Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы №29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующе общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 40», расположенного по адресу: 446010 г. Сызрань, ул. Студенческая, д. 6
Педагогический проект
Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.»
(«Транспорт. Правила дорожного движения»)
Разработчик:
воспитатель Бутенкова
Светлана Рудольфовна,
2019 г.
Проект: средней продолжительности, групповой, информационный, практико-познавательный.
Группа – старшая, компенсирующей направленности.
Тема проекта – формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель проекта - повышение компетентности по теме: «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».
Название итогового мероприятия – «Мы водители», « Путешествие на остров Почемучек»
Форма итогового мероприятия – развлечение, музыкальный досуг.
1. Актуальность.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
2. Анализ ситуации, выявление проблемы.
Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело будет в обучение в школе.
Основные трудности проявятся при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не смогут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они будут испытывать трудности при написании изложений, сочинений.
Научить говорить важно и необходимо, но также необходимо целенаправленно обучать правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Мы знаем простую истину, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
3. Цель.
Формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и обучение правилам дорожного движения.
Задачи:
*Совершенствование системы формирования лексико-грамматического строя речи при ознакомлении с правилами дорожного движения.
*Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности, развитие понимания речи.
*Усвоение способов словообразования и усвоение форм словоизменения.
*Усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже.
*Составление простых и сложных предложений.
* Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, водным и воздушным транспортом.
*Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения.
4. Формы и методы реализации проекта:
Раздел программы
Содержание работы
Цель
Формирование целостной картины мира
НОД : «Знакомство с улицей»; «Наземный транспорт. Машина»; «Беседа о водном транспорте».
Игровые ситуации «Если ребёнок потерялся», «У меня пропал щенок». Рассматривание картинок с проблемными ситуациями. Беседа «Наш двор».
НОД в познании на тему: «Правила езды на велосипеде».
Целевая прогулка: наблюдение за водителем (продуктовой машиной, которая привозит продукты в детский сад)
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками.
Уточнить знания детей о правилах поведения в транспорте, воспитание уважительного отношения к окружающим.
Обогащение и активизация словаря по теме, формирование умения согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже; развивать умение составлять простое и распространенное предложение.
Речь и речевое общение
НОД в коммуникации : Игра сказка «Азбука пешехода»; Рассматривание картины «Улица города»; Беседа о работе ГИБДД; Беседа «Машины всякие нужны, машины разные важны»; «Транспорт».
Игра : «Машина и зайчик»; «Чего много на улицах города?»; «Назови, какой, какая, какое»; «Один – много»; «Четвертый лишний»; «Наоборот».
НОД в коммуникации: «Кто движением управляет»; «Когда мы пассажиры».
Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи – согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными в роде и числе, образование относительных прилагательных.
Художественная литература
Чтение художественной литературы: С.Михалкова «Моя улица», «Дядя Стёпа»; Н. Носова «Автомобиль», Е. Сегала «Машины на нашей улице», Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки», М.Погарского «Машины», О.Корнеевой «Гоночные тачки», С.Маршака «Милиционер», В.Сутеева «Кораблик», Л.Берга «Рассказ о маленьком автомобильчике», Мирясовой «Автобус», «Троллейбус».
Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
Побуждать рассказывать свое отношение к поступкам героев.
Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно и кратко.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Я шагаю по улице», «Угадай транспорт», «Умелый пешеход», «Кто чем управляет», «Разрешается—запрещается», «Летает – не летает». Настольные игры: «Дорожные знаки», «Юный пешеход», «Найди пару», «На чем можно плавать».
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, активизировать словарь.
Побуждать к самостоятельности в игре, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Формировать диалогическую речь.
Закреплять умения, навыки, полученные ранее.
Художественно – эстетическаядеятельность
Конкурс рисунков «На дорогах города».
Участие в выставке рисунков «Зелёный огонёк».
Рисование:
«Дорожные знаки – наши помощники в пути»; «Перекресток»; «Грузовик»; «Машины на моей улице».
Конструирование «Наша улица», «Грузовик».
Аппликация «Автобус», «Троллейбус», «Грузовик», коллективная «Машины на моей улице», «Яхты вышли в море», «Самолеты летят».
Лепка: «Грузовик», «Кораблик» (из природного материала).
Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.
Развивать способность наблюдать, замечать незначительные детали.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Совершенствовать умение употреблять в речи глаголы, прилагательные.
Трудовая деятельность
Оформление фото выставки: «Машины нашего города», «Как мы играем».
Помощь при изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм (макет дороги, дорожные знаки и т.д)
Построение автобуса, машины, парохода и т.д. для игры в сюжетно – ролевые игры.
Развивать творчество и инициативу при выполнении трудовых поручений.
Формирования словаря, развитие диалогической речи.
Здоровье и физическое развитие
Подвижная игра «Лабиринт», «Автобус», «Светофор», «Водители, пешеходы, автомобили», «Воробышки и автомобиль», «Такси», «На волнах», «Мы не скажем, а покажем…»
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать физические качества;
Формировать умение проговаривать слова в соответствии с текстом.
Социальное развитие
Просмотр диафильма «Правила дорожного движения».
Беседа на тему: «Зебра», «Светофор» и другие дорожные знаки для пешеходов
Беседа с инспектором ГИБДД. Встреча с юными инспекторами.
Просмотр спектакля «В стране Светофория» - участники ученики ГБОУ СОШ № 29 (2-4 классы)
Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми. Учить соблюдать общепринятые нормы поведения.