kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы речевое развитие дошкольников в проектной деятельности «милая сторонка-милый край родной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изреченя, от них следует нам поучится!"  Геродот

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы речевое развитие дошкольников в проектной деятельности «милая сторонка-милый край родной»»

ОПЫТ РАБОТЫ : РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИЛАЯ СТОРОНКА_МИЛЫЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Как говорил Геродот: « Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения, от них следует нам поучиться».



Речь – является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

Нам, воспитателям дошкольной образовательной организации всё чаще приходится сталкиваться с фактом нарушений в развитии речи детей. Проведя мониторинг по развитию речи детей -у меня возникли вопросы: « Почему современные дети отстают в своём речевом развитии? Говорят всё хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Почему дети употребляют слова и выражения не понимая их смысла, А так же дети мало знакомы с пословицами, поговорками, не могут объяснить их значение.

Несомненно, всё вместе- это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Это и ухудшение состояния здоровья детей и конечно же одной из причин, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных( живых ) способов общения.

Все эти нарушения сами по себе не исчезают, а при отсутствии специально организованной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка.

К сожалению , взрослые, всё чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребёнка .В этом я убедилась, проведя анкетирование среди родителей. Я сделала вывод, что общение взрослых( родителей с ребёнком) всё чаще ограничиваются поверхностным взаимодействием в виде указаний, инструкций и осуждений. Многие родители если и имели представление о «культурном досуге», то уделяли ему незначительное время. Неудовлетворённость потребностью в общении ребёнка с родителями так же способствует снижению уровня их речевого и познавательного развития. А ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из условий нормального развития ребёнка.

Подход к использованию фольклора выбран мной не случайно. Именно он является одним из наиболее эффективных средств в развитии речи детей, с помощью него взрослые легко устанавливают с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Наши дети должны хорошо знать не только историю российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать , понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Я думаю, что если использовать фольклор разных народов наряду с современными методиками, то улучшится и речь ребёнка и его коммуникативные способности.

В рамках данного проекта я решила создать такие условия в которых дети осознанно интересуются историей своего народа, своей страны, проявляют желание сопереживать, любить, беречь, выражать свои эмоции, т.е. способствовать не только развитию речи у детей, но и воспитанию нравственных качеств и гуманного отношения к окружающему миру.

Особое значение я уделила работе с родителями, т.к. успех сопутствует тогда, когда созданы всесторонние условия для воспитания, т.е в ДОО и в домашнем окружении.

Я проводила для родителей консультации, беседы, на родительских собраниях неоднократно обращала внимание на важность использования малых форм фольклора, провела родительское собрание с презентацией « фольклор и развитие речи», с последующими играми наших бабушек и дедушек. Вместе с родителями мы обогащали развивающую предметно-пространственную среду в группе: шили наряды в уголок ряженья, собирали интересные книги, подбирали музыку, атрибуты для драматизации и театрализации. Устраивали День открытых дверей в День Театра, где дети показывали для родителей русские народные сказки и сказки , которые придумывали сами.

В результате проектной деятельности создали мини – музей

« Дружба народов мира» ,где представлены куклы в национальных костюмах, нашу идею потом поддержали родители и воспитатели из других групп, и дополнили наш музей куклами. Так же вместе с родителями обогащали. «Русскую горницу» предметами русского старинного быта. Хочется отметить, что наша развивающая предметно -пространственная среда соответствует требованиям по ФГОС: она содержательная, насыщенная, трансформируемая, доступная, безопасная.

Малые формы фольклора я использую систематически в ООД

( Пальчиковые гимнастики, физ. минутки, динамические паузы, драматизация басен, мини сценок).

Малые формы фольклора применяю как в режимных моментах , так и в самостоятельной деятельности детей. Для этой цели я использую пословицы и поговорки, т.к. они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей и прежде всего трудолюбия и дружеских отношений. Дети очень любят пословицы, им интересно объяснять их смысл. Мы решили с ребятами изготовить свои книги, куда размещали рисунки, подсказывающие смысл нужной пословицы, но сначала я поведала ребятам историю «Откуда к нам пришла книга»-им было очень интересно. Благодаря отгадыванию смысла пословиц по рисункам к ним, дети лучше и легче стали запоминать содержание пословиц.

Путешествие по народным сказкам для ребят всегда интересно и увлекательно. Поэтому мы совместно с музыкальным руководителем и ребятами решили поставить сказку « Аленький цветочек» , куда несомненно привлекли и родителей , вместе изготовляли атрибуты и костюмы. Ребята, так вжились в роли, что показали сказку как настоящие артисты.

Для полного использования потенциала малых форм фольклора я использую их во время развлечений и мероприятий , таких как « Все на Масленицу», « Наши предки», « Откроем бабушкин сундук», « Хлеб- наше богатство», « Наша Республика – Башкортостан».

Тесный контакт со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, налаживает преемственность между поколениями. Поэтому мы , продолжая эту традицию, привлекаем к участию в мероприятиях бабушек и дедушек. Так бабушка Арсения, проявила инициативу поучаствовать в мероприятии, посвящённому Дню Республики, изучив с нашей помощью необходимую литературу о национальных традициях, нарядившись в национальный костюм принесла ребятам башкирский сундук и знакомила их с башкирскими национальными инструментами, играла на них, так же вместе с ребятами побывала в заранее оформленной с её помощью , башкирской юрте. Дети были в восторге, а Арсений был на 7-м небе от счастья и гордости за свою бабулю. Бабушка Камилы обшила куклу в национальный костюм, а дедушка Руслана, придя на мероприятие « Наши предки» уделил знак внимания всем присутствующим бабушкам, принёс и подарил им по цветочку на глазах у детей, показывая тем самым хороший пример.

Свою творческую фантазию дети выражают в поделках из природного материала, в конструировании из бумаги, рисунках, лепке из солёного теста….Мы часто организуем выставки художественного творчества, где ребята совместно с родителями демонстрируют своё народное мастерство. А так же участвуем в различных городских фольклорных конкурсах и занимаем призовые места.

В результате проектной деятельности и плодотворной работы наши дети знают и с удовольствием используют в повседневной жизни потешки, прибаутки, считалки, загадки, народные игры, сказки.

В рамках проекта открылись замечательные возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности не только детей, но и родителей ( Посредством сопровождения детей на различные мероприятия и в поисках необходимой информации в книгах и журналах). Вместе с детьми стали посещать выставки , фото галереи, краеведческий музей, праздники, о чём дети потом с удовольствием рассказывают и делятся впечатлениями.

Анализы результатов мониторинга развития речи детей и взаимодействие с семьями воспитанников свидетельствуют о необходимости продолжения целенаправленной работы. Поэтому у нас в планах очень много различных мероприятий, связанных с нашим городом и национальными праздниками.

Подводя итог отмечу, что опыт работы по использованию малых форм фольклора в образовательном процессе представляет широкие возможности для решения задач речевого и познавательного развития дошкольников, т. к. имеет большой развивающий и мотивационный материал к стимулированию речевой и познавательной активности детей.

Я считаю, что ребёнок должен понимать , что каждый человек, независимо от возраста- это часть своего рода, народа, что у каждого человека есть Родина, близкие и дорогие ему места, где он живёт, где живут его родственники .И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг –потому что всё вокруг взаимосвязано!!!!





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000.

  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999.

  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957.

  4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5

  5. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ, 2001.

  6. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук. –Барнаул: БГПУ, 2000.

  7. Давыдова О.И. , А. А. Майер «Детский сад для родителей » самоучитель.- 2011.

  8. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.

  9. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи », 2006.

  10. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.

  11. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.

  12. Лапп « Развитие связной речи детей », 2003.

  13. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000..

  14. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995.

  15. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1994.

  16. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

  17. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.

  18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995.

  19. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.

  20. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.

  21. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.

  22. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998.

  23. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.: Владос, 1999.

  24. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.

  25. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.

  26. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.

  27. Ястребова А.В., О.И. Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи »,2005.


























Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении «Детский сад комбинированного вида №45»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

ОПЫТ РАБОТЫ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИЛАЯ СТОРОНКА-МИЛЫЙ КРАЙ РОДНОЙ»



Опыт обобщил :

воспитатель 1категории

МБДОУ № 45

Рагимова И. В.

г. Салават , 2016 г.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рагимова Ирина Владимировна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 441871


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства