Просмотр содержимого документа
««ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИГР НА РОЖДЕСТВО» (консультация-практикум для молодых педагогов)»
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИГР НА РОЖДЕСТВО»
(консультация-практикум для молодых педагогов)
Подготовила Гридина Н.А.
Музыкальный руководитель
МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 395 Г. ДОНЕЦКА»
Рождество нужно праздновать обязательно, ведь это радостный и светлый праздник.
С помощью подготовленного заранее сценария рождественских игр в ваших силах превратить его в полезное и увлекательное мероприятие для детей, полное забав и впечатлений.
А создать праздничную веселую атмосферу для детей помогут рождественские игры, сценарии и конкурсы. Ведь детки никогда не могут усидеть на одном месте, они постоянно нуждаются в движении и, как правило, без развлечений им бывает весьма скучно. Так, пусть всем будет весело в новогодние и рождественские праздники!
Я хочу предложить вам несколько новых зимних игр, но прежде давайте вспомним, как рядышком идут друг за другом зимние праздники. Первый святочный праздник – Рождество.
Началу праздника предшествовал сорокодневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было «вкушать скоромную пищу», но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.
Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом. Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа волхвам путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол, указавшей в день рождения младенца Христа волхвам путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.
К этому празднику пекли специальное угощение – печенье – «козули». Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:
Как не дашь пирога-
Мы корову за рога.
Не дашь кваску-
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка-
Мы хозяина в пинка.
Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.
За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.
Зачастую вместе с колядовщиками ходили ряженые. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.
Ряженые без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.
После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.
Церковное духовенство спешило обойти крестьянские дворы, чтобы поздравить хозяев с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди процесса несли Рождественский фонарь.
Вслед за священниками дети и подростки также ходили из дома в дом славить Христа. В каждой группе кто-нибудь из ребят нес на длинном шесте звезду, сделанную из фольги или цветной бумаги, символизирующую Вифлеемскую звезду. Войдя в избу, дети сначала исполняли тропарь, а затем начинали посыпать всё вокруг и людей зерном, что воспринималось как пожелание богатства в наступающем году.
Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.
Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднее колядование несколько отличалось от рождественского. У песен был иной припев: овсень. Название это идет от слова "овсень". Это слово связано с древним названием у русских людей января – "просинец", что значит "светлеющий".
Мы ходили, подходили по проулочкам,
Эй, Овсеня, эй, овсень!
Мы искали, уж искали
И Сергевнин двор.
Мы нашли её двор посередь Москвы,
Посередь Москвы – ворота красны.
На Новый год были специальные поздравления.
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеница, колос, чечевица,
На поле – копнами, на столе – пирогами.
В ночь под Новый год (Васильев вечер) обязательно в каждой семье накрывали пышные столы. Считалось, что изобилие блюд обеспечит такое же изобилие продуктов на весь год.
С Васильева дня начинались «Страшные вечера». Это было время, когда с нечистой силой можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.
Гадали и взрослые, но вопросы духам у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…
Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать "знак", который подаёт нечистая сила.
Крещение – третий праздник Святок.
Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В крещенской воде смывали все грехи – "очищались".
Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.
Девушки гадали на судьбу свою:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты по полу походи
И судьбу мою найди.
С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.
В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы. Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; представляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, сегодня они почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникло споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмёшь?
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества.
Считалки
Тучи, тучи, тучи, тучи.
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит, выйдет вон!
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому и водить!
Скороговорки
Колокольчик голубой
Или жёлтый зверобой?
Из речки ерша
Или из лесу ежа?
Сено косить
Или хомут золотой?
Серую утку
Или деревянную дудку?
Игра «Баба Яга»
Водящий – Баба Яга находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:
В темном лесу
Избушка стоит задом-наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живёт.
У неё глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух, и страшная какая,
Наша Бабушка Яга!
В конце играющие входят в круг, и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.
Игра «Два Мороза»
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий нос и Красный нос. По сигналу «морозы» говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я – Мороз Красный нос,
Я - Мороз Синий нос.
Кто из Вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.
Игра «Салки»
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой-нибудь предмет.
На слова «Раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка». Игра повторяется.
Правила игры:
Если играющий устал, он может прыгать то на одной, то на другой ноге.
Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
Игра «Мешок с подарками»
Эту игру проводит Дед Мороз.
Дед Мороз:
– Я собрался на праздник и везу с собой в мешке: плюшевого мишку, погремушку...
Следующий участник конкурса должен повторить его слова и добавить еще один предмет. Эстафету принимает другой человек, и так по кругу, пока кто-нибудь не сможет перечислить все накопившиеся в мешке предметы. Подарок получает человек, который последним справился с заданием.
Несмотря на то, что в наш технократический век существует много соблазнов, дети с большим удовольствием, а главное с пользой играют в народные игры разных видов, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Любой вид народной игры вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию умственных и психических процессов, стимулирует переход к более высокой степени развития.