в этой области и формируя патриотизм у дошкольников, гордость за свою малую Родину и ее народ.
Проблема: недостаточно внимания уделяется знаниям дошкольников о народных промыслах России.
Цель проекта: Расширение представлений детей о различных народных промыслах посредством знакомства через дидактические игры и продуктивную деятельность.
Задачи проектной деятельности: 1. Подобрать необходимые материалы для ознакомления дошкольников с народными промыслами региона 2. Сформировать интерес к различным народным промыслам и их характерным особенностям 3. Закреплять технические навыки и умения для создания рисунков по народным промыслам, проявлять творчество при выборе композиционного и цветового решений.
4. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества,
формировать эстетический вкус;
5 Развивать навыки художественного творчества детей. 6. Предложить рекомендации родителям по ознакомлению дошкольников с народными промыслами
Обеспечение проектной деятельности: - методическое: подбор иллюстративного, речевого и музыкального материала, дидактических игр по теме; - материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации о различных народных промыслах, фотографии.
Предполагаемые результаты: - расширение представлений дошкольников о различных народных промыслах; - обогащение знаний родителей о народных промыслах.
Методы проекта: беседы; НОД «Народные промыслы», авторские дидактические игры «Народные промыслы»; совместная продуктивная деятельность.
Продукт проектной деятельности: оформление центра «Народные промыслы России»; выставка детских работ «Народные промыслы России»
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап: (март 2021) - Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта.
- Разработка конспектов организованной образовательной деятельности.
- Обогащение развивающей среды группы по теме «Народные промыслы».
- Систематизация иллюстративного, дидактического и литературного материалов для осуществления проекта
- Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
II. Основной этап: (апрель 2021).
Работа с детьми:
- Обсуждение тематики проекта
- Беседа на тему «Русская матрёшка»
- Беседа на тему «Какие виды росписи вы знаете?».
- Беседа на тему «Филимоновская игрушка»
- Презентация «Русские народные промыслы для дошкольников»
Чтение художественной литературы Чтение стихов о народных промыслах Боргуль А.В..
Чтение отрывка из произведения Л.Дьяконова"Дымковские глиняные расписные"
- Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек.
Оформление мини-музея «Народные промыслы» в группе.
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Найди лишнее».
«Поможем матрешке» (по ФЭМП)
Дидактическая игра «Собери матрешку» - закрепить знания детей о народной игрушке – матрешке; развивать умение быстро собирать матрешку из отдельных частей по способу мозаики.
«Отгадай название орнамента»,
«Разрезные картинки» (матрёшки).
«Разрезные картинки» (дымковская игрушка)
«Домино»
«Составь узор» - закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть,
«Где, чей узор?» - уточнять и закреплять представление об основных элементах какой-либо росписи
«Сосчитай предметы» - узнавание народных росписей по характерным признакам; согласование существительных и прилагательных с числительными.
Физминутки: «Ванька-встанька, приседай-ка», «Дружные матрёшки», «Скоморохи», «Конь» (Конь меня в дорогу ждёт..),
Пальчиковые игры: «У Матрёшиной сестрицы», «За работу», «Жили-были», «Пастушок», «Моя лошадка»,«Дымковские барышни».
Работа с родителями - Помощь в пополнении центра «Народные промыслы»
- Проведение бесед «Знакомство детей с народными промыслами» - Проведение консультации «Как познакомить дошкольника с народными промыслами дома?» - Рекомендации по знакомству дошкольников с народными промыслами
III. Заключительный этап конец мая.
Оформление центра «Народные промыслы».
Оформление выставки детских работ «Народные промыслы».
Результаты реализации проекта: Дети правильно называют виды росписей и их характерные особенности. Дошкольники закрепили умения и навыки при работе с гуашевыми красками. При поддержке родителей пополнили уголок ИЗО авторскими дидактическими играми и оформили информацию о народных промыслах. В группе были созданы все условия для знакомства дошкольников с народными промыслами края через разнообразные виды деятельности. В результате мы наблюдаем положительную динамику знаний и умений детей по приобщению к народным промыслам средствами декоративно-прикладного искусства в ходе работы над проектом.
Литература: 1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2014 2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2016 3. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада». 4. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2016
5. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования / О.А. Соломенникова. – М.: Академия, 2006.