"Организация работы кружка "Юный турист", как средство оздоровления и приобретения навыков безопасности детей старшего дошкольного возраста"
"Организация работы кружка "Юный турист", как средство оздоровления и приобретения навыков безопасности детей старшего дошкольного возраста"
Содействие физическому развитию, укреплению физического доровья и навыков безопасного поведения в природе у детей посредством приобщения к туристической деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Организация работы кружка "Юный турист", как средство оздоровления и приобретения навыков безопасности детей старшего дошкольного возраста"»
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 136 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» г. Пермь
Организация работы кружка «Юный турист»,
как средство оздоровления и приобретения навыков безопасности детей старшего дошкольного возраста.
Крбашян А.Ю. воспитатель ЧДОУ
«Детский сад № 136 ОАО «РЖД»
г. Пермь
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой
Платон
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость и красоту, продолжая сознательную деятельность, не позволяя своей «душе» лениться. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию.
Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
Такого человека мы и должны воспитать, начиная с самого раннего детства, ведь именно в первые годы жизни ребенка закладывается фундамент здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, так как воспитание здорового ребёнка, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах, способного проявлять самостоятельность в различных ситуациях является важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Он характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры и основ безопасного поведения в природе у старших дошкольников, как привить навыки здорового образа жизни?
Задача взрослых уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Важно не только оберегать их от опасности, но и готовить к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать им навыки безопасногоповедения в природе.
С этой целью и был организован кружок «Юный турист», разработаны: общее положение, цель, задачи и содержание работы, документация, перспективный план работы, программа работы кружка на два года обучения.
Программа кружка имеет спортивно-познавательную направленность. Она может быть использована педагогами дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в форме спортивно-познавательного кружка или включена в систему работы по ознакомлению с окружающим, природой, ЗОЖ, ОБЖ, а так же проведения целевых экскурсий и туристских прогулок.
Цель программы: содействие физическому развитию, укреплению здоровья и приобретению навыков безопасного поведения в природе у детей посредством приобщения к туристской деятельности.
Задачи:
создать условия для реализации потребностей детей в движении, знаниях о ЗОЖ, ОБЖ и туризме;
способствовать формированию знаний и опыта выполнения правил безопасности в природе;
развивать координационные способности, выносливость, естественные виды движений и обогащать двигательный опыт детей, формируя начальные туристские навыки и умения;
развивать личностные качества, способствующие формированию осознанного отношения к своему организму и здоровью; углублять знания о способах ЗОЖ, воспитывать потребность в ЗОЖ;
способствовать формированию у детей представлений о многообразии мира природы, приобщать к природосберегающей деятельности в ближайшем окружении, воспитывая бережное отношение к природным ресурсам, любовь к родному краю;
создать условия для сотрудничества с родителями в формировании культуры туризма.
Планируя занятия по туристской деятельности и всю связанную с ними воспитательно-образовательную работу, использовала принцип цикличности. В соответствии с сезоном выделила осенний, зимний, весенний и летний циклы. Каждый цикл – это неразрывное единство трех взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов занятий по туризму. На начальном этапе любого цикла проводила спортивно-познавательные занятия. Затем переходила непосредственно к проведению туристской прогулки. На заключительном этапе цикла проводила сюжетные прогулки, выставки, развлечения, праздники.
Перспективный план занятий кружка «Юный турист» на учебный год составлен с учётом анализа показателей педагогической диагностики, видов организации занятий и их целей: познавательные, спортивно-тренировочные, оздоровительные, опытно-экспериментальные, развлекательные. Темы и цели занятий объединяла, комбинировала или использовала в качестве основных. Вот некоторые темы занятий по туристской деятельности, которые условно разделила на четыре группы:
туризм,
безопасность,
здоровье,
природа и экология.
Темы первой группы занятий помогли дать детям некоторые представления о туристской деятельности. Данные занятия служили основной подготовкой к туристским прогулкам, где дети узнали: Что такое туризм? Кто такие туристы? Какими они должны быть? Кто на чём путешествует? Какие виды туризма существуют? На первых занятиях дети познакомились с экипировкой туриста в зависимости от вида туризма, что необходимо взять в поход, а также узнали, какие обязанности выполняют туристы (разведчик, костровые, друзья леса, санитар, физорг, краевед). С удовольствием дети упражнялись в укладывании рюкзака, правильной раскладке костра, вязании туристских узлов. Умение ориентироваться является одним из требований к начинающему туристу. Сначала для прочтения планов небольшой местности дети изучили топографические знаки, зарисовывали их в соответствии с предложенным объектом. Затем выполняли небольшие задания: «Что обозначает этот знак?», «Кто больше найдет знаков на карте и объяснит их?», «Помоги Мише и Насте добраться до школы». На следующем этапе по ориентированию дети познакомились с компасом, его устройством, хранением и ориентированием его по сторонам света. Непосредственно туристские прогулки проводили на территории детского сада или за его пределами, где дети отрабатывали умение ходить туристским строем с соблюдением дистанции между участниками, двигаться с рюкзачком, следовать по маршруту, ориентироваться, преодолевать полосу препятствий, участвовать в тематических подвижных играх: «Ловкий турист», «Собери рюкзак», на ориентировку «Север-Юг», игра - квест «12 записок».
Туризм
№
Тема занятия
Цель занятия
1
"Кто на чём путешествует."
Виды туризма.
Способствовать формированию у детей представлений о туризме, как средстве познания мира, оздоровления организма.
Познакомить детей с различными видами туризма. Воспитывать интерес к туристской деятельности.
2
"Друг походный за спиной". Снаряжение туриста-пешехода.
Познакомить с экипировкой туриста-пешехода, с правилами укладки рюкзака,
назначением предметов экипировки.
3
"Привал. Типы костров."
Познакомить с понятием привал. Обогатить знания детей об обязанностях туристов в походе. Учить раскладывать различные типы костров.
4
"Привал. Типы узлов."
Закрепить знания об основных обязанностях туристов в походе. Познакомить с различными типами узлов, их назначением. Учить завязывать узлы по образцу.
5
"Компас. Простейшие способы ориентирования".
Познакомить детей с компасом, его устройством и правилами пользования. Учить определять с его помощью стороны света, ориентировать компас по плану местности.
6
"Топографические знаки". Ориентирование по плану, карте.
Познакомить детей с некоторыми топографическими знаками, их значением.
Учить самостоятельно зарисовывать и соотносить топографические знаки с картинками изображения местности, "читать" план.
7
"Ориентирование по природным условиям."
Воспитывать интерес к способам ориентирования, желание познавать о туристской подготовке. Дать некоторые представления об ориентировании по природным условиям. Учить выполнять простейшие задания на практике.
8
"Турист-следопыт". Следы на снегу.
Закрепить знания о жизни некоторых птиц и животных в лесу зимой. Учить узнавать и различать их следы на снегу. Воспитывать бережное отношение к природе.
Темы второй группы занятий способствовали формированию у юных туристов основ безопасности, овладению навыками выживания в природной среде. Они помогли пополнить и закрепить знания детей о различных правилах: дорожного движения; поведения в природе, во время тумана, грозы, сильного ветра, на водоёмах и др. Так например, умение определить откуда дует ветер, поможет юным туристам правильно устроить в лесу укрытие от дождя. А знания об образе жизни некоторых животных нашего края, умение наблюдать за ними, "читать" их следы и правильное поведение при встрече с ними, поможет юным туристам избежать неприятностей. Дети учились готовить место для костра и правильно его тушить, узнали какие грибы и ягоды можно собирать в лесу, а так же о способах оказания первой помощи, необходимых медикаментах. С большим интересом юные туристы упражнялись в оказании помощи друг другу (как перевязать руку или ногу при переломе, обработать рану при порезе, что делать при обморожении, солнечном ударе, как помочь человеку провалившемуся в полынью, и др.). Обсуждение различных ситуаций, которые могут случиться в походе, постановка проблемных вопросов по теме, способствовали как активизации познавательной активности дошкольников, так и умению применять смекалку, рассуждать, делать выводы, выработать алгоритм действий, находить правильное решение.
Безопасность
№
Тема занятия
Цель занятия
1
"Зачем нужны дорожные знаки."
Безопасность на дороге.
Систематизировать знания детей о дорожных знаках, сигналах светофора, правилах дорожного движения, их значении.
Учить разбирать ситуации, созданные на макете.
2
"Наши помощница - походная аптечка." Безопасность в походе, оказание первой помощи.
Познакомить с оснащением походной аптечки, с элементарными правилами и приёмами оказания первой помощи в походе в различных ситуациях.
3
"Если ты заблудился в лесу." Правила безопасности.
Познакомить детей с основными правилами поведения в лесу, помочь выработать алгоритм действий на случай если ребенок заблудился; дать представление об ориентировании по природным условиям, приметам.
4
"Костер." Основные правила безопасности при разведении костра.
Познакомить с обязанностями кострового. Учить безопасному обращению с огнем, умению развести, затушить костер. Воспитывать желание беречь природу, соблюдать правила.
5
"Если вы провалились в полынью." Правила поведения на водоёмах.
Познакомить с правилами поведения на водоёмах в холодное время года, и приёмам оказания первой помощи провалившемуся в полынью.
6
"Что необходимо знать о съедобных и несъедобных ягодах, грибах, ядовитых растениях." Правила безопасности.
Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах, некоторых ядовитых растениях. Научить узнавать и различать их по определённым признакам, соблюдать правила безопасности. Воспитывать чувство самосохранения.
7
"Водоёмы." Правила поведения на воде летом.
Познакомить детей с правилами поведения на воде. Учить предвидеть опасность в различных ситуациях и уметь предотвратить её.
8
"Насекомые: друзья или враги?" Правила безопасности.
Познакомить с насекомыми, укусы которых представляют опасность для человека. Закрепить знания об экипировке туриста в тёплое время года и правилах оказания первой помощи.
Темы третьей группы занятий посвящены формированию у дошкольников осознанного отношения к своему организму и здоровью. Часть занятий отводилась теоретической подготовке, где дети получили знания, например: какие лекарственные растения можно применять при оказании первой помощи, а какие можно использовать для заваривания вкусного полезного чая; как избегать вредных привычек, соблюдая правила гигиены и здорового питания; как при помощи подручных средств профильтровать воду, очистить её от микробов и бактерий различными способами и др. Турист должен быть крепким, сильным, выносливым. Поэтому другая часть занятий по туристской деятельности отводилась для физических упражнений, подвижных игр, направленных на развитие и укрепление разных групп мышц, на закрепление видов и способов движения, для укрепления осанки, на увеличение интенсивности двигательной активности детей, а это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы в преодолении препятствий. Положительные эмоции – важнейшие факторы оздоровления.
Здоровье
№
Тема занятия
Цель занятия
1
"Вода. Как очистить воду в походных условиях."
Закрепить знания детей о значении и пользе воды в жизни для всего живого. Познакомить с различными способами фильтрации воды и очищения её от микробов. Дать представление о некоторых правилах личной гигиены в походе.
2
"Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья". Закаливание.
Рассказать о необходимости закаливания организма. Дать представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
3
"Зелёная аптека под ногами." Помоги себе сам.
Дать представления о лекарственных растениях, правилах сбора и хранения. Учить узнавать и называть их, уметь находить на практике. Познакомить с простейшими способами использования лекарственных растений для оздоровления.
4
"Полезные и вредные продукты". Питание туриста.
Дать представления о правильном питании, пользе и вреде различных продуктов, о необходимости витаминов в организме человека, их влияние на здоровье. Учить избегать вредных привычек. Познакомить с набором продуктов для туристской прогулки.
5
"Вместе весело шагать". Основные правила в походе.
Формировать навыки здорового образа жизни. Познакомить с правилами хождения в природном окружении (по склону, в лесу, у реки) и правилами личной гигиены туриста (о требовании к одежде, обуви, посуде и др.)
6
"Сохрани свое здоровье сам." Экипировка туриста зимой.
Дать знания о экипировке туриста зимой. Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, оказывать себе и другим элементарную помощь, знать несложные приемы самооздоровления.
7
"Турист не хнычет и не плачет никогда", туристская прогулка.
В ходе туристской прогулки учить преодолевать препятствия, избегая падений, ушибов. Учить правильно падать, страховать друг друга и себя.
Закрепить навыки основных движений.
Развивать умения детей в выполнении разновидностей ходьбы и бега, упражнять в метании, нахождению предмета по ориентиру.
8
"Мороз и солнце – день чудесный!" Туристская прогулка.
Учить детей ходить на лыжах, преодолевая спуски, подъемы, делая повороты. Развивать интерес к зимним видам спорта, стремление к достижению высоких результатов в эстафетах, подвижных играх. Вызвать положительные эмоции. Воспитывать чувство соперничества, взаимовыручки.
Темы четвёртой группы занятий "Природа и экология" помогли разобраться детям в вопросах влияния природы на жизнь человека и всего живого, экологической грамотности, а так же осознать важность личного вклада в решение проблем экологии. На занятиях, посвященных формированию представлений о многообразии мира природы, дети познакомились с некоторыми животными и птицами наших лесов, их повадками, образом жизни, посильной помощи в зимнее время года. Умение правильно наблюдать за ними и понимать их состояние, поможет юному туристу не только закрепить правила отдыха на природе, но и избегать опасностей. Некоторые темы занятий были направлены на формирование экологической культуры юных туристов, а именно внимательного и бережного отношения к природным ресурсам, любви к родному краю, воспитания бережного отношения ко всему живому. Узнав о профессии лесника и кто такие "юные лесничие", о их роли в охране лесов, дети с большим желанием захотели принять личное участие в решении данной проблемы, с интересом помогали в составлении заповедей друзей леса, рисовании плакатов на тему: "Береги лес". Здоровье детей в значительной степени зависит не только от состояния окружающей его среды, но и их отношения к данной проблеме и собственного поведения. Поэтому были включены темы занятий, которые позволили дошкольникам получить представление о различных водоемах, роли воды в жизни человека и о проблемах её загрязнения. Дети узнали: Как негативно влияет на здоровье человека грязная вода. Какие болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, и даже гибель людей. Какие правила нужно соблюдать туристам, чтобы не навредить водоёмам и правила личной гигиены для сохранения здоровья. Всем было полезно узнать о необходимости повседневной заботы о чистоте окружающей среды. Дети познакомились с переработкой различных отходов, а так же утилизации их в походных условиях. Знакомство детей с Красной книгой, позволило расширить знания детей о лесных первоцветах, их значении и необходимости охраны. Занятия по данной теме помогли в формировании у юных туристов новой системы ценностей, навыков ресурсосбережения и экологически грамотного поведения и сознательного отношения к своему здоровью.
Природа и экология
1
"Кто охраняет лес?"
Заповеди друзей леса.
Расширить представления детей о профессии лесника, о его роли в охране лесов. Помочь понять детям, кто такие "юные лесничие" и как они помогают в охране леса. Привлечь детей к составлению заповедей друзей леса.
2
"Животные нашего леса".
Береги зверей.
Познакомить с некоторыми животными нашего леса, правилами безопасного поведения при встрече с ними. Учить наблюдать за ними, понимать их состояние, оказывать посильную помощь. Воспитывать бережное отношение к ним.
3
"Зимующие птицы. Птичьи столовые."
Туристская прогулка.
Способствоватьобогащению знаний детей о зимующих птицах, заготовке корма для разных птиц и правилах наблюдения за ними. Воспитывать бережное отношение к пернатым.
4
"Внимание - первоцветы!"
Красная книга.
Познакомить детей с Красной книгой. Расширять знания детей о лесных первоцветах, их значении и необходимости охраны.
5
"Водоемы." Правила экологически грамотного поведения.
Дать представление о различных водоемах и роли воды в жизни человека. Формировать новую систему ценностей, навыков ресурсосбережения и экологически грамотного поведения. Уточнить правила личной гигиены в походных условиях.
6
"Тише! Птицы в гнезде!" Правила отдыха на природе.
Познакомить детей с некоторыми лесными птицами, их повадками, образом жизни весной. Закрепить правила отдыха на природе.
7
"Ухудшение экологической ситуации - угроза всему живому." Переработка отходов.
Дать представление о проблеме загрязнения окружающей среды и необходимости повседневной заботы о её чистоте. Познакомить с переработкой различных отходов.
8
"Туристский десант". Уборка территории.
Закрепить знания о необходимости повседневной заботы о чистоте окружающей среды. Учить наводить порядок на близлежащей территории. Организовать выставку поделок из бросового материала и рисование плакатов «Чистый город». Воспитывать бережное отношение к окружающему, желание поддерживать порядок в своем дворе, улице, городе.
Во время проведения занятий кружка "Юный турист" были использованы различные методы и приёмы:
Прием постановки проблемных вопросов активизировал познавательную активность дошкольников. Например: Каким способом можно связать верёвки, чтобы они не развязались?
Использование поискового метода, позволил детям не просто знакомиться с материалами экспозиций, но и заниматься активным поиском информации. Это достигалось путём постановки проблемных вопросов: Из чего можно сделать в походных условиях фильтр для очистки воды?
Творческие задания: Используя топографические знаки помоги туристу пройти до лагеря. Найди и раскрась только съедобные грибы.
Использование музыкального сопровождения: звуки воды, шум дождя, моря, капающей воды из крана, позволило оживить презентации, рассказ, сделать их интересней, увлекательней.
Использованиепрактической, продуктивной деятельности позволило привлечь детей к решению различных проблем: как сделать из подручных средств солнечные часы и определить стороны света по времени; опытным путём определить, какой фильтр лучше очистил воду.
Использование специально разработанных презентаций, подобранных мультфильмов, наглядного материала, дидактических и подвижных игр, развлекающих упражнений, кроссвордов, загадок, опытови др.позволило сделать занятия интересными, увлекательными и незабываемыми.
В каждом цикле помимо занятий с теоретической подготовкой, проводились туристские прогулки в природу. Такие прогулки имели важное преимущество перед другими формами работы. Оно заключалось в том, что физические нагрузки необходимые детям, способствовали формированию всех органов и систем, созданию тех резервов организма, которые определяют меру крепости здоровья. Вся двигательная деятельность детей осуществлялась в занимательных условиях игры на положительном эмоциональном фоне.
Как итог проделанной работы были проведены сюжетные занятия и проулки с элементами развлечений, сюрпризов, увлекательных конкурсов.
Важным условием, обеспечивающим реализацию поставленных целей и задач кружковой работы по туризму стало использование различных форм сотрудничества с родителями:
Педагогическое просвещение: анкетирование, презентация перспективного плана работы кружка "Юный турист" на родительском собрании; консультации, папки-передвижки.
Проведение дня открытых дверей для просмотра занятий.
Участие родителей в совместных с детьми мероприятиях: туристских прогулках, спортивных праздниках, развлечениях, выставках, презентациях.
Разнообразные формы работы с родителями способствовали улучшению детско-родительских отношений; созданию единого, дружного детско-взрослого сообщества.
В результате работы кружка «Юный турист» мы убедились, что занятия в нём являются вполне интересной и полезной формой организации
мероприятий по оздоровлению детей дошкольного возраста и приобретения навыков безопасности.