«Организация семейного досуга с ребенком-дошкольником»
«Организация семейного досуга с ребенком-дошкольником»
Цель: познакомить родителей с нестандартными формами организации семейного досуга с ребенком.
Задачи:
1. Дать родителям знания о значении художественной литературы, ее роли в жизни ребенка.
2. Предложить родителям нестандартные формы организации семейного досуга с детьми на основе произведений художественной литературы.
3. Организовать совместную деятельность родителей и детей по освоению некоторых видов организации семейного досуга с использованием произведений художественной литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация семейного досуга с ребенком-дошкольником»»
Мастер-класс для родителей
«Организация семейного досуга с ребенком-дошкольником»
Мастер-класс для родителей «Организация семейного досуга с ребенком-дошкольником»
Цель: познакомить родителей с нестандартными формами организации семейного досуга с ребенком.
Задачи:
1. Дать родителям знания о значении художественной литературы, ее роли в жизни ребенка.
2. Предложить родителям нестандартные формы организации семейного досуга с детьми на основе произведений художественной литературы.
3. Организовать совместную деятельность родителей и детей по освоению некоторых видов организации семейного досуга с использованием произведений художественной литературы.
Проходит час. Мама смотрит телевизор. Дочка подходит с книжкой
- Мамочка, ну почитай мне, пожалуйста.
- Подожди. Сейчас я отдохну, а потом почитаю. Займись пока чем-нибудь.
Девочка, в ожидании усаживается рядом и начинает рассматривать иллюстрации в книге.
Проходит время. Мама:
- Иди умывайся и ложись, а я приду и мы с тобой почитаем.
Дочка послушно и быстро все выполняет. Раздается телефонный звонок. Мама разговаривает с подругой. Дочка:
- Мама, ты идешь?
- Ты, что не слышишь, что я разговариваю…
Ребенок засыпает в обнимку с книгой.
II. Папа смотрит космический блокбастер. Сын подходит пожелать спокойной ночи и невольно засматривается:
- Пап, а почему эти камни летают и не падают?
- Они не могут упасть – они в космосе.
- А нам о нем в саду рассказывали. Там планеты разные…
- Сейчас тебе пора спать. А о космосе мы поговорим с тобой завтра…
На следующий день. Мама забирает ребенка из сада.
- Мама, а мы сейчас домой?
- Нет.
- У-у-у… А папа уже дома?
- Его дома нет, но он нас с тобой ждет.
- Где?
- А это сюрприз. Потерпи немножко и узнаешь.
Все встречаются возле книжного магазина.
- Сынок, ты хотел узнать о космосе, и нам с мамой тоже стало интересно, и мы решили купить книгу, из которой все-все узнаем…
Педагог: уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Эти маленькие инсценировки открывают нашу встречу, тема которой – «Организация досуга с ребенком».
Давайте сейчас вместе вернемся к увиденному. Знакомые ситуации и я думаю, вы согласитесь, что в жизни случаются обе, но вопрос в том, какая из них принесет большую пользу и ребенку, и родителям. Проанализируйте, пожалуйста, и выскажите свое мнение (Родители высказывают свои мнения)
Педагог: да, уважаемые родители, во многом вы правы. И очень грустно бывает, когда слышишь из уст ребенка : «а мне дома учиться нечему – мы или просто так сидим или в гости к маминой подруге пойдем…» О чем же мы взрослые за ежедневной суетой иногда забываем?
Семейное воспитание выделяется некоторыми особенностями – оно строится на любви, симпатии, привязанности, уважении, направленности на своего ребенка. Ученые называют эту особенность эмоциональным фактором воспитания. Дети постоянно ощущают любовь близкого, растут под знаком доверия к нему. Общение с родителями и их серьезное отношение к его внутреннему миру и потребностям необходимы ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции.
По своей природе дети активны. Они любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки. Ребенку не только необходимо отвести место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль.
Уважайте стремление малыша познать окружающее, не оставляйте без внимания его вопросы.
Сейчас родителей интересует проблема подготовки к школе. Важно помнить, что здесь главное – всестороннее развитие, а не умение читать, писать, считать. И здесь не лишним будет знать, что самое ранее всестороннее развитие начинается с произведений художественной литературы.
Художественная литература и фольклор является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Произведения художественной литературы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы. Детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенкудействительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления, развивая воображение ребенка – следуя за течением рассказа, сказки оно одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л. Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А. С. Пушкина, образный язык маленьких описаний К. Д. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Ми-халкова, Остера. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях художественной литературы и фольклорного жанра.
Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми формами организации семейного досуга с детьми с использованием произведений художественной литературы. Представляем вашему вниманию 4 блока:
1 блок – «Читальный зал»
Цель: открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге.
Формы деятельности:
- чтение художественных произведений;
- заучивание стихотворений и произведений фольклора;
- знакомство с детской познавательной литературой;
- рассматривание иллюстраций;
- прослушивание аудиокниг;
- рассказывание художественных произведений.
Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в дальнейшем.
2 блок – «Мультландия»
Цель: способствовать накоплению и обогащению детского художественного опыта, развивать внимание, память, мышление, воображение.
Формы деятельности:
- просмотр мультфильмов и их обсуждение;
- просмотр и обсуждение детских познавательных передач.
Чтобы просмотр мультфильмов не был пустым времяпрепровождением, взрослым необходимо научиться «обсуждать» их с детьми используя игровые задания, направленные на развитие основных психических функций (внимание, память, воображение, мышление, речь).
Игры на материале произведений медиакультуры могут быть самыми разнообразными и по форме, и по характеру.
Можно, к примеру, после просмотра мультфильма обратить внимание ребнка на звуки, голоса, предметы, эмоциональное состояние персонажей, изменения, которые происходят одновременно со сменой кадров.
Игра «Что за чем» направлена на развитие умений интерпретировать смысловое содержание экранного медиатекста. Здесь можно использовать заранее заготовленные иллюстрации к тому или иному фильму.
«Опиши героя фильма» – игровое задание, развивающее творческое воображение, мышление и речь ребенка. Можно предложить ему подобрать соответствующие эпитеты, которые больше всего подходят герою. Например, умный, добрый, глупый, весёлый, хвастливый, жадный, смешной и т. д. Далее попросить рассказать о тех поступках главных героев, которые ему понравились, и тех, которые не понравились, объяснив свой выбор.
Игровое задание «Рисуем сказку» осуществляется с целью помочь детям понять смысловое содержание просмотренного фильма-сказки.
«Что я нового узнал (увидел?» – игровое задание, развивающее наблюдательность, внимание и медиавосприятие.
Важно, чтобы замысел каждого конкретного игрового задания отвечал интересам и возрастным возможностям ребенка, способствовал получению новых знаний, активизации познавательной активности и развитию творческого потенциала.
3 блок – «Зазеркалье»
Цель: развитие творческой активности, непроизвольного запоминания, овладение выражениями родного языка, его звучанием, гармонией, словами и формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием, артистичности (жесты, мимика, пантомимика).
Формы деятельности:
- игры-драматизации детских сказок (отрывков);
- чтение по ролям стихотворений;
- сочинение сказок, рассказов, стихотворений.
Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. А так как ребёнку свойственно выражать свои непосредственные чувства, а не чужие, то и жест, мимика, и интонация будут выражать движения детской души. Запоминая содержание сказки, ребёнок обогащает свою память, вырабатывает уменье действовать согласно замыслу. В играх-драматизациях ребё нок беспрестанно ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать, говоря от лица другого – так он овладевает выражениями отече-ственного языка, его звучанием, гармонией, словами и формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием, - на практике усваивая и нужную форму речи.
4 блок – «Загадка»
Цель: поддержание и развитие познавательного интереса в процессе занимательно-игровой деятельности.
Формы деятельности:
- загадывание и отгадывание загадок;
- литературные викторины;
- пантомимические игры-загадки;
- составление и разгадывание кроссвордов.
Такая форма организации семейного досуга способствует активизации мыслительной деятельности, развитию восприятия, воображения, творческой активности, смекалки, и что немаловажно – сплочению всех членов семьи.
Давайте мы сейчас в этом потренируемся. Для этого мы разделимся на четыре команды. Каждая команда вытянет карточку с названием и содержанием одного из четырех блоков. А дальше… Дальше все зависит от нашей фантазии и творчества. В конце мы представим друг другу результат совместной деятельности. Библиотечный фонд и технические средства в вашем распоряжении. Я с удовольствием помогу каждой из команд.
Представление результатов.
– Скажите, Вам понравились наши маленькие презентации и их подготовка? (Высказывания родителей).
– И нам понравилось. У Вас все прекрасно получилось. Хотелось бы, чтобы этот опыт вы с успехом использовали в семейном кругу. Ничто так не укрепляет связь между родителями и детьми как совместная деятельность.
Всем огромное спасибо за активность и творчество. Перечень книг для составления домашней библиотеки Вы можете посмотреть в папке «Пока Вы ожидаете ребенка».
Нашу замечательную встречу хочется закончить, перефразируя мысль Масару Ибука, автора книги о раннем развитии детей, что «никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам» и мамам «как можно больше общаться со своими детьми».