kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Педагогический анализ годового плана как функция старшего воспитателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель управления ДОУ - достижение высокой эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Чтобы достичь этого, необходимо знать положение дел, а это возможно только на основе всестороннего анализа деятельности ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Педагогический анализ годового плана как функция старшего воспитателя»

Консультация для старших воспитателей.

«Педагогический анализ годового плана  как функция старшего воспитателя»

      Основная цель управления ДОУ - достижение высокой эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Чтобы достичь этого, необходимо знать положение дел, а это возможно только на основе всестороннего анализа деятельности ДОУ. 
Существуют  понятия «анализ» и «педагогический анализ».
Анализ – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы выделению в нем отдельных сторон. (Российская педагогическая энциклопедия)
Педагогический анализ - это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением ДОУ. (Российская педагогическая энциклопедия)
Проблема педагогического анализа всегда вызывала большой интерес как  ученых, так и практических работников. Начиная с 20-х годов и до наших дней, большое количество работ было посвящено анализу занятия инспекторскому анализу учебно-воспитательного процесса, особенно пристальное внимание уделялось анализу итогов учебного года. Достаточно сказать, что с 1946 по 1980 годы только на страницах журнала «Народное образование», появилось свыше 30 статей, посвященных этой проблеме.
В современной литературе недостаточно освещаются вопросы педагогического анализа, не разработана единая терминология и технология этого процесса, т.к. анализ как самостоятельная функция управления выделена сравнительно недавно.
В книге Ю.А. Конаржевского «Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса» М., 1997 г. определены место и роль педагогического анализа в управленческом цикле типа «учебный год», его связи и взаимодействие с другими функциями управления образовательного учреждения, выделяется его функциональная самостоятельность.
Являясь самостоятельной функцией управления, педагогический анализ в ДОУ осуществляется старшим воспитателем и направлен на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выявление причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.


Цель педагогического анализа –  системно изучить деятельность субъектов педагогического процесса, своевременно вскрыть резервы, обнаружить причины недостатков, определить возможности для использования первых и устранения вторых.
Управленческий цикл начинается с анализа достигнутого уровня деятельности, постановки целей и определения путей, средств их достижения, а завершается анализом и оценкой достигнутых результатов на основе поставленных целей. Эта функция обеспечивает глубокое проникновение в суть педагогического процесса и позволяет на этой основе осуществлять научное управление.
Результаты педагогического анализа необходимы, чтобы обогатить содержание функций управления. Особенно сильна эта связь с функцией контроля, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу. Очень важно понять отличие этих функций и механизм их взаимодействия, т.к. в практике работы они нередко отождествляются.
 Контроль – это специфический вид управленческой деятельности, направленный на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. (Ю.А. Конаржевский). 
Рассмотрим отличие функций  контроля и педагогического анализа.

Контроль - функция управления и осуществляет её заведующий ДОУ.

Педагогический анализ не является функцией управления, а понимается как функция, которую осуществляет старший воспитатель.

Констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями (ФГОС, образовательной программой ДОУ, принятыми управленческими решениями).

Вскрывает причины определяющие уровень воспитательно-образовательной работы.

Состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы.

Определяет влияние отдельных недостатков на общий результат воспитательно-образовательной работы.

Носит побудительный, сигнальный характер, поддерживая в коллективе состояние организационной напряженности.

Выявляет возможности для дальнейшего совершенствования педагогического процесса.

Отвечает на вопросы «Что и как?»

Отвечает на вопросы: Почему это происходит? Какими путями развивать профессиональный уровень педагогов и уровень развития детей?

Регламентируется нормативными и организационно-правовыми документами. При проведении контроля необходимо соблюдать алгоритм.

Не требует жесткой регламентации нормативными документами и принятия управленческих решений.

Таким образом, если контроль способствует получению информации, то педагогический анализ обеспечивает глубину ее познания. Объективную оценку педагогическому процессу позволяет дать совместно контроль и педагогический анализ.
Результатом  педагогического анализа является раскрытие причин положительных и отрицательных явлений педагогического процесса.

Итоговый педагогический анализ – анализ итогов работы ДОУ за длительный период: квартал, полугодие, год.
К.Ю. Белая выделила 3 варианта анализа итогов работы:
1. Фундаментальный -  самоанализ формы и содержания деятельности ДОУ по всем направлениям. 
2. Оперативный -  оценивается и анализируется качество ежедневной воспитательно-образовательной работы за год.
3. Творческий -  коллектив ДОУ разрабатывает собственную модель анализа с учетом цели, концепции, вида, традиции детского сада. 
Из всех видов педагогического анализа итоговый самый сложный, это специфический вид поиска, по его результатам и результатам контроля планируются задачи работы ДОУ на новый учебный год.
Для успешного проведения педагогического анализа необходимо знать технологию, т.е. методы.
Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).
Методы педагогического анализа – представляют собой искусственную, открытую систему правил и операций, необходимых для изучения хода и развития педагогического процесса, а также причин, находящихся в основе формирования главных его показателей и результатов.
или обобщения его опыта.
     Основные функции педагогического анализа:
- выявить скрытые резервы, потенциальные возможности личности каждого педагога и коллектива в целом;
- способствовать грамотному созданию образовательной программы ДОУ, годового плана и др. планов;
-выявить условия реализации выбранных методик и  технологий;
-определить интересы, способности и уровень развития детей, коллектива, педагогов;
- помочь овладеть педагогам элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;
- способствовать творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.
Основные принципы педагогического анализа.

М.М. Поташник

Ю. А. Конаржевский

Объективность
Точность
Требовательность
Глубина
Многоаспектность

Объективность
Взаимосвязь и взаимодействие
Развитие
Системный подход
Комплексный подход
Целенаправленное планирование
Массовость
Принцип воспитательного воздействия

 

При осуществлении аналитической деятельности Ю. Конаржевский, В. Ядешко и др. отмечают следующие недостатки:
1.Старшие воспитатели недостаточно готовы к осуществлению педагогического анализа. Они зачастую отождествляют его с контролем, не видя разницы между этими 2-мя функциями управления. 

2. Одним из «западающих» моментов в аналитической деятельности является выработка цели анализа и разработка под эту цель программы наблюдений, способов анализа, критериев оценки.
3. Беден арсенал методов педагогического анализа.
4. В анализе отсутствует регулярность, системность, установление причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями и фактами.



Основные направления анализа работы образовательного учреждения можно проследить по структуре плана.

При анализе работы ДОУ необходимо придерживаться критериев оценки анализа работы ДОУ за учебный год.

  1. Какова степень выполнения поставленных целей и задач, как отражены результаты работы ДОУ.

  2. Охват анализом всех основных сторон воспитательно-образовательного процесса, взаимодействие, скоординированность действий

  3. Соответствие содержания анализа конкретным задачам.

  4. Отбор объектов изучения и анализа в соответствии с задачами, решаемыми в ДОУ

  5. Установление причинно - следственных связей

  6. Принятие решений на основе анализа (выводы, рекомендации).

  7. Конкретность, обоснованность выдвигаемых на новый учебный год целей и задач

Примерный перечень разделов анализа годового плана:

  1. Анализ выполнения годового плана по задачам

Годовые задачи ДОУ

Уровень выполнения годовых задач по возрастным группам

Причины, анализ выполнения, невыполнения или частичного выполнения

1мл.гр.

2 мл.гр.

Ср.гр.

Ст.гр.

Подг. Гр.


2

2

3

3

3


3 балла - соответствуют оптимальному уровню (задача выполнена полностью, высокие результаты участия в ее решении);

2 балла – соответствует достаточному уровню (задача выполнена частично, положительные результаты в ее решении ) ;

1 балл – соответствует допустимому уровню (задача выполнена частично, присутствуют некоторые результаты участия в ее решении);

0 баллов – соответствует критическому уровню (задача не выполнена и не проявлено участие в ее решении).

В конце данного раздела указываются предполагаемые задачи на следующий учебный год

  1. Анализ выполнения годового плана (кол-во)

Анализируются мероприятия, проведенные за учебный год, и указываются причины, по которым они были частично выполнены или не выполнены вообще.

  1. Подробнее остановлюсь на анализе работы с педагогическими кадрами. В структуре анализа плана – это результат работы по повышению педагогического мастерства. Основа успешной работы - правильно выбранная система управления кадрами. Анализируется уровень творческой отдачи воспитателя, формы повышения методической и педагогической культуры. Очень важно иметь перспективный план аттестации педагогических работников, который позволяет регулировать прохождение аттестации. Администрация ДОУ должна владеть данными обо всех, даже не очень значимых результатах работы педагога, победах и промахах. Необходимо проанализировать эффективность работы каждого воспитателя, творческих групп, МО, педагогических советов, самообразовательной работы; рассмотреть итоги распространения ППО, результаты аттестации; оценить уровень креативности педагогов через участие в научно-практических конференциях, работу в составе ГМО, публикации в научно-методических сборниках, участии в образовательных проектах. Обязательному анализу и контролю подлежит уровень квалификации педагогических работников. Необходимо проследить динамику профессионального роста педагогов

Анализ качественного и количественного состава позволяет администрации рационально расставить педагогические кадры, направить на курсы, рекомендовать заочное обучение, сделать выводы о причинах сменяемости или текучести кадров.

Для примера можно предложить данные таблицы и схемы

Анализ качественного и количественного состава педагогических работников детского сада ____________ за ___________учебный год.

Аттестация

Должность

Количество

________ учебный год

Высшая кат.

1 категория

2 категория

Без категории

1.

Заведующий детским садом






2

Старший воспитатель






3

Воспитатели






4.

Музыкальный руководитель






5.

Педагог-психолог






6.

Учитель-логопед






7.

Инструктор физ.воспитанием






8.

Всего (кол-во)






9.

Всего (%)








Итоги аттестации педагогических работников за __________учебный год

по детскому саду _____________

Должность

Всего подано заявлений

Аттестовано на (дата).

Не аттестовано

Отказано

всего

Высшая категория

1 категория

2 категория

Педагогические работники







-

Итого







-



Анализ качественного и количественного состава педагогических работников детского сада ___________за __________учебный год.

Образовательный уровень.

Должность

Количество

_________ учебный год

Высшее образование

Средне - специальное

Обучаются в вузе

Заведующий ДОУ





Старший воспитатель





Воспитатели





Музыкальный руководитель





Педагог – психолог





Учитель – логопед





Инструктор физ.воспитанием





Всего (кол-во)





Всего (%)







В конце каждого раздела проводится сравнительный анализ за 3 года











Анализ прохождения курсов повышения квалификации (КПК) педагогами ДОУ за период ___________ учебный год.

Отметить сколько педагогов прошли КПК в данном учебном году.

Сравнительный анализ прохождения курсов повышения квалификации (КПК) педагогами ДОУ за период __________ учебные годы

Если сравнивать периоды ______________ учебные годы, то имеют место следующие показатели:

Учебный год

Количество педагогов, имеющих КПК

Количество педагогов, не прошедших КПК









  1. Анализ заболеваемости детей

Вид заболеваемости

___________ учебный год

1.

Общая заболеваемость

д\дней

2

Средняя заболеваемость

д\дня

3

Заболеваемость на одного ребенка

д\дней

В конце каждого раздела проводится сравнительный анализ за 3 года

Анализ совместной работы детского сада __________ и школы №

за _________ учебный год.

Количество запланированных мероприятий

Количество проведенных мероприятий

Количество непроведенных мероприятий

Причины невыполнения

1.

С детьми

С педагогами

С родителями



2

Всего










  1. АНАЛИЗ

по выпуску детей детского сада _____________ в школу

за период ________ учебный год

Возрастная группа

Кол-во выпускников

Лицей, гимназия

Массовая школа

1.

подготовительная группа №1




2.

подготовительная группа №2




ИТОГО:




В конце каждого раздела проводится сравнительный анализ за 3 года

  1. Анализ кружковой работы за _______ учебный год

  2. Анализ участия детей в конкурсах

  3. Анализ работы с одаренными детьми

Работа с педагогами

(мероприятия)

Кол-во одаренных детей

Результаты работы с одаренными детьми



10. Результаты участия педагогов в профессиональных конкурсах

(республиканских, городских) ________ учебного года

Название

Место проведения

Ф.И.О. педагога

Результат



11. Анализ работы c родителями детей детского сада «Аленушка»

за _______ учебный год.

Мероприятия с родителями

Кол-во

Итог



12. Анализ движения детей логопедических групп за учебный год (если есть)

























Консультация для старших воспитателей









Провела:

Старший воспитатель МДОБУ

детский сад «Алёнушка»

Лизунова Л.Н.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Педагогический анализ годового плана как функция старшего воспитателя

Автор: Лизунова Людмила Николаевна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства