Просмотр содержимого документа
«Особенности образовательной деятельности и разных видов культурных практик (семинар-практикум)»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема: «Особенности образовательной деятельности
и разных видов культурных практик»
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Уточнить знания педагогов о разных видах культурных практик в дошкольной образовательной организации.
2. Выявить умения проектировать образовательный процесс в группе, сочетая разные виды культурных практик.
3. Определить специфику реализации образовательной деятельности и разных видов культурных практик в конкретной возрастной группе в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО).
Методический продукт: циклограмма культурных практик по всем возрастным группам
План
№ п/п
Вопросы
Формы работы
Методический продукт
1
Терминологический словарь
Ответы по цепочке
Памятка педагогам
2
Нормативная основа рассматриваемого вопроса
Сообщение
Шпаргалки педагога
3
Примеры культурных практик в дошкольном образовании
Обсуждение
Картотека «Культурные практики в ДОО»
4
Традиции программы как пример культурных практик
Обмен опытом
Копилка педагогов
5
Особенности образовательной деятельности и разных видов культурных практик
Работа в группах
Циклограмма культурных практик по группам
Подготовка к семинару-практикуму:
Где прочитать?
Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика, 2015 № 5. М..: Эдисон-Пресс, С.38-47.
Что посмотреть?
Презентации в методическом кабинете:
Обучающая презентация № 1 "Культурные практики" (из курса внутрикорпоративного обучения). Автор О.В. Солнцева
Презентация «Виды культурных практик».
Таблица для заполнения:
День недели
Утренний отрезок времени
Прогулка
Вторая половина дня
Особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик
Нормативная основа:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
В ФГОС ДО п.2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…»
Культурные практики
Воспитание растущего человека связано с освоением им культуры как квинтэссенции общечеловеческого опыта. Вызовы нового времени, потребности современного общества, прогнозы футурологов актуализируют изучение широкого круга культурологических проблем образования. В последние десятилетия созданы научные концепции, проведены диссертационные исследования, разработаны программно-методические комплекты культурологической направленности (в том числе культуросообразного воспитания, мультикультурного и этнокультурного образования). Вместе с тем все более острой становится следующая проблема: как расширить взгляд педагогов на культуру, помочь увидеть в ней суть всего образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного?
Культурология образования позволяет проектировать образовательную деятельность и прогнозировать ее основной результат — готовность ребенка к саморазвитию — из целей самой культуросообразной педагогики (поскольку нет целей образования вне самого образования) и предлагает идею организации всех уровней образования на основе культурных практик ребенка (Н.Б. Крылова [3]).
Что это?
Термин «культурные практики» ребенка интерпретируется и широко используется в работах Н.Б. Крыловой. она считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.
Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы. Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу. Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ, идея или решение проблемы «не подходят», старается подвести его к тому, чтобы он сам в этом убедился.
Принципиально важно при организации образовательного процесса опираться на личностные мотивы (стремление к общению, к самореализации и самоутверждению, получению удовлетворения от процесса и результата деятельности), эмоциональную сферу и познавательный интерес детей.
Никакая деятельность не должна навязываться детям, они должны видеть (понимать и принимать) свою («детскую») цель в любой деятельности.
Культурные практики:
Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п.
Какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников?
Как известно, передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями:
1. Через наблюдение за старшими (взрослыми, являющимися носителями культурных образцов).
2. Через непосредственное включение в их деятельность.
3. Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности.
Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).
Шпаргалка для педагога:
Культурные практики – этоситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».
Нормативная основа: ФГОС ДО ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
В ФГОС ДО п.2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…»