kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях пандемии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается необходимость разработки и внедрения разнообразных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями, исключающими личные контакты с педагогом и родителями между собой. Представлен опыт работы учителя-логопеда в условиях пандемии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях пандемии»


ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

САТТАРОВА Е.В.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ «ДЕТСТВО» «ЦРР» Г. КАЛУГИ

НСП «КОРАБЛИК»


Аннотация. В статье рассматривается необходимость разработки и внедрения разнообразных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями, исключающими личные контакты с педагогом и родителями между собой. Представлен опыт работы учителя-логопеда в условиях пандемии.

Ключевые слова: логопедическая работ, взаимодействие с родителями, формы взаимодействия.


ORGANIZATION OF INTERACTION OF A SPEECH THERAPIST TEACHER WITH PARENTS IN A PANDEMIC

SATTAROVA E.V.

TEACHER-SPEECH THERAPIST MBDOU "CHILDHOOD" "CRR" KALUGA

NSP "KORABLIK"


Annotation. The article considers the need to develop and implement various forms of interaction between a speech therapist teacher and parents, excluding personal contacts with the teacher and parents among themselves. The experience of a speech therapist teacher in a pandemic is presented.

Keywords: speech therapy work, interaction with parents, forms of interaction.


Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Однако сегодня самую многочисленную группу – 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

При этом надо отметить, что эффективность работы по коррекции речевых нарушений дошкольников можно обеспечить только при активных скоординированных действиях всех взрослых участников педагогического процесса – и педагогов и родителей воспитанников.

Работа над проблемой организации взаимодействия логопеда с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. И особенно эта проблема обострилась в период пандемии, когда необходимо было соблюдать требования противодействия распространению короновируса, исключающие возможность личных встреч педагога и родителей, проведения массовых собраний и консультаций.

Специалисты логопедического профиля, работающие с детьми с речевыми нарушениями, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий моих подопечных – детей с речевыми нарушениями, сведет мои усилия на нет.  Новые системы жизни поставили меня – учителя-логопеда, в такие условия, в которых я должна осваивать новые, дистанционные, формы взаимодействия с родителями.

Анализ литературы [1; 4; 5] и мой собственный опыт позволили прийти к заключению, что и логопед, и родители для продуктивного общения в онлайн-режиме должны располагать таким основным оборудованием: персональный компьютер (ПК) или ноутбук под управлением ОС Windows 7 и выше, телефон или планшет с устойчивым доступом к сети Интернет. В своей работе для организации синхронного и асинхронного взаимодействия с родителями логопеды нашего ДОУ использовали различные мобильные приложения (Viber, Facebook, WhatsApp, Telegram, ICQ), социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram), популярные платформы с функцией качественной видеосвязи Zoom и Skype, сайт ДОУ.

На базе мессенждера логопед может создать чат и пригласить в него всех родителей. Это обеспечит общение в режиме реального времени, позволит экономить время на информирование родителей, даст возможность быстро получать обратную связь, обмениваться фото- и видеоматериалами, размешать творческие работы, консультировать родителей, делиться полезными ссылками. Родители могут задать в чате интересующие вопросы.

Логопед в данном случае может использовать форму интерактивного взаимодействия с родителями путем создания группы в популярных социальных сетях, например, «ВКонтакте» или «Одноклассники». Наличие группы в социальной сети позволит популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения, сообщество могут посещать не только родители воспитанников детского сада, но и другие пользователи сети Интернет. В группе можно размещать специальную литературу по развитию речи, выставлять важную информацию, делать пособия, памятки, буклеты, например, «Говорим правильно» «Советы логопеда»; прикреплять образцы выполненных заданий. Знакомиться с новой информацией группы родители смогут в любое удобное время, никого не беспокоя.

Более подробно остановлюсь на описании форм взаимодействия с родителями в условиях пандемии. В этой работе использовались как традиционные, так и инновационные средства взаимодействия.

Среди традиционных средств я использовала общие родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Однако я старалась организовать их в форме «круглого стола», «мастер-класса» или «логопедической гостиной». Основной целью родительских собрания я считаю создание доверительной и положительной атмосферы, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Регулярно проводились групповые и индивидуальные консультации и беседы.

Также активно использовались традиционные наглядно-информационные средства взаимодействия: буклеты, специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»; информационные стенды; тематические выставки книг; пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Я организовала родительское сообщество в социальной сети «В Контакте». Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОО. Данная форма общения позволила активно использовать онлайн-консультации.

На сайте ДОУ и на своём личном сайте я размещаю различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам, проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

«Родительская почта» позволяет мне осуществлять обратную связь с родителями. Данный вид работы организован как в виртуальной форме, так и материальной (почтовые ящики установлены на каждой группе). Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

По моей инициативе был организован клуб для родителей «Логопедическая гостиная». Данная форма взаимодействия позволила мне решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом они в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса. Заседания клуба проводятся раз в два месяца.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для меня, как для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы, на мой взгляд, наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает, что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь я могу оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, я имею возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность моей работы.

Домашняя игротека. Она знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих коррекции, развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку».

Копилка методических рекомендаций. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть, чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Эти две формы работы организованы как в форме буклетов, так и в электронном виде. В буклетах собраны материалы по всем видам коррекционной речевой работы, а в электронном виде они разделены на определенные виды речевых нарушений, и родители могут посмотреть в своем компьютере именно те занятия и игры, которые способствуют развитию речи именно их ребенка. Такая организация также способствует индивидуализации работы с каждой семьей.

Семинары-практикумы и мастер-классы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, апробировать на себе некоторые виды пособий, которые я использую на занятиях. Как правило, такие мероприятия имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы. Они позволяют родителям обучаться новому, становиться на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Проектная деятельность. Совместные проекты позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвовали в создании книг сказок о весёлом язычке, создавали иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Совместные детско-родительские досуги коррекционной речевой направленности. В течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют приобретенные знания, умения и навыки. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий. При введении самоизоляции и карантинных мероприятий досуги проводились в онлайн режиме.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса. Для организации успешного сотрудничества логопеда с родителями в дистанционном формате существует огромное количество ресурсов: сайты, платформы, приложения, мессенджеры. Главное – наличие гаджета с возможностью устойчивого подключения к сети Интернет. Современные, интерактивные формы общения логопеда с родителями могут стать не менее эффективными и продуктивными, чем традиционные в режиме offline. Обмен информацией через Интернет-ресурсы должен позволить привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, помочь им осознать роль семьи в обучении и воспитании ребенка, повысить их педагогическую компетентность и способствовать установлению между педагогами и родителями доверительных отношений.


Список использованной литературы

  1. Авдеева, С. М. О подходах к оценке ИКТ компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог» / С.М. Авдеева, Н.В. Никуличева, С.С. Хапаева, О.И. Заичкина. – Текст: электронный // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 40-49. – URL: https://psyjournals.ru/files/84749/pno_2016_n4_avdeeva.pdf (дата обращения: 04.10.2021)

  2. Бабина, Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе / Е.С. Бабина, С.П. Воронина, С.В. Леонова. [сайт]. – URL: http://logoped-sfera.ru/partnerstvo-dou-i-semii-v-logopedicheskoi-rabote. (дата обращения: 05.10.2021). – Текст: электронный

  3. Вакуленко, Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: методическое пособие / Л.С. Вакуленко и др.; под ред. Л.С. Вакуленко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 153 с. – ISBN 978-5-89814-730-3. – Текст непосредственный

  4. Никуличева, Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие / Н.В. Никуличева. – Москва: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с. – ISBN 978-5-85630-149-5. – Текст непосредственный

  5. Никуличева, Н.В. Использование элементов дистанционного обучения в дошкольном образовании / Н.В. Никуличева. – Текст: электронный // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) – М.: ИИУ МГОУ, 2016. С. 30-32. – URL: http://никуличева.рф/wordpress/wp-content/uploads/2016/04 (дата обращения: 04.10.2021)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях пандемии

Автор: Саттарова Елена Владимировна

Дата: 27.04.2022

Номер свидетельства: 605874


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства