Просмотр содержимого документа
«ООД по аппликации «Знакомство с ковровым искусством Дагестана»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Чебурашка»
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ № 16
____________ Казиахмедова Э.Э.
Конспект ООД по аппликации «Знакомство с ковровым искусством Дагестана»
в старшей группе
Подготовила и провела:
воспитатель Акберова М.Р.
Цель: познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством. Раскрыть некоторые его особенности, материал, специфика орнамента, цвет. Знакомить с орнаментом паласов. Воспитывать интерес к труду мастериц.
Материал: Нарезанные нитки разного цвета, полоски цветного картона, клей, ножницы, салфетки, бумага разных размеров с дырочками для бахромы.
Воспитатель: «На берегу Каспийского моря, на орлиных крыльях тысячелетних гор живут и трудятся народы Дагестана, говорящие более чем на тридцати языках» - писал о своей родине наш великий народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Дагестан - край удивительной красоты, родина мудрых и трудолюбивых людей. Здесь издавна получили свое развитие самые различные виды ремесла: художественная обработка металла, резьба по дереву и камню, гончарное производство, ковроделие.
Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Дагестан - страна гор, а на склонах гор лепятся аулы. Каждый аул чем- нибудь да славен. Об этом так красиво писал Расул Гамзатов:
Кубачи - златокузнецами.
Ребенок: Тайну Кубачинского искусства не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусствав сердце кубачинцы - мастера.
Воспитатель: Аул Балхар - гончарным мастерством.
Ребенок: Самые прекрасные кувшины делают из обычной глины,
Так же, как прекрасный стих создают из слов простых.
Воспитатель: Южный Дагестан славен ковроткачеством.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о труде мастеров ковроткачества. Давайте сядем на коврики.
(Дети садятся)
На юге Дагестана расположено красивое село Хив. Это село славится табасаранскими коврами. Посмотрите, как создается орнамент.
(просмотр слайдов, как создается орнамент ковра) А что такое орнамент?
Дети: Орнамент – это элемент узора.
Воспитатель: Правильно, ребята. Эти ковры рассказывают нам о родном крае. Посмотрите, вот эти линии похожи на волны, которые бегут на море, а этот узор говорит о наших высоких горах.
Вот здесь поют птицы, а здесь бутоны распустились. Нужно большое мастерство и труд, чтобы создать такие красивые ковры, где каждая линия, каждый завиток был бы на своем месте.
А еще в Хиве есть фабрика по изготовлению ковров, называется Артель. Правда, ребята, необычное слово. В Артели работают много людей. Чтобы соткать ковер, нужно приложить много усилий. Посмотрите на это разнообразие ковров. Давайте вспомним, какие бывают ковры?
Дети: Ковры бывают ворсовые и безворсовые.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили. Кто помнит, как на табасаранском языке называется ворсовый ковер?
Дети: Халачи.
Воспитатель: А безворсовые?
Дети: Халав.
Воспитатель: А еще они ткали паласы, их называют БАРХАЛ. А как вы думаете, для чего же нужны ковры?
Дети: Для тепла, красоты, уюта и т.д.
Воспитатель: Молодцы. Я думаю, вы сможете стать мастерами по изготовлению ковров. А сейчас давайте поиграем.
Игра «Подними платок»
Воспитатель: Давайте представим, что мы находимся в Артели. Мы сегодня смастерим красивые ковры для малышей в Дагестанский уголок. А теперь слушайте внимательно, ковры мы ткать не будем, а будем выполнять необычным способом.
Показ последовательности выполнения работы.
Воспитатель: Каждый из вас будет работать над таким ковром, который вам больше нравится. Ворсовый – за этим столом, безворсовый – за этим, а палас – за этим. Пройдите на рабочие места.
Дети садятся.
Воспитатель: Не забывайте, ножницами пользуйтесь осторожно, аккуратно используйте клей, в артели должно быть тихо, чтобы вы не мешали друг другу.
Дети выполняют работу самостоятельно под музыку.
Воспитатель: Кто закончил работу над своим ковром, убирайте свое рабочее место.
А теперь, ребята, полюбуйтесь, какие красивые, оригинальные ковры у вас получились. Мы их подарим малышам в их Дагестанский уголок.