Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с пословицами и поговорками»
Прогрессивные педагоги (Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.
Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др.
Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами.
На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки», «Год кончается, год начинается», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.
Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».
Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.
Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.
Кроме того, А.П. Илькова систематизировала пословицы в виде следующих групп:
тематические, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями;
художественные пословицы в стихотворной и прозаической форме;
логико-тематические изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта;
инокультурные пословицы, разных языковых культур.
Исследователи делают вывод о том, что пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.
Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь. Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.
Поэтому для преодоления имеющихся проблем в развитии детей целесообразно использование в работе пословицы и поговорки, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка, развития мышления и других психических процессов.
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а ещё шире - в формировании общих художественно-творческих способностей детей. Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи. Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности. Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых. Эмоциональность ребёнка создаёт предпосылки и возможности для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребёнка способами выражения в слове определённого художественного содержания. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей детей ориентироваться в этой информации.
Рекомендации:
1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.
2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями. Например:
«И готово, да бестолково» (бестолково – непонятно, по-глупому, неумно) «У стряпухи Дарьи целый день аварии» (стряпуха – простореч.- женщина, занимающаяся стрепнёй, кухарка; стряпня – устар., разг. кушанье)
«Не всякий столб -околица, не всякая речь -пословица» (околица - изгородь
вокруг села; пословица – краткое народное изречение)
3.Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности.
Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов.
4.Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа. 5.Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:
-Во время умывания, одевания: «Поспешишь-людей насмешишь»;
«Семеро одного не ждут»
«Каков мастер – такова и работа»
«Тяп-ляп не выйдет корабль»
Алгоритм работы с пословицей
Моделирование ситуации. Воспитатель вводит детей в ситуацию поговорки, пословицы, фразеологического оборота.
Объяснение непонятных слов, образных выражений. Объяснение смысла пословицы, поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети).
Придумывание небольшого рассказа, сказки раскрывающей смысл пословицы или поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети).
Создание рисунка к пословице или поговорке (сначала дети обговаривают содержание рисунка вместе с педагогом, в последующем дети делают это самостоятельно.
Рассматривание рисунков, их обсуждение.
Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.
Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».
Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. («Пословица недаром … молвится». «Без дела жить – только … небо коптить».)
Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде. («Родная земля и в горести мила», «Родина мать умей за неё постоять»)
Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Изобрази пословицу пантомимой. Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.
Нарисуй пословицу. Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.
Изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.
Найди лишнюю пословицу.
Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:
Картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.
Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».
Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц. («Где храбрость и отвага – до победы два шага»; «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»; «Человек без друзей – что солнце без лучей»; «Работай смелее – будешь жить веселее».
Литература
1. Алексеева В.И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учебник / М.М Алексеева, М.М., Яшина, - М.: ВЛАДОС, 1997. – 284с. 2. Бородич А.М. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учебник / А.М.Бородич. – М.: ВЛАДОС, 1984.- 165с. 3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]: учеб.- метод.пособие / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288с. 4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.- метод.пособие / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.