«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Сценарий семинар-практикума с целью освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» АМР РТ
Семинар-практикум
«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Февраль 2020 г.
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ход семинара
Зам.заведующего по ВМР: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Упражнение «Выбери дистанцию»
Воспитатели встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Теоретическая часть.
В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования звучит «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
А интегративное качество «Любознательный, активный» предполагает, что ребенок:
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать
- в случае затруднений обращается за помощью к взрослому
- принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе.
Именно организация исследовательской деятельности с дошкольниками может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи.
Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»
Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Экспериментальная деятельность
Экспериментальная деятельность – это один из видов исследовательской деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Вопрос педагогам: «Почему дети любят экспериментировать? Чем это обусловлено?» (т. к. доминирующими видами мышления являются наглядно-действенное и наглядно-образное, что предполагает активные действия с предметами и наблюдения).
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке и т. п.
3. По количеству детей (форма организации):
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
4.По причине их проведения:
- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы.
- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5.По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6.По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
8.По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
9.По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
11.По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
1. Организованная образовательная деятельность (занятие);
2. Совместная деятельность взрослого с детьми;
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
3. Свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы
1. Занятия;
2. Эксперименты и опыты;
3. Дидактические игры;
4. Беседы;
5. Труд;
6. Экскурсии;
7. Работа в лаборатории.
Методы при проведении экспериментальной деятельности
• Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
• Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы, сочетание разнообразных средств,например: проведение опыта и зарисовка его результата.
• Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).
Подготовка и проведение эксперимента
Необходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.
Предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма. Вам необходимо определить его последовательность.
Примерная структура эксперимента (Приложение 1)
1. Проблема
2. Постановка задачи
3. Варианты решения
4. План эксперимента
5. Выбор оборудования
6. Правила безопасности
7. Эксперимент
8. Вывод
9. Связь с жизнью
10. Обобщения
Воспитатель Пескарева В.В Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.
Тема: «Жидкость в живых организмах»
Какой факт нам известен? О чем мы рассказывали детям?
Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».
Что мы должны узнать – это на самом деле так, или не так?
(ПС: «Состоят ли живые организмы на две трети из воды)
Для того чтобы это узнать проводим эксперимент
Эксперимент: для эксперимента возьмем апельсин и выжмем сок. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции.На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.
Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).
Практическая часть
Воспитатель Гатауллина Р.Н. Работа в подгруппах
1 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал. 2 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.
Согласно структуре эксперимента проведите эксперимент.
Правила проведения:
В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:
- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
- Не сдерживайте инициативы детей;
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
- Не спешите с вынесением суждений;
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория)(Приложение 2).
Вопрос педагогам: «Зависит ли содержание экспериментальной деятельности, ее организация от возрастных особенностей детей?»
Вопрос педагогам: «Что самое сложное в организации экспериментальной деятельности?»
(Педагог не имеет права заставить детей экспериментировать. Он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел все это сделать)
Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П. П. Блонского
Блиц-игра «Вопрос-ответ»
1.Что первично: причина или следствие?
Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
2. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. Игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Ответ : плавает-не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.
4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. Игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
5.Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
6. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.
Игра «ОБЪЯСНЯЛКИ»(от детей)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
.2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)
4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)
Воспитатель Хайруллина Т.Н. Практическая часть
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
(Участники проходят в «лабораторию»)
Сегодня мы с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Каждая группа участников семинара поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?
Опыт №1.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если будем смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?
Опыт №2
Возьмите две пол-литровые банки. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.
Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?
Опыт № 3.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 4
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Почему так происходит?
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
А теперь, уважаемые педагоги давайте поиграем в игру «Жидкое и твердое»
Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица воды. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу, конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа - это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.
Зам.заведующего по ВМР Заключение:
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.
Приложение 1
Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования
1. Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми.
5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
6. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
7. Прогнозирование результата.
Структура занятия-экспериментирования
(эксперимента, опыта).
1. Подготовка проблемной (исследовательской) задачи (при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
Проблемная задача должна быть понятной, должна вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну, представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на общественный и непосредственно жизненный опыт детей, мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Проблема должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
5. Выполнение эксперимента
6. Наблюдение результатов эксперимента.
7. Фиксирование результатов эксперимента.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте)
Приложение 2
Оформление и содержание уголков экспериментирования
Создание в группах «мини лабораторий» решает следующие задачи:
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования,распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «свет», «стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др. ;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;
3.Дополнительное оборудование:
- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента);
- индивидуальные дневники проведения экспериментов;
- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать уровню развития ребенка, но также необходимо рассчитывать и на одаренных детей.