Просмотр содержимого документа
«Оформление и ведение документации учителя-логопеда доу»
Сообщение
на районном методическом объединении
учителей-логопедов.
по теме
ОФОРМЛЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Подготовила учитель –логопед
МАДОУ детский сад №22 с. Успенского
С.В.Бондарева.
Коррекционная деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня:
федерального, регионального, локального
С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:
— тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей;
— план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса; (в годовом плане)
— отчет учителя-логопеда за учебный год;
— паспорт логопедического кабинета;
— план самообразования учителя-логопеда.
--журнал проводимых консультаций с родителями.
Наличие основных видов документации — обязательное условие работы логопеда.
Основные виды документации учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
*Тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ
протокол заседания ПМПк по набору детей в логопедическую группу
Фамилии, имя ребенка
Дата рождении
Домашний адрес
Речевое заключение
Срок, на который ребенок зачислен в логопедическую группу
Особенности повеления ребенка в момент обследования
Рекомендации ПМПК при зачислен ИИ
Примерная форма протокола заседания ПМПк по выпуску детей из логопедической группы
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Домашний aдpeс
Речевое заключение при зачислении
Срок пребывания в логопедической группе
Речевое зaключение при выпуске
Рекомендации ПМПК при выпуске
Заполненные протоколы заседаний ПМПк и дубликаты заверяются подписями всех ее членов комиссии.
Для ДОУ протоколы ПМПк — основной документ, который позволяет определять совместный план действий с профильными специалистами по коррекции речевых нарушений, осуществляет планирование работы с детьми с учетом возраста и структуры речевого нарушения.
Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.
Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные ответы детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.
Если ребенку решением ПМПК предложено продолжить обучение в логопедической группе, то при повторном обследовании логопед в речевой карте фиксирует итоги работы за прошедший учебный год.
В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.
*План работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп
.
Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.
Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.
Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в группе.
Планы (конспекты) групповых занятий
Для повышения коррекционно-развивающего эффекта логопедических занятий необходимо большее внимание уделять их форме и содержанию.
При формировании речевой и познавательной деятельности, преодолении нарушений личностного развития, воспитании нравственных качеств, на современном этапе к организации, проведению и содержанию логопедических занятий предъявляются следующие требования:
— изменение форм организации занятий;
— включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций;
— чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;
— использование заданий в порядке нарастающей трудности с целью раскрытия потенциальных возможностей ребенка и заданий, требующих самостоятельного выполнения;
— создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности;
— включение динамических и психорелаксационных пауз;
— обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребенку;
— повышение мотивации к процессу обучения;
— воспитание нравственно-этических чувств.
В процессе логокоррекционной работы логопед составляет планы или конспекты групповых занятий в соответствии с годовым планированием. В них указываются тема, цели, основные этапы занятия, используемый лексический и дидактический материал. Логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно включать в конспекты, не только вопросы, но и предполагаемые ответы детей.
Индивидуальный план логокоррекционной работы
План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.
В индивидуальном плане представлены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.
Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Основная задача индивидуальных логопедических занятий — формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
Индивидуальная тетрадь ребенка
Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.
В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения1. Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.
В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.
Циклограмма посещений логопедических занятий где указывается число и время проведения индивидуального занятия .
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя
Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционной работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя2 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и медицинских работников, родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Отчет учителя-логопеда о результатах работы за учебный год
В конце учебного года логопед составляет статистический отчет о результатах проведения коррекционно-педагогической работы и сдает его администрации ДОУ и в городской (районный) отдел образования.
Дата составления отчета _____________________________________________________________
Речевое заключение
Количество детей на начало учебного года
Выбыло в течение учебною год
Прибыло в течение учебного года
Количество детей на конец учебного года
Количество выпущенных детей
Рекомендовано направить
Количество детей, оставленных для продолжения обучения
С хорошей речью
Со значительным улучшением
Без значительного улучшения
Общеобразовательная школа
Общеобразовательная школа (логопункт)
Специальная (коррекционная) школа V вида
Общеразвивающая группа ДОУ
ФН
ФН (Дизартрия, ринолалия)
ФФН
ФФН (Дизартрия, ринолалия)
ОНР (I)
ОНР (II)
ОНР (III)
Заикание
Другие речевые нарушения
Итого
Составление аналитического отчета о коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда в ДОУ позволяет проанализировать и оценить результативность реализованных логокоррекционных программ и технологий, выявить проблемы и трудности, возникающие у логопеда в ходе коррекционной работы, определить задачи на новый учебный год, а главное — способствует повышению эффективности процесса обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
В этом отчете необходимо отражать:
— количество детей их диагноз.
— программно-методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса;
— внедрение новых технологий, вариативных форм оказания логопедической помощи;
— степень профессионализма и согласованности действий всех участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений у детей; роль логопеда в организации взаимодействия педагогов;
— необходимые формы сотрудничества логопеда с семьей ребенка;
— проблемы и трудности в организации и содержании коррекционно-педагогического процесса; оценка условий, обеспечивающих эффективность работы;
— анализ и оценка результативности логокоррекционной работы за учебный год;
— выводы и рекомендации ПМПк по выпуску детей из логопедических групп;
— выявление личных профессиональных потребностей и пути повышения квалификации учителя-логопеда.
Паспорт логопедического кабинета
В ДОУ для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий учителю-логопеду выделяется кабинет, который должен отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.
В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы логопед оформляет паспорт логопедического кабинета (паспорт оформляется независимо от того, имеет ли логопед отдельный кабинет, или занимает часть групповой комнаты, или часть любого другого помещения).
В паспорте, представляющем собой тетрадь (альбом, журнал), перечисляются все оборудование, находящееся в кабинете, наглядный материал, учебные и методические пособия, игры, технические средства обучения, учебно-методическая литература и др. Вместо паспорта логопедического кабинета возможно составление картотеки.
Схема паспорта логопедического кабинета
№ п/п
Направление коррекционно-педагогической работы
Перечень оборудования, пособий, игр, литературы и др.
Количество, шт.
Номер папки (коробки)
План самообразования учителя-логопеда
Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства педагогов специальных образовательных учреждений обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств.
Самообразование, являясь одним из основных средств повышения профессионального мастерства, позволяет решить ряд проблем и трудностей, возникающих у логопеда в ходе коррекционно-педагогической деятельности.
Выбор темы для самообразования — ответственный момент. Несоответствие между темой индивидуального самообразования логопеда и объективно существующими личными профессиональными потребностями не приносит желаемого результата. Поэтому логопеду рекомендуется выбирать основную (сквозную) тему для самообразовательной деятельности, которая позволит решить проблемы и преодолеть трудности, возникшие на определенном этапе коррекционно-педагогической работы.
Изучение выбранной темы предполагает составление плана, один из вариантов которого приведен ниже.
План самообразования учителя-логопеда (в годовом плане)
Срок хранения документации учителя-логопеда
В логопедической практике необходимость изучения, анализа документации учителя-логопеда за определенный период времени возникает в связи с обобщением итогов его деятельности при аттестации, фронтальных и тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями детей логопедических групп или руководством ДОУ. В связи с этим логопед обязан обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Документы, подлежащие обязательному хранению в ДОУ
№ п/п
Наименование документа
Срок хранения
Примечание
1
Протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей из логопедических групп
10 лет
Основание: приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 г. №41 «О документации детских дошкольных учреждений», решение коллегии Министерства образования РФ от 12.04.95 г. «Типовое положение о ПМПК»
2
Годовой план работы по формированию речевой деятельности детей
3 года
3
Справки о результатах проверок коррекционно-логопедической работы
5 лет
4
Отчеты логопеда
5 лет
5
Речевые карты детей
До решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы
б
Индивидуальный план работы с ребенком
7
Индивидуальная тетрадь ребенка
8
Тетрадь посещаемости детьми индивидуальных логопедических заняли й
9
Тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей логопедической группы
10
Планы (конспекты) 1рупповыхт подгрупповых и индивидуальных занятий
Определяет логопед
1 !
Паспорт логопедического кабинета
постоян-но
12
План индивидуального самообразования учителя-логопеда
До 5 лет
В случае прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории