Памятка для родителей « Ребёнок 4 – 5 лет» Источник расширения кругозора ребёнка, развитие его представлений о мире – наблюдения.
Памятка для родителей « Ребёнок 4 – 5 лет» Источник расширения кругозора ребёнка, развитие его представлений о мире – наблюдения.
Важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с ребёнком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей « Ребёнок 4 – 5 лет» Источник расширения кругозора ребёнка, развитие его представлений о мире – наблюдения.»
Памятка для родителей
« Ребёнок 4 – 5 лет»
Источник расширения кругозора ребёнка, развитие его представлений
о мире – наблюдения.
Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с ребёнком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.
С четырёх лет кругозор ребёнка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных передач, видеофильмов ребёнок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустынях, о других странах и людях, которые в них живут, ит.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «почему»? Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего, причинно – следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребёнка, не пускайтесь в пространственные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя понятия статического электричества. Но объяснение всего должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.
Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырёхлетний малыш стоит на диване и поочерёдно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задаёт вопрос: «Так это что, всё будет вниз падать, если его отпустить?»
Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.
Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь «для себя», так называемое приборматывание по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, ещё сохраняется. Это помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребёнок четырёх лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию - поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи – воспроизводит опыт ребёнка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребёнка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчётливо выделены хорошие и плохие действующие лица.
Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их расположение как можно больше разнообразной одежды: печатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляет себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребёнок не так просто и резко утомляется, становится, психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырёхлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребёнка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно ест, хотя это обстоятельство не имеет отношения к её возможностям как игрового партнёра.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка, а не ему самому и только с глазу на глаз, а не при всех.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья – те, с кем у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;
сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети;
характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь, есть суп. А я тебя буду ругать!»;
недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свой сюжет.
Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.
Четырёхлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В тёплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребёнка за счёт посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если это возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, в парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.
К пяти годам многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребёнка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые, неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребёнка, а на его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, пожадничал, он дожжен сам, понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.