kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы: «Применение игр Ф. Фребеля в образовательном процессе ДОУ для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инфомационная карта инновационного педагогического опыта использования даров Фребеля в работе с детьми младшего возраста.

использование даров Фребеля в развитии сенсорных способностей детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы: «Применение игр Ф. Фребеля в образовательном процессе ДОУ для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»»

Информационная карта инновационного педагогического опыта воспитателя МБОУ «Кишертская СОШ имени Л. П. Дробышевского» Саламатовой Ларисы Николаевны по теме

«Применение игр Ф. Фребеля в образовательном процессе ДОУ для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Ф. И. О. автора

Саламатова Лариса Николаевна

Учреждение

МБОУ «Кишертская СОШ имени Л. П. Дробышевского»

Должность

Воспитатель

Стаж работы в должности

37 лет

1. Тема инновационного педагогического опыта

«Применение игр Ф. Фребеля в образовательном процессе ДОУ для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

1. Основные противоречия, решаемые в этом опыте:

  • с одной стороны сенсорное развитие является

фундаментом общего умственного развития ребенка младшего возраста, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

  • с другой стороны, ребенок 3-4 лет еще недостаточно овладел сенсорными эталонами;

- у детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями /знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке;

2. Новые средства обучения: игровой набор «Дары Фребеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможность комплекса способствуют развитию интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплексом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно исследовательской деятельности.

3. Новые условия образовательной деятельности: при использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммутативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические способности: формируются элементарные математические умения. Дидактический набор «Дары Фребеля» может применяться в любом виде продуктивной деятельности, интеграции образовательных областей.

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного педагогического опыта).


Отбор программного содержания осуществлялся с опорой на известные принципы Ф. Фребеля и основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ «Кишертская СОШ имени Л.П.Дробышевского» (Дошкольные группы) на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по образовательным областям: - « Социально-коммуникативное развитие»; - «Познавательное развитие»; - «Речевое развитие»; - «Художественно-эстетическое развитие»; - «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Комплект легко согласовывается с общеобразовательной программой ДОУ. Комплект является составной частью предметно-пространственной развивающей среды.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

1. Концепция изменений заключается в формировании у детей 3 – 4 лет освоения сенсорных эталонов. 2. На данный момент ограничением является возраст детей с 3 до 4 лет. 3. Способы организации образовательной деятельности с детьми второй младшей группы:

  • Наглядный метод – рассматривание дидактических предметов, пособий;

  • Словесном метод - показ способов действия с предметами.

  • Практический метод – выполнение действий самостоятельно.

Преимущества перед аналогами (традиционное освоение сенсорными эталонами в процессе непосредственно образовательной деятельности) заключается в дополнительном применении в режиме дня разнообразной игровой деятельности на формирование сенсорных способностей.

Новизна отражена в алгоритме развития сенсорики в ситуации свободного экспериментирования, взаимодействия в процессе совместной деятельности детей и взрослых, знакомство с новой технологией «Дары Фребеля» .

Риск и трудоемкость в работе с детьми не возникает, так как косвенно или напрямую в ДОУ осуществляется систематическая работа по формированию сенсорных способностей в процессе образовательной деятельности у детей младшего возраста.

5. Условия реализации изменений

1. Достаточность материально-технической базы, развивающей предметно – пространственной среды во второй младшей группе ДОУ для развития сенсорных способностей.

2. Повышение профессиональной компетентности педагога в применении игр Ф.Фребеля на развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста через освоение нового содержания дошкольного образования, в процессе участия в методических и педагогических мероприятиях ДОУ и района. 3. Систематичность проведения мероприятий в режиме дня ДОУ, направленных на формирование сенсорных способностей с применением игр Ф.Фребеля.

4. Применение педагогом разнообразных форм, методов и средств.

5. Эмоциональная отзывчивость малышей на выполнение определенных умений в процессе игры.

6. Результаты изменений

В группе младшего дошкольного возраста результат изменений развития сенсорных способностей можно увидеть в процессе педагогического мониторинга за образовательной деятельностью детей. Положительная динамика развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста определена при сравнительном анализе результатов педагогического мониторинга на итоговом этапе: Итоговый мониторинг показал, что на 26% увеличилось количество детей с высоким уровнем, с 37% до 61% - со средним уровнем, снизилось количество детей с низким уровнем с 57% до 13 %. Качество освоения материала составило – 87% . Произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне развития познавательной активности детей. Увеличилось количество детей с ярко выраженной любознательностью к математическим знаниям. С помощью методического комплекта познакомились с геометрическими свойствами фигур, формами, крепили основные цвета спектра, сравнивали предметы по длине и величине. Для выполнения заданий по выкладыванию фигур (елочка, треугольник, квадрат), На следующем этапе работы мы использовали выкладывание предметов из геометрических фигур. Из наборов дети строили различные предметы мебели, строили мосты, дороги и обыгрывали постройки с мелкими игрушками. Из разных форм: колец, полуколец, точек, треугольников, квадратов, кругов и палочек разной длины и цвета дети учились выкладывать предметы разных видов: насекомых (бабочки), домашние животные (собака, кошка корова и т.д), дикие животные (верблюд), транспорт( лодка, машина, ракета т т.д). Цветы, гусеницы, елки и снеговики разных цветов и высоты вызвала живой интерес у детей, развили активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом путем решения мыслительных задач.

7. Трансляция опыта.

Районный мастер класс: »Развиваем, играя» (для родителей декабрь 2020г)

Родительское собрание «Знакомство с развивающей технологией Дары Фрёбеля» в младшей группе. (Май 2021г)

Публикация в контакте в группе для родителей «Для веселой детворы есть у Фребеля дары…» (март 2022г)

Участие во Всероссийском конкурсе «Лучший в профессии».

Тема: «Конспект НОД по фэмп «Математическая речка в стране Фребеля» (март 2022г)

Мастер-класс для родителей: «Путешествие в страну Фребеля»


8.Описание инновационного педагогического опыта

Данный педагогический опыт направлен на развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет в процессе применения методического пособия «Дары Фребеля».

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что на всех возрастных этапах развития дошкольников проблема сенсорного развития занимает одну из центральных мест. Сенсорное развитие детей напрямую связано с математическим развитием, а оно имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. В наиболее близких и естественных для ребёнка видах деятельности - игре, общении, экспериментировании, предметной и изобразительной, речевой и математической деятельности – происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие.

Цель: Повышение уровня познавательной активности дошкольников к сенсорному развитию посредством использования методического комплекта «Дары Фребеля». Исходя из цели, определены следующие задачи:

1. Выявить уровень познавательной активности дошкольников к знаниям сенсорных эталонов.

2. Создать условия для реализации познавательных, творческих способностей в процессе ознакомления с методическим комплектом «Дары Фребеля».

3. Отследить эффективность работы по сенсорному развитию с младшими дошкольниками.

Система работы охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие направления как:

-совместная образовательная деятельность;

-самостоятельная деятельность дошкольников;

-взаимодействие с родителями, педагогами.

Технология опыта: Исследование было организовано в три этапа: 1 этап – констатирующий (сентябрь – октябрь 2020 г.) Цель: сбор и анализ информации по данной проблеме, проведение психолого-педагогического мониторинга.

2 этап – формирующий этап (ноябрь 2020г. – март 2021г.) Цель: формирование познавательных способностей дошкольников, выявление всевозможных механизмов действия дидактического набора "Дары Фребеля" на развитие математических способностей.

3 этап – заключительный (апрель 2021 г. – май 2021 г.) Цель: формулировка выводов, обобщение материала.

На констатирующем этапе был осуществлен психолого-педагогический мониторинг по выявлению уровня знаний детей в формировании сенсорных эталонов. На формирующем этапе была проведена работа по развитию сенсорных способностей у дошкольников посредством включения в образовательную деятельность методического комплекта «Дары Фребеля». Результативность опыта отслеживалась посредством проведения мониторинга.

Итоговый мониторинг проводился по тем же критериям и показателям, что и первоначальный мониторинг.

Мониторинг заключительного этапа показал успешность выбранных форм, методов и средств работы по развитию математических способностей у младших дошкольников. Данный опыт имеет:

- Мониторинг формирования познавательной активности;

- Комплексное планирование по формированию сенсорных способностей с использованием методического комплекса «Дары Ф.Фребеля» для детей 3-4 лет;

- Конспекты основной образовательной деятельности по формированию сенсорных способностей;

- Консультации для педагогов по работе с «дарами Ф.Фребеля»;

- Консультации и мастер-классы для родителей по работе с «дарами Ф.Фребеля».

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью, так как система мероприятий, направленная на развитие сенсорных способностей в образовательном процессе у детей младшего дошкольного возраста, способствовала повышению уровня развития познавательных способностей. Важно намечать данную стратегию в развитии математических способностей в процессе образовательной деятельности, оценивая возможности детей.

9.Самоанализ опыта.

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Основная ценность опыта работы в том, что используя обучающий материал «Дары Фребеля», созданный для развития и воспитания личности, способствует развитию интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка дошкольника. Опыт работы может быть адресован педагогам, воспитателям, логопедам-дефектологам, родителям для создания условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и для самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саламатова Лариса Николаевна

Дата: 15.01.2023

Номер свидетельства: 623101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства