Просмотр содержимого документа
«Организованная образовательная деятельность в группе среднего дошкольного возраста«Волшебство осени»»
Изобразительная деятельность с элементами экспериментирования как средство развития творческих способностей детей
Организованная образовательная деятельность в группе среднего дошкольного возраста «Волшебство осени»
Цель:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования « по-мокрому» (создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность рисования на мокром листе бумаги).
Продолжать формировать технические умения и навыки рисования гуашью (правильно держать кисточку, прополаскивать ее в воде, набирать необходимое количество краски на кисть).
Закреплять знания у детей цветов (желтого, красного, зеленого).
Развивающие задачи:
1. Развивать экспериментальную деятельность, любознательность детей.
2. Развивать речь детей.
3. Развивать творческие способности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к ярким и красочным явлениям природы.
Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке (листопад), рассматривание иллюстраций с изображением осени, листопада, беседы, игры с осенними листьями, участие в празднике осени, чтение и заучивание стихотворений об осени.
Материал и оборудование: музыка осеннего леса, «волшебная кисточка», бумажная дорожка с нарисованными на ней осенними листочками, вокруг которых сильно натерто парафиновой свечой, корзинка, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, кисти № 6, поролоновая губка, баночка для смачивания губки, салфетки, вода в банках (на каждого ребенка), трехцветный лист клена (для показа), игрушка Белочка, корзинка с яблоками, костюм для воспитателя «Осень».
Методические приемы:
1. Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
2. Показ и объяснения воспитателя.
3. Наблюдение за работой детей.
4. Помощь детям по необходимости.
5. Анализ работы воспитателем и детьми.
Ход занятия:
Под музыкальное сопровождение в группу входит воспитатель в костюме Осени. Осень (воспитатель): Здравствуйте, дети, вы меня узнали? (Ответы детей) Да, это я Волшебница Осень в гости к вам пришла. А что изменилось в природе с приходом осени? Ответы детей (Листья на деревьях стали разноцветными, стало холодно, идет дождь, птицы улетают в теплые края).
Я пришла к вам в гости не с пустыми руками (воспитатель показывает корзинку детям). Хотите узнать, что у меня в корзинке? Подходите, посмотрите. (Ответы детей: краска). А какого цвета? (Красная, желтая, зеленая). Да, у меня в корзинке волшебные краски, которыми я раскрашиваю осенние листочки. Я взмахиваю своей волшебной кисточкой, и листочки на деревьях меняют свой цвет. Осень (воспитатель) взмахивает «волшебной палочкой» и белый бумажный листок (перевернуть) становится трехцветным. Дети, а как называется явление, когда с деревьев летят разноцветные листья и падают на землю (Листопад).
А, вы хотите превратиться в осенние листочки? (Ответы детей)
Осень (воспитатель) предлагает поиграть. Читает стихотворение, дети повторяют за воспитателем движения.
Листопад, листопад, Листья желтые летят, (Дети с листочками бегут за воспитателем по кругу) Листья желтые летят, Словно зонтики кружат, (Кружатся с листочками)
Ветер дунул: раз-два-три, Оторвались от земли, И взлетели высоко, Но до неба далеко. (Подняли ручки с листочками вверх и покружились) Покружили и опять На землю опустились спать. (Присели и опустили листочки на пол)
Ветер дунул – полетим
Мы туда, куда хотим. (Дети поднимаются и садятся на стулья)
Пока дети с воспитателем играли, на белой бумажной дорожке, появилась Белочка.
Осень (воспитатель): Дети, пока мы с вами играли кто - то к нам пришел. Кто это ребята? (Ответы детей: Белочка).
Осень (воспитатель): Ребята, Белочка просит помощи. Она заблудилась и не может найти дорогу домой. Когда она уходила из дома за яблоками, на дорожке лежали красные, желтые, зеленые листочки. Налетел ветер, и листочки куда-то улетели. Мы поможем Белочке найти дорогу домой? Ответы детей.
Осень (воспитатель): Для этого нам надо нарисовать листочки на дорожке, и Белочка пойдет по этой дороге домой. Дети, предлагаю сесть за столы. Осень (воспитатель) показывает один листочек и описывает его окраску вместе с детьми. «Этот листочек желтого цвета, но один уголок у него… (красного цвета), а другой… (зеленого). Я, Осень настоящая волшебница и художница, не поскупилась на краски. А вы хотите стать волшебниками, и оживить листочки? (Ответы детей). Чтобы они оживили, их надо раскрасить. Но, хочу вас предупредить, что сегодня, краски будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться и смешиваться. Вам интересно почему? (Ответы детей) А все потому, что рисовать мы будем по «мокрому листу».
Осень (воспитатель): Показ. Посмотрите, как я буду раскрашивать листочек. Беру листочек и быстро смачиваю его чистой водой с помощью губки, до тех пор, пока он не станет совсем мокрым. Попробуйте! Дети смачивают листочек водой. Осень (воспитатель): Затем мою кисточку, сушу её о салфетку, набираю немного желтой краски, и слегка касаюсь кисточкой листочка. Дети рисуют, воспитатель наблюдает за рисованием, при затруднении оказывает индивидуальную помощь. Проводится физкультминутка «Листопад» (дети повторяют движения за Осенью в соответствии с текстом стихотворения).
Листопад, листопад, Листья падают, летят. Листья жёлтые кружатся, И на землю все ложатся. (Е. Пименова)
Осень (воспитатель): Теперь ополаскиваем кисточку, сушим её о салфетку и набираем на нее совсем немного красной краски, и снова слегка касаемся листочка кончиком кисточки. Краска ложиться красиво, образуя волшебные переливы. Вам нравится? (Ответы детей). Снова ополаскиваем кисточку и набираем на нее зеленую краску. Ее надо набрать совсем немного, ведь зеленой краски на осенних листочках почти нет. Наносим зеленую краску где-нибудь на краю листочка. Дети экспериментируют с цветом. Воспитатель помогает детям по необходимости, комментирует полученные у каждого ребенка интересные сочетания.
Осень (воспитатель): Молодцы, дети! Вот сколько листьев на дорожке. Белочка смело может идти домой по этой дороге. Но, Белочка говорит, что ей очень понравилось у вас, и она хочет ещё ненадолго остаться. И я предлагаю вам немного поиграть.
Осень (воспитатель): проводит игру «Осенний хоровод листьев» Дети кружатся с листочками в руках, имитируя падающие с дерева листья. По сигналу воспитателя все листочки собираются в «осенний букет». Движения повторяются несколько раз. Дети возвращаются на свои места.
Осень (воспитатель): Кто к нам сегодня приходил в гости? Ответы детей. Дети, мы с вами сделали сегодня хорошее дело. Все вместе помогли Белочке. Всегда надо помогать тем, кто нуждается в помощи. Дети, что мы с вами сегодня делали? Что мы сегодня рисовали? А как мы рисовали? Что нового, необычного вы сегодня узнали? Как вела себя сегодня краска? Воспитатель предлагает детям вспомнить этапы рисования, дожидаясь ответов детей: сначала мы мочили листочек…(чистой водой), затем набирали на кисточку…(немного) желтой краски и касались листочка в нескольких местах и т.д. Краска растекалась и смешивалась между собой. Какие получились листья? Молодцы, ребята, вы сегодня постарались. Белочка вам говорит спасибо и угощает яблоками. А мне возвращаться пора. До свидания, друзья!