Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Сила вежливых слов"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 12" г. Перми
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Сила вежливых слов»
по формированию представлений о правилах речевого этикета
Разработан:
Большагиной С.В.
Лютиной О.О.
воспитателями второй младшей группы №8
Пермь 2019
Оглавление
Введение в проектную деятельность
Этапы реализации проекта
Проектирование деятельности
Предполагаемые результаты и критерии эффективности проекта
Результаты проектной деятельности
Перспективы проекта. Оценка рисков
Информационные источники
Приложения
Введение в проектную деятельность
МАДОУ «Планета добра» это дошкольное учреждение, где красной нитью через все содержание образования проходит этическое воспитание; где сотрудники и педагоги сами демонстрируют позитивный образ мыслей, доброжелательность и эмпатию, стремление к социально-значимой активности; где развивающая предметно-пространственная среда помогает ребенку познать этические нормы поведения, ориентирует его на позитивное отношение к миру и окружающим; где родители воспитанников разделяют педагогические убеждения о необходимости нравственно-этического воспитания детей, с готовностью принимают участие во всех социально-значимых инициативах ДОУ; своим личным примером побуждают ребенка к добрым поступкам; МАДОУ «Планета добра» - это дошкольное учреждение, где дети получают установку на добро.
Данный проект реализовывался с воспитанниками второй младшей группы №8. Средний возраст детей 3-4 года. Воспитатели – Большагина Светлана Владимировна, Лютина Ольга Олеговна. Для детей характерен высокий для их возраста уровень развития эмпатии, открытость, эмоциональность, и наблюдается желание взаимодействовать, общаться со взрослыми (воспитателями, сотрудниками детского сада, родителями других детей)
Актуальность проекта
С помощью слов и речи можно выражать свои чувства, эмоции и отношение к окружающим. Вежливые слова необходимы в повседневной жизни. Они помогают расположить к себе людей, ведь с вежливым и обходительным человеком приятно общаться. Однако, словом можно обидеть и огорчить человека. Эта тема является актуальной, так как умение общаться, использовать вежливые слова – это залог успеха, позитивной благоприятной атмосферы внутри детского коллектива, которая будет способствовать развитию познавательных процессов и усвоению нравственно-этических норм, принятых в обществе.
В группе во втором полугодии появилось несколько новых детей, необходимо в ускоренном режиме помочь им адаптироваться к новым для них условиям, научить их правилам взаимодействия с окружающими людьми. В этом им могут помочь дети, которые с сентября посещают детский сад и уже освоили навыки вежливого общения. А детям, которые давно посещают детский сад, проект будет полезен тем, что они закрепят уже имеющиеся навыки, а также расширят знания, узнают множество вариаций приветствия и научатся их использовать.
Проблема: ограниченный уровень словарного запаса вежливых слов у вновь прибывших детей, не сформированость привычки регулярно использовать в своей речи вежливые слова
Для решения этой проблемы разработан социально-педагогический проект «Сила вежливых слов», т.к. организация внеурочной деятельности позволяет детям расширить свой кругозор, способствует развитию навыков культуры поведения. Таким образом, был выделен объект данного педагогического проекта: культура речевого общения младшего дошкольника.
Предметом выступают методы внеурочной деятельности, способствующие развитию коммуникативных навыков
Гипотеза: разнообразные способы приветствий, расширенный словарный запас вежливых слов способствует пробуждению заинтересованности и желания использовать приобретенные знания регулярно в повседневной жизни.
Целью проекта является освоение и закрепление правил речевого этикета, расширение словаря речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста, овладение различными способами приветствий.
В соответствии с целью были поставлены задачи проекта:
Проанализировать литературу об особенностях речевого этикета данного возраста
Продиагностировать у детей уровень владения способами приветствия, выражения просьбы, благодарности
Дополнить развивающую среду, создать условия для освоения и закрепления правил речевого общения
Проведение мероприятий
Выявить динамику освоения и закрепления правил речевого этикета
Презентовать результаты работы.
Методы:
- изучение литературы по проблеме;
- педагогический эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- воспитатели Большагина Светлана Владимировна, Лютина Ольга Олеговна
- родители воспитанников
2. Этапы реализации проекта
Этапы проекта, продолжительность
Виды деятельности
Ожидаемый результат
1.Организационный
Знакомство с технологией проектирования, освоение проективных умений
Знания и представления о пед.проекте (умение по формулировке проблемы, целей, задач проекта, планирование деятельности)
Выявление приоритетных проблем
Корректировка проблем в проекте, формулировка целей и задач
Формирование гипотезы проекта, исследовательского аппарата
Формулировка гипотезы, объекта, предмета исследования
Подбор, адаптация, разработка диагностического инструментария для первичной и повторной диагностики
Методика для первичной и повторной диагностики
Изучение и анализ состояния проблемы в литературе и методических разработках
Знания о проблеме проекта, коррекция актуальности проекта
Построение модели проекта
Проект по формированию представлений о правилах речевого этикета
Оформление модели проекта
Печатный вариант проекта
Презентация проекта
Электронная презентация социально-педагогического проекта «Сила вежливых слов»
2.Прогностический
Первичная диагностика с целью определения уровня овладения речевым этикетом
Результаты первичной диагностики. Выполненная методика
Описание полученных результатов первичной диагностики
Текстовое описание результатов диагностики в тексте проекта
Коррекция концепции проекта, составление плана работы с участниками проекта по проблеме
Таблица с определением мероприятий
Разработка мероприятий для реализации проекта
Разработки сценариев мероприятий
Проведение внеурочных мероприятий
Самоанализ
3.Практический
Подготовка материалов для родителей
Советы, рекомендации.
Дополнение предметно-развивающей среды
Альбомы для рассматривания ит.д.
Отслеживание успешности решения проблемы, повторная диагностика
Повторная диагностика
Составление, описание результатов повторной диагностики
Текст в проекте
4. Аналитический
Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики
Текст в проекте, таблица и сравнительная диаграмма
Составление отчета по реализации и дальнейшему использованию проекта.
Текст в проекте
Защита проекта на конкурсе педагогических проектов по формированию представлений у дошкольников о правилах этикета
Презентация проекта
Проектирование деятельности
Тема
Форма
Содержание
Первичная диагностика
Наблюдение
Наблюдение за воспитанниками, использование ими вежливых слов в общение друг с другом, сотрудниками детского сада, родителями
Мультфильм «Мастера добрых дел» из серии Лунтик и его друзья
Просмотр и обсуждение мультфильма
Вводная беседа, просмотр мультфильма, обсуждение, что добрые дела и добрые слова нужно делать и говорить постоянно
«Солнышко»
Игра, беседа
Вводная беседа, обсуждение какие добрые слова мы знаем и в каких ситуациях их нужно применять
«Приветствия»
Игра
Совместно с родителями учимся различным вариациям приветствий
Повторная диагностика
Наблюдение
Наблюдение за воспитанниками, использование ими вежливых слов в общение друг с другом, сотрудниками детского сада, родителями
Предполагаемые результаты и критерии эффективности проекта
Предполагаемые результаты:
1.Усвоение воспитанниками знаний о правилах использования вежливых слов в различных ситуациях
2. Развитие уважения к окружающим людям, способов самовыражения и проявления индивидуальности
3.Формирование потребности в доброжелательных, искренних и правдивых взаимоотношениях, навыков точного межличностного восприятия, навыков конструктивного взаимодействия с людьми, повышения уровня сплоченности
4.Обогащение словаря речевого этикета воспитанников, овладение различными способами приветствий
Критерии эффективности проекта:
1.Положительная динамика показателей
2. Освоение базовых правил речевого этикета
3.Использование детьми различных способов приветствий
4. Развитие коммуникативных навыков
Результаты проектной деятельности
Полностью реализованы виды деятельности организационного этапа проекта, разработан проект по теме формирования представлений о правилах речевого этикета в младшем дошкольном возрасте.
На практическом этапе проекта были учтены особенности каждого ребенка, проведена диагностика и проведены три мероприятия, объединенные одной темой речевого этикета. Были использованы разные формы и методы. Практическая деятельность закончилась подведением итогов, и вторичной диагностикой.
Аналитический этап проекта состоял из обобщения материалов связанных с диагностикой, были написаны памятки для родителей
Для защиты проекта на последнем этапе была подготовлена презентация
Перспективы проекта. Оценка рисков
Можно обозначить следующие его перспективы:
- Продолжить работу над обогащением словаря речевого этикета воспитанников
- Проводить совместные мероприятия с родителями
- Проводить массовые мероприятия на уровне ДОУ с целью обмена опытом и знаниями между детьми разных возрастных групп
- Актуализировать знания детей по теме правила речевого этикета
Оценка рисков данного проекта:
- Невозможность проведения мероприятий в связи с утренниками, карантинами
- Отсутствие участников проекта по болезни и другим причинам
- Отсутствие оборудования, неисправность мультимедийной техники
Информационные источники
1. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы. // Педагогика, 1993, № 4. – С.54-58.
2. Доценко И.Г. Социально-педагогическая деятельность: от классики до современности. // Педагогика, 2009, № 1
4. Скачкова Е.А. Речевой этикет во взаимоотношениях и поведении людей/ Е.А. Скачкова // Актуальные проблемы обучения и воспитания дошкольников в образовательном учреждении, вып. 5: сб. науч. статей / под ред. И.Ф.Бережной. – Воронеж, 2011. – С.39-43. – 0,3 п.л.
Приложения
Результаты первичной диагностики
Первичная диагностика была проведена в начале реализации проекта. Место проведения муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 12" г. Перми. Возраст воспитанников 3-4 года.
Диагностика была проведена в форме наблюдения.
При анализе результатов выяснилось, что в группе у детей есть проблема, связанная с использованием вежливых слов в повседневном общении, данная проблема особенно ярко выражена у вновь прибывших детей, частично у детей посещающих ДОУ с сентября. Однако в группе много детей, уровень которых высок, и им необходимо только закрепление уже имеющихся навыков
Макет карты наблюдения
Воспитанник
Своевременное без напоминаний использование способов приветствия
Использование слов благодарности
Четкое грамотное выражение просьбы
1.
2.
3…
Результаты вторичной диагностики
Повторная диагностика была проведена по завершению проекта. Повторная диагностика также была в форме наблюдения, использовался тот же макет карты наблюдения с теми же вопросами.
Повторная диагностика выявила, что результат улучшился. Уже большее количество детей своевременно использовало слова благодарности, выражения просьбы, овладело различными способами приветствия.
Памятки, советы для родителей
Необходимо участие родителей в воспитательном процессе. Здесь представлено одно из упражнений, которые были предложены родителям.
Упражнение «Ритуалы приветствия»
Каждый день совершайте приветствие со своим ребенком разными способами, а именно так как это делают различные народы мира. Это поможет вашему ребенку с пользой провести досуг и заинтересовать его в своевременном использовании приветствий.
Варианты приветствия:
* легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
* легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
* рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
* легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
* поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях (Испания);
* простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
* мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
* потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).