kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация взаимодействия с родителями в процессе познавательной, эмоциональной и волевой сферы дошкольников с ОВЗ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше ДОУ оказывает поддержку  семьям, которая выражается в квалифицированной консультативной помощи всех специалистов, психолого-педагогической поддержке, в повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования детей с ОВЗ, охраны и укрепления их здоровья.

Психолого-педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ проходит поэтапно. Для педагогов  ДОУ не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребенка в процессе коррекции. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закрепленная законодательством Российской Федерации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация взаимодействия с родителями в процессе познавательной, эмоциональной и волевой сферы дошкольников с ОВЗ».»

Тема: «Организация взаимодействия с родителями в процессе познавательной, эмоциональной и волевой сферы дошкольников с ОВЗ».

Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.

По данным физиолого-гигиенического мониторинга Российской академии образования ежегодно увеличивается число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Ребенок с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16). 

Коллектив нашего детского сада оказывает поддержку таким семьям, которая выражается в квалифицированной консультативной помощи всех специалистов, психолого-педагогической поддержке, в повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования детей с ОВЗ, охраны и укрепления их здоровья.

Психолого-педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ проходит поэтапно.

Первичная диагностика ребёнка и его семьи.

На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. Важно создать доверительные отношения, заинтересовать родителей в участии процесса развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.

Далее психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) на основе диагноза и диагностических данных специалистов составляет программу индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут с которым знакомят родителей.

Составление плана взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ.

Для педагогов нашего ДОУ не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребенка в процессе коррекции. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закрепленная законодательством Российской Федерации.

Бывает так, что родители ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам и т. д. Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы ограниченных возможностей здоровья ребенка, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом и другие причины. Но в итоге, то самое необходимое взаимодействие специалиста с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует, что, в свою очередь, негативно сказывается на результативности коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.

Таким образом, даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, поддерживаем с ними связь, организовываем совместную работу. Для этого разработано множество методов, приемов, форм работы. Условно их можно разделить на традиционные (индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, тренинги и т. д.) и нестандартные формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.

Непосредственная работа с родителями. Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.

В неё входят различные формы сотрудничества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Наряду с традиционными формами: беседы, консультации, родительские собрания, буклеты целью которых является информирование родителей об этапах и закономерностях развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, используем и нетрадиционные формы работы.

1.Семейные проекты, клубы, круглые столы по исследованию и продвижению семейных традиций позволяют родителям эффективно взаимодействовать с ребёнком, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки».

2.Участие в мастер-классах, совместных праздниках, развлечениях, флеш-мобах, акциях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Часто родители, одушевленные увиденным и услышанным, получив практические умения, самостоятельно в дальнейшем могут организовать выставки в детском саду, выпускать стенгазеты и делится своими знаниями через сайт детского сада.

3.Переписка с родителями педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или ЧЕРЕЗ электронную почту. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

4.Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

5. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в ДОУ, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

6.Может даже быть предоставлено домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

7. Тематические консультации могут проводиться даже в режиме он-лайн, используя Скайп.

8. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

Так же….Хотелось бы чуть подробнее рассказать еще о нестандартных формах взаимодействия - «Почту доверия».

Итак, Нестандартная форма работы с родителями детей с ОВЗ – «почта доверия» (один из видов «Родительской почты»).

Итак, «почта доверия» - данная форма взаимодействия с родителями может быть реализована с помощью электронной почты в сети Internet. Преимущество «Почты доверия» заключается в возможности анонимно задать свои вопросы специалисту и получить на них ответы. Также данная форма работы очень удобна для родителей тем, что обратиться к специалисту можно в любое свободное время, а также тем, что советы и рекомендации можно всегда держать перед глазами. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.

В нашем дошкольном учреждении есть «Почта доверия» в виде почтового ящика, родители могут изложить проблему или интересующий вопрос в письменном виде и опустить в почтовый ящик. И таким же образом получить ответ на заданный вопрос. Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. 

Итак, далее - новая  форма работы с семьей, которая может быть использована в работе педагога-психолога и других специалистов ДОУ – это видеокоррекция, с использованием видеозаписи домашнего занятия.

Целью ее является выявление негативных моментов взаимодействия родителей и ребенка (запись домашнего занятия, а также с целью демонстрации эффективных методов взаимодействия с ребенком (запись занятия с педагогом) для оптимизации процесса коррекции.

Конечно же, прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить определённый контакт с родителями. Поэтому можно выделить 3 этапа видеокоррекции:

1 этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений (данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия«открытые» и совместные занятия).

2 этап - совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком (в процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия специалист акцентирует внимание на ошибках и негативных моментах их взаимодействия, объясняет, в чём заключаются ошибки в организации процесса совместной деятельности, выявляет неэффективные методы взаимодействия, способы мотивации и стимулирования ребенка. Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, и в результате позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе взаимодействия родителей с ребенком, дает возможность пошагового обсуждения и корректирования форм взаимодействия внутри семьи).

3 этап- демонстрация образца правильного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе обучения, посредством просмотра видео занятия дефектолога с данным ребенком (В процессе просмотра видеозаписи занятия дефектолога с ребенком наглядно демонстрируется образец правильного взаимодействия: оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком, адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы).

По итогам просмотренного занятия педагог-психолог или другой специалист ДОУ составляет рекомендации для родителей по оптимизации процесса взаимодействия и домашнего обучения ребенка.

Об эффективности работы с родителями детей с ОВЗ проводимой в дошкольном учреждении свидетельствуют:

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы родителей возникающими в ходе встреч ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся личности ребенка, его особенностей;

- повышение их активности в проведении совместных мероприятий.

Совместная деятельность, построенная таким образом, помогает родителям выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
Источники:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155)

3. Партнерство дошкольной организации и семьи/ Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.

4. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е.А., Максименко О.В. – М.: ВЛАДОС, 2008.

5. Работа с родителями: пособие для педагога ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с. : ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования). – ISBN 978-5-09-032968-2.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кирьянова Наталия Валентиновна

Дата: 28.06.2018

Номер свидетельства: 474557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства