"Педагогический анализ годового плана как функция старшего воспитателя
"Педагогический анализ годового плана как функция старшего воспитателя
Основная цель управления ДОУ - достижение высокой эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Чтобы достичь этого, необходимо знать положение дел, а это возможно только на основе всестороннего анализа деятельности ДОУ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Педагогический анализ годового плана как функция старшего воспитателя»
Консультация для старших воспитателей.
«Педагогический анализ годового плана как функция старшего воспитателя»
Основная цель управления ДОУ - достижение высокой эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Чтобы достичь этого, необходимо знать положение дел, а это возможно только на основе всестороннего анализа деятельности ДОУ. Существуют понятия «анализ» и «педагогический анализ». Анализ – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы выделению в нем отдельных сторон. (Российская педагогическая энциклопедия) Педагогический анализ - это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением ДОУ. (Российская педагогическая энциклопедия) Проблема педагогического анализа всегда вызывала большой интерес как ученых, так и практических работников. Начиная с 20-х годов и до наших дней, большое количество работ было посвящено анализу занятия инспекторскому анализу учебно-воспитательного процесса, особенно пристальное внимание уделялось анализу итогов учебного года. Достаточно сказать, что с 1946 по 1980 годы только на страницах журнала «Народное образование», появилось свыше 30 статей, посвященных этой проблеме. В современной литературе недостаточно освещаются вопросы педагогического анализа, не разработана единая терминология и технология этого процесса, т.к. анализ как самостоятельная функция управления выделена сравнительно недавно. В книге Ю.А. Конаржевского «Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса» М., 1997 г. определены место и роль педагогического анализа в управленческом цикле типа «учебный год», его связи и взаимодействие с другими функциями управления образовательного учреждения, выделяется его функциональная самостоятельность. Являясь самостоятельной функцией управления, педагогический анализ в ДОУ осуществляется старшим воспитателем и направлен на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выявление причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.
Цель педагогического анализа – системно изучить деятельность субъектов педагогического процесса, своевременно вскрыть резервы, обнаружить причины недостатков, определить возможности для использования первых и устранения вторых. Управленческий цикл начинается с анализа достигнутого уровня деятельности, постановки целей и определения путей, средств их достижения, а завершается анализом и оценкой достигнутых результатов на основе поставленных целей. Эта функция обеспечивает глубокое проникновение в суть педагогического процесса и позволяет на этой основе осуществлять научное управление. Результаты педагогического анализа необходимы, чтобы обогатить содержание функций управления. Особенно сильна эта связь с функцией контроля, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу. Очень важно понять отличие этих функций и механизм их взаимодействия, т.к. в практике работы они нередко отождествляются. Контроль – это специфический вид управленческой деятельности, направленный на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. (Ю.А. Конаржевский). Рассмотрим отличие функций контроля и педагогического анализа.
Контроль - функция управления и осуществляет её заведующий ДОУ.
Педагогический анализ не является функцией управления, а понимается как функция, которую осуществляет старший воспитатель.
Констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями (ФГОС, образовательной программой ДОУ, принятыми управленческими решениями).
Вскрывает причины определяющие уровень воспитательно-образовательной работы.
Состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы.
Определяет влияние отдельных недостатков на общий результат воспитательно-образовательной работы.
Носит побудительный, сигнальный характер, поддерживая в коллективе состояние организационной напряженности.
Выявляет возможности для дальнейшего совершенствования педагогического процесса.
Отвечает на вопросы «Что и как?»
Отвечает на вопросы: Почему это происходит? Какими путями развивать профессиональный уровень педагогов и уровень развития детей?
Регламентируется нормативными и организационно-правовыми документами. При проведении контроля необходимо соблюдать алгоритм.
Не требует жесткой регламентации нормативными документами и принятия управленческих решений.
Таким образом, если контроль способствует получению информации, то педагогический анализ обеспечивает глубину ее познания. Объективную оценку педагогическому процессу позволяет дать совместно контроль и педагогический анализ. Результатом педагогического анализа является раскрытие причин положительных и отрицательных явлений педагогического процесса.
Итоговый педагогический анализ – анализ итогов работы ДОУ за длительный период: квартал, полугодие, год. К.Ю. Белая выделила 3 варианта анализа итогов работы: 1. Фундаментальный - самоанализ формы и содержания деятельности ДОУ по всем направлениям. 2. Оперативный - оценивается и анализируется качество ежедневной воспитательно-образовательной работы за год. 3. Творческий - коллектив ДОУ разрабатывает собственную модель анализа с учетом цели, концепции, вида, традиции детского сада. Из всех видов педагогического анализа итоговый самый сложный, это специфический вид поиска, по его результатам и результатам контроля планируются задачи работы ДОУ на новый учебный год. Для успешного проведения педагогического анализа необходимо знать технологию, т.е. методы. Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова). Методы педагогического анализа – представляют собой искусственную, открытую систему правил и операций, необходимых для изучения хода и развития педагогического процесса, а также причин, находящихся в основе формирования главных его показателей и результатов. или обобщения его опыта. Основные функции педагогического анализа: - выявить скрытые резервы, потенциальные возможности личности каждого педагога и коллектива в целом; - способствовать грамотному созданию образовательной программы ДОУ, годового плана и др. планов; -выявить условия реализации выбранных методик и технологий; -определить интересы, способности и уровень развития детей, коллектива, педагогов; - помочь овладеть педагогам элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта; - способствовать творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой. Основные принципы педагогического анализа.
Объективность Взаимосвязь и взаимодействие Развитие Системный подход Комплексный подход Целенаправленное планирование Массовость Принцип воспитательного воздействия
При осуществлении аналитической деятельности Ю. Конаржевский, В. Ядешко и др. отмечают следующие недостатки: 1.Старшие воспитатели недостаточно готовы к осуществлению педагогического анализа. Они зачастую отождествляют его с контролем, не видя разницы между этими 2-мя функциями управления.
2. Одним из «западающих» моментов в аналитической деятельности является выработка цели анализа и разработка под эту цель программы наблюдений, способов анализа, критериев оценки. 3. Беден арсенал методов педагогического анализа. 4. В анализе отсутствует регулярность, системность, установление причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями и фактами.
Основные направления анализа работы образовательного учреждения можно проследить по структуре плана.
При анализе работы ДОУ необходимо придерживаться критериев оценки анализа работы ДОУ за учебный год.
Какова степень выполнения поставленных целей и задач, как отражены результаты работы ДОУ.
Охват анализом всех основных сторон воспитательно-образовательного процесса, взаимодействие, скоординированность действий
Соответствие содержания анализа конкретным задачам.
Отбор объектов изучения и анализа в соответствии с задачами, решаемыми в ДОУ
Установление причинно - следственных связей
Принятие решений на основе анализа (выводы, рекомендации).
Конкретность, обоснованность выдвигаемых на новый учебный год целей и задач
Примерный перечень разделов анализа годового плана:
Анализ выполнения годового плана по задачам
Годовые задачи ДОУ
Уровень выполнения годовых задач по возрастным группам
Причины, анализ выполнения, невыполнения или частичного выполнения
1мл.гр.
2 мл.гр.
Ср.гр.
Ст.гр.
Подг. Гр.
2
2
3
3
3
3 балла - соответствуют оптимальному уровню (задача выполнена полностью, высокие результаты участия в ее решении);
2 балла – соответствует достаточному уровню (задача выполнена частично, положительные результаты в ее решении ) ;
1 балл – соответствует допустимому уровню (задача выполнена частично, присутствуют некоторые результаты участия в ее решении);
0 баллов – соответствует критическому уровню (задача не выполнена и не проявлено участие в ее решении).
В конце данного раздела указываются предполагаемые задачи на следующий учебный год
Анализ выполнения годового плана (кол-во)
Анализируются мероприятия, проведенные за учебный год, и указываются причины, по которым они были частично выполнены или не выполнены вообще.
Подробнее остановлюсь на анализе работы с педагогическими кадрами. В структуре анализа плана – это результат работы по повышению педагогического мастерства. Основа успешной работы - правильно выбранная система управления кадрами. Анализируется уровень творческой отдачи воспитателя, формы повышения методической и педагогической культуры. Очень важно иметь перспективный план аттестации педагогических работников, который позволяет регулировать прохождение аттестации. Администрация ДОУ должна владеть данными обо всех, даже не очень значимых результатах работы педагога, победах и промахах. Необходимо проанализировать эффективность работы каждого воспитателя, творческих групп, МО, педагогических советов, самообразовательной работы; рассмотреть итоги распространения ППО, результаты аттестации; оценить уровень креативности педагогов через участие в научно-практических конференциях, работу в составе ГМО, публикации в научно-методических сборниках, участии в образовательных проектах. Обязательному анализу и контролю подлежит уровень квалификации педагогических работников. Необходимо проследить динамику профессионального роста педагогов
Анализ качественного и количественного состава позволяет администрации рационально расставить педагогические кадры, направить на курсы, рекомендовать заочное обучение, сделать выводы о причинах сменяемости или текучести кадров.
Для примера можно предложить данные таблицы и схемы
Анализ качественного и количественного состава педагогических работников детского сада ____________ за ___________учебный год.
Аттестация
№
Должность
Количество
________ учебный год
Высшая кат.
1 категория
2 категория
Без категории
1.
Заведующий детским садом
2
Старший воспитатель
3
Воспитатели
4.
Музыкальный руководитель
5.
Педагог-психолог
6.
Учитель-логопед
7.
Инструктор физ.воспитанием
8.
Всего (кол-во)
9.
Всего (%)
Итоги аттестации педагогических работников за __________учебный год
по детскому саду _____________
Должность
Всего подано заявлений
Аттестовано на (дата).
Не аттестовано
Отказано
всего
Высшая категория
1 категория
2 категория
Педагогические работники
-
Итого
-
Анализ качественного и количественного состава педагогических работников детского сада ___________за __________учебный год.
Образовательный уровень.
Должность
Количество
_________ учебный год
Высшее образование
Средне - специальное
Обучаются в вузе
Заведующий ДОУ
Старший воспитатель
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Педагог – психолог
Учитель – логопед
Инструктор физ.воспитанием
Всего (кол-во)
Всего (%)
В конце каждого раздела проводится сравнительный анализ за 3 года
Анализ прохождения курсов повышения квалификации (КПК) педагогами ДОУ за период ___________ учебный год.
Отметить сколько педагогов прошли КПК в данном учебном году.
Сравнительный анализ прохождения курсов повышения квалификации (КПК) педагогами ДОУ за период __________ учебные годы
Если сравнивать периоды ______________ учебные годы, то имеют место следующие показатели:
Учебный год
Количество педагогов, имеющих КПК
Количество педагогов, не прошедших КПК
Анализ заболеваемости детей
№
Вид заболеваемости
___________ учебный год
1.
Общая заболеваемость
д\дней
2
Средняя заболеваемость
д\дня
3
Заболеваемость на одного ребенка
д\дней
В конце каждого раздела проводится сравнительный анализ за 3 года
Анализ совместной работы детского сада __________ и школы №
за _________ учебный год.
№
Количество запланированных мероприятий
Количество проведенных мероприятий
Количество непроведенных мероприятий
Причины невыполнения
1.
С детьми
С педагогами
С родителями
2
Всего
АНАЛИЗ
по выпуску детей детского сада _____________ в школу
за период ________ учебный год
№
Возрастная группа
Кол-во выпускников
Лицей, гимназия
Массовая школа
1.
подготовительная группа №1
2.
подготовительная группа №2
ИТОГО:
В конце каждого раздела проводится сравнительный анализ за 3 года
Анализ кружковой работы за _______ учебный год
Анализ участия детей в конкурсах
Анализ работы с одаренными детьми
Работа с педагогами
(мероприятия)
Кол-во одаренных детей
Результаты работы с одаренными детьми
10. Результаты участия педагогов в профессиональных конкурсах
(республиканских, городских) ________ учебного года
№
Название
Место проведения
Ф.И.О. педагога
Результат
11. Анализ работы c родителями детей детского сада «Аленушка»
за _______ учебный год.
№
Мероприятия с родителями
Кол-во
Итог
12. Анализ движения детей логопедических групп за учебный год (если есть)