kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная деятельность для детей логопедической подготовительной группы. «Знакомство с органами речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Образовательная деятельность для детей логопедической подготовительной группы. «Знакомство с органами речи»

Цель:  Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).

Задачи:

         Коррекционно – образовательные:

         познакомить  детей с названиями  частей лица и артикуляционных органов;

         познакомить  детей с основными артикуляционными упражнениями;

         познакомить детей с понятием «звуки речи»

         Коррекционно – развивающие:

         развивать фонематический слух;

         развивать координацию движений.

         Коррекционно – воспитательные:

         воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная деятельность для детей логопедической подготовительной группы. «Знакомство с органами речи»»

Образовательная деятельность для детей логопедической подготовительной группы. «Знакомство с органами речи»

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

познакомить детей с названиями частей лица и артикуляционных органов;

познакомить детей с основными артикуляционными упражнениями;

познакомить детей с понятием «звуки речи»

Коррекционно – развивающие:

развивать фонематический слух;

развивать координацию движений.

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

Активизация словаря: органы речи, язык, губы, зубы, бугорочки-альвеолы, артикуляция, артикуляционная гимнастика.

Оборудование: иллюстрации органов речи, зеркала на каждого ребёнка, деревянные одноразовые шпателя на каждого ребёнка, салфетки.


Ход НОД:


Логопед: Сегодня к нам в гости на занятие пришёл Клоун Язычок и принёс картинки. Он поможет нам узнать, с помощью чего мы можем говорить.

Посмотрите на картинку - это органы речи.

Возьмите зеркало и посмотрите в него внимательно, произнесите звуки [п] и

[б];

Что помогло произнести эти звуки, какие органы речи? –

Правильно, губы;

-     рассмотрите свою верхнюю губу, найдите верхнюю губу и на рисунке;

-        рассмотрите свою нижнюю губу, найдите верхнюю губу и на рисунке.

Логопед.

Клоун Язычок хочет загадать вам загадку:

Когда мы едим — они работают,

Когда не едим — они отдыхают.

Не будем их чистить —

Они заболят. (Зубы)

А теперь снова посмотрите в зеркало и произнесите звуки [ф], [в].

Что помогло произнести их, какие органы речи? –

Правильно,   нижняя губа и верхние зубы;

-       посмотрите ещё раз на свою нижнюю губу, и рассмотрите за ней свои нижние передние зубы, найдите нижние передние зубы и на рисунке;

-       посмотрите ещё раз на свою верхнюю губу, рассмотрите за ней свои   верхние передние зубы, найдите верхние передние зубы на рисунке.

Логопед.

Глядя в зеркало, широко улыбнитесь и произнесите звук [с];

Какие органы речи помогли произнести этот звук? –

Правильно, губы, зубы, язычок (хотя язык из-за зубов не видно);

-        посмотрите ещё раз на свои нижние передние зубы (и на рисунке);

-        посмотрите ещё раз на свои верхние передние зубы (и на рисунке).

В произнесении звуков принимают участие и коренные зубы те, что располагаются далеко во рту. К ним любят плотно прижиматься боковые края языка.

Посмотрите в зеркало и потяните долго звук [и], приоткрывая рот.

Что делают боковые края языка? –

Правильно, боковые края языка плотно прижимаются к боковым коренным зубам;

-     рассмотрите свои коренные зубы - верхние и нижние, справа и слева.

А сейчас  познакомимся с нашим главным органом речи. О нем есть такая загадка:

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Конечно, вы сразу догадались, это – язык.

Положите широкий язык на нижнюю губу и рассмотрите его в зеркало;

Посмотрите, у языка есть:

     - кончик языка;

     - спинка языка;

     - корень языка;

    - правый бок (край) языка;

    - левый бок (край) языка;

 Рассмотрите ещё раз свой язык, и постарайтесь запомнить названия частей язычка: кончик языка,  спинка языка, корень языка, правый бок (край) языка, левый бок (край) языка.

Логопед.

Познакомимся с верхней частью рта. Верхняя часть рта называется нёбом. С нёбом дружит язык.

Поднимите   язычок и погладьте свое нёбо, пощекочем нёбо. Рассмотрите картинку, покажите нёбо на картинке.

Нёбо начинается с верхних бугорочков. Это зубные лунки, каждая лунка, как домик, в котором находится корень зуба. Эти бугорочки имеют красивое название – альвеолы.

-         найдите кончиком языка альвеолы верхних зубов;

-         поводите языком вправо, влево по верхним альвеолам;

-         найдите кончиком языка альвеолы нижних зубов;

-         поводите им вправо, влево по нижним альвеолам.

Логопед.



У нашего Языка есть младший брат – маленький язычок. Его увидеть нетрудно: он находится вверху, на входе в горло, откройте широко рот и покашляйте – язычок двигается. А теперь, давайте найдем его на картинке и покажем. 

 Логопед.

Звуки нашей речи произносят с голосом и без голоса. Командуют голосом ваши голосовые складки – голосовые связки, которые находятся в горле. Хотите убедиться в этом? Пожалуйста:

-         закройте уши руками и произнесите длительно звук [з-з-з]. Вы слышите шум в ушах, значит, голосовые складки - голосовые связки работают;

-         закройте уши руками и произнесите звук [с-с-с]. Шума не слышно (в ушах не шумит), значит, голосовые складки - голосовые связки не работают;

-         найдите голосовые складки - голосовые связки на картинке.

 

Клоун Язычок хочет быть сильным и здоровым. А что надо делать, чтобы всегда быть сильным и здоровым?

Правильно, надо делать зарядку, гимнастику.

Динамическая пауза

Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать, Лёгкий бег на месте
Спинке бодро разогнуться, Отклониться назад
Ручкам кверху потянуться. Потянуться вверх
Десять раз присесть и встать, Приседают
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться, Наклоны туловища вперёд, назад
Десять раз назад прогнуться.
Нет нужней зарядки дела, Шаги на месте
Чтоб окрепли мышцы тела.
Упражнений нет важней, Прыжки на месте
Чтобы стал малыш сильней

Логопед.

Сейчас Клоун Язычок научит вас делать специальную гимнастику, она называется артикуляционная. Такая гимнастика поможет вашему язычку стать сильным и крепким.

Логопед , используя куклу Клоун Язычок

Этот маленький дружок – твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай перед зеркалом, шутя

Логопед:

Есть упражнения для губ (поясняет и показывает, дети выполняют перед зеркалом )

1. «Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.

2. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

3. «Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

4. «Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

Логопед:

Есть упражнения для языка (поясняет и показывает, дети выполняют перед зеркалом )

1. «Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

2. «Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

3. «Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

4. «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

Логопед:

Клоун Язычок хочет с вами поиграть, приготовьте ладошки.

Хлоп!                  (хлопнуть в ладоши)  
Раз!                  (легко ударить себя по коленям)
Еще                      (хлопнуть в ладоши)  
Раз!                      (легко ударить себя по коленям)
Мы похлопаем сейчас!        (похлопать в ладоши)
А теперь скорей, скорей!
Шлепай, шлепай веселей!   (быстро шлепать ладонями в такт по коленам)

Клоун Язычок очень рад, что вы с ним познакомились и поиграли с ним. В следующий раз он расскажет о других упражнениях для ваших язычков и, конечно, научит вас делать эти упражнения правильно.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хворова Елена Витальевна

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562525


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства