Данный педагогический опыт направлен на развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет в процессе применения методического пособия «Дары Фребеля». Актуальность выбранной темы объясняется тем, что на всех возрастных этапах развития дошкольников проблема сенсорного развития занимает одну из центральных мест. Сенсорное развитие детей напрямую связано с математическим развитием, а оно имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. В наиболее близких и естественных для ребёнка видах деятельности - игре, общении, экспериментировании, предметной и изобразительной, речевой и математической деятельности – происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие. Цель: Повышение уровня познавательной активности дошкольников к сенсорному развитию посредством использования методического комплекта «Дары Фребеля». Исходя из цели, определены следующие задачи: 1. Выявить уровень познавательной активности дошкольников к знаниям сенсорных эталонов. 2. Создать условия для реализации познавательных, творческих способностей в процессе ознакомления с методическим комплектом «Дары Фребеля». 3. Отследить эффективность работы по сенсорному развитию с младшими дошкольниками. Система работы охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие направления как: -совместная образовательная деятельность; -самостоятельная деятельность дошкольников; -взаимодействие с родителями, педагогами. Технология опыта: Исследование было организовано в три этапа: 1 этап – констатирующий (сентябрь – октябрь 2020 г.) Цель: сбор и анализ информации по данной проблеме, проведение психолого-педагогического мониторинга. 2 этап – формирующий этап (ноябрь 2020г. – март 2021г.) Цель: формирование познавательных способностей дошкольников, выявление всевозможных механизмов действия дидактического набора "Дары Фребеля" на развитие математических способностей. 3 этап – заключительный (апрель 2021 г. – май 2021 г.) Цель: формулировка выводов, обобщение материала. На констатирующем этапе был осуществлен психолого-педагогический мониторинг по выявлению уровня знаний детей в формировании сенсорных эталонов. На формирующем этапе была проведена работа по развитию сенсорных способностей у дошкольников посредством включения в образовательную деятельность методического комплекта «Дары Фребеля». Результативность опыта отслеживалась посредством проведения мониторинга. Итоговый мониторинг проводился по тем же критериям и показателям, что и первоначальный мониторинг. Мониторинг заключительного этапа показал успешность выбранных форм, методов и средств работы по развитию математических способностей у младших дошкольников. Данный опыт имеет: - Мониторинг формирования познавательной активности; - Комплексное планирование по формированию сенсорных способностей с использованием методического комплекса «Дары Ф.Фребеля» для детей 3-4 лет; - Конспекты основной образовательной деятельности по формированию сенсорных способностей; - Консультации для педагогов по работе с «дарами Ф.Фребеля»; - Консультации и мастер-классы для родителей по работе с «дарами Ф.Фребеля». Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью, так как система мероприятий, направленная на развитие сенсорных способностей в образовательном процессе у детей младшего дошкольного возраста, способствовала повышению уровня развития познавательных способностей. Важно намечать данную стратегию в развитии математических способностей в процессе образовательной деятельности, оценивая возможности детей. |