Просмотр содержимого документа
««Обобщение педагогического опыта работы по теме: LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» №133
«Обобщение педагогического опыта работы по теме:
LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Петрякова Евгения Михайловна
Комсомольск-на-Амуре, 2023
ЛЕГО это мир фантазий!
Введение.
В мире существует множество разновидностей конструктора. Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учрежденьях. Дети любят играть в свободной деятельности.
ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Игра является важнейшим спутником детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
«LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».
Актуальность использования LEGO-технологий в свете внедрения ФГОС ДО:
• являются великолепным средством для интеллектуального развитиядошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое);
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитиедошкольников в режиме игры(учиться и обучаться в игре);
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна моего опыта заключается: в использование LEGO -конструкторов как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Цельработы: Способствовать разностороннему развитию детей старшего дошкольного возраста, посредством занимательной игры с LEGO – конструктором.
Исходя из цели решались следующие задачи:
— содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
— создать условия для овладения основами конструирования;
— способствовать формированию знаний и умений ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
— создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
— способствовать развитию творческой активности ребёнка;
— способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
— содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
— содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
— создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Конструктор LEGO можно использовать практически во всех режимных моментах: во время зарядки, в свободной деятельности, в индивидуальной работе, в процессе образовательной деятельности и т. д.
Преимущества LEGO– конструктора в работе с детьми дошкольного возраста:
Безопасность.
Широкие игровые возможности.
Польза. Развивает творческие способности детей, фантазию, воображение, речь, внимание, логическое мышление.
Формирует умение моделировать ситуации, программировать свои действия.
Формирует моторные навыки и пространственные представления.
Подходит для всех возрастов; как для девочек так и для мальчиков и даже взрослых.
Работаосуществлялась поэтапно:
- Напервоначальном этапе своей работы я изучила методическую литературу по использованию LEGO -конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС ДО, постаралась усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, стала пополнять Лего-центр: картотеками игр; Лего- раскрасками, сборником «Лего-сказок
Разработала систему конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий, наглядный материал (схемы).
Ознакомление детей с конструктором LEGO происходило в такой последовательности: ознакомление с содержанием и правилами работы с конструктором, с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей. Далее коллективная игра детей с конструктором, начиная с самых простых игр, таких как: «Найди такую же деталь», «Чудесный мешочек», «Разложи по цвету», «Построй дорогу для машин», «Забор для зверей».
Правила работы с ЛЕГО-конструктором:
Работай с пособиями чистыми руками.
Не бери мелкие детали в рот, это опасно!
Береги учебные пособия, не порти и не ломай оборудование.
Не уноси с собой детали, они пригодятся для работы на следующих занятиях.
Работай в коллективе дружно, прислушивайся к мнению товарищей.
Учись делиться с товарищами не только деталями, но и задумками, планом работы
Использовала игры: «Чудесный мешочек»
В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.
а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь.
в) Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.
«Разложи по цвету»
Цель: закреплять цвет деталей LEGO - конструктора.
Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам. Мы начали свою работу с изготовления простейших предметов. Нашей целью было научить детей скреплять детали на практике. Увидеть результат своих действий, обыграть постройку.
На втором этапе своей работы стала применять игровые упражнения и игры с LEGO -конструкторами, способствующих реализации различных образовательных областей ФГОС ДО.
Использование LEGO -конструктора позволяет решать задачи в разных образовательных областях.
В образовательной области «Познавательное развитие» – это форма, цвет, ритм, ориентировка в пространстве, вправо, влево, вверх, вниз, правый верхний угол, нижний левый угол и т.д.
В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» – это умение работать в коллективе.
В образовательной области «Речевое развитие» – это прежде всего обогащение словарного запаса детей.
В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» – это развитие мелкой моторики, цветового восприятия, мышления, воображения, творческого самовыражения.
Рассмотрим использование LEGO-конструктора в каждой образовательной области.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
создание условий для установления положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к деятельности в рамках занятия;
развитие стремления к совместным играм, к взаимодействию в практической деятельности;
обогащение опыта сотрудничества, взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми;
воспитание любви к своей семье, детскому саду, родному городу, стране через тематическое конструирование;
развитие гуманистической направленности поведения: эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам другого человека и учитывать это в своем поведении;
формирование положительной самооценки и уверенности в себе через создание ситуации успеха на занятиях.
На мой взгляд, одна из основных целей в LEGO -конструировании – научить детей эффективно работать вместе. LEGO позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широту интересов.
Варианты игр:
«По грибы, по ягоды»
Цель: закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепить цвета
Оборудование: кирпичики LEGO.
В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем
Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас
Объясняем детям условия игры. Пусть, например, зеленые кирпичики съедобные грибы, красные мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы.
Или желтые кирпичики грибы, красные ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды.
«Светофор»
Оборудование: конструктор LEGO
Цель: Продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
развитие сенсорной культуры (различение цветов, использование способов обследования с помощью различных анализаторов, использование сенсорных эталонов для описания свойств предметов);
развитие логического мышления и творческих способностей детей;
освоение представлений об объектах живой и неживой природы и формирование целостной картины мира;
освоение связей и соотношений (больше- меньше по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже));
овладение умением ориентироваться в пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева);
формирование умения сравнивать, группировать предметы по нескольким признакам сходства и различия;
знакомство с цифрами, буквами, арифметическими знаками и действиями и освоение простейших операций над ними.
Так на занятиях познавательного характера, в частности, по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости через игры: «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд» и др.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром «LEGO»используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого он сделан, в этом случае детям предлагаются игры: «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются», «Расскажи о свойствах предмета». При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений.
Варианты игр:
«Найди кирпичик, как у меня»
Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).
В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.
Дети самостоятельно строят лабиринты, сложные и простые, на Лего-пластине. Или играют в готовый лабиринт, построенный воспитателем.
«Собираем и считаем»
Цель: закреплять счет и состав числа в пределах 9; развивать внимание, мышление. Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольки кубиков, какое число изображено в данном столбце.
«Широкая и узкая тропинки»
Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним. Лего – мозаика «Цифры» собери цифру по образцу, собери цифру по памяти закончи цифру и т. д
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
освоение и использование в речи названий предметов, названий некоторых животных и их детенышей, а также слов, обозначающих части предметов;
развитие связной диалогической и монологической речи, формирование умений самостоятельно сочинять различные рассказы;
освоение умений коллективного речевого взаимодействия, развитие способности внимательно выслушивать рассказы сверстников, доброжелательно помогать им в случае возникновения речевых и логических ошибок и затруднений;
обогащение активного словаря дошкольников, в том числе технической лексикой.
Немаловажную роль LEGOконструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. С детьми можно играть в сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ферма», «Дом», «Строители», «Водители» и многие другие, где дошкольники учатся общаться, договариваться друг с другом, распределять роли.
В подготовительной к школе группе можно усложнить задания, предварительно уточнив с детьми, что гласный звук обозначаем красным кубиком LEGO, твердый согласный – синим, а мягкий согласный – зеленым кубиком. Также LEGO - детали можно использовать при звуковом анализе слова или постройке схемы предложения.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из LEGO, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
Варианты игр:
Дидактическая игра «Где находится звук»
Инструкция: У каждого слова есть начало, конец и середина. Брусочек желтого цвета это слово, а с помощью красного кирпичика мы будем определять где находится заданный звук, в начале, в середине или в конце слова.
- Итак, Покажите пожалуйста, где находится буква У в слове РАГУ, СТУЛ, УМНИЦА.
Комментарий: Развиваем умение слышать и определять заданный звук.
Дидактическая игра «Опиши слово»
Инструкция: выложи столько кирпичиков LEGO на наборное полотно, сколько звуков в слове.
В старшей группе можно усложнять задание, предварительно уточнить с детьми что гласный звук обозначается красным кубиком, согласный твердый синим кубиком, согласный мягкий – зеленым.
- Также хочется сказать, что изучая в детском саду какую либо тему, например «Транспорт», мы с детьми строим на занятии или в свободное время тот вид транспорта который изучали. При этом работа ведется не только над словарем на уровне познавательного развития (т.е. знакомство с новыми словами, понятиями и как следствие, количественный рост словарного запаса - капот, бампер, двигатель, бензобак; палуба, трюм, мачта), но мы также формируем грамматический строй.
Например:
изменение существительных по числам и падежам
много кораблей, нет корабля, понравилось конструировать корабль
согласование существительных и прилагательных
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
формирование ценностно-смыслового восприятия мира природы через создание моделей животных;
развитие детского творчества с использованием различных техник изобразительной деятельности при развитии темы занятия (рисование, аппликация, художественный труд).
развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского научно-технического творчества.
реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
При помощи деталей LEGO можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Также конструктор можно использовать для изучения цветов и закрепления. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т. д.)»
LEGO - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. Также можно предложить детям построить свою историю.
«Выложи вторую половину узора»
Цель: научить соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.
Оборудование: конструктор LEGO
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
Попробовала использовать LEGO -детали в аппликации, получились объемные интересные работы. Использовала LEGO и в лепке на тему «Новые Lego-герои», рисовали с детьми деталями деревья используя прием ««Lego- печать»
Работа сродителями организована таким образом:
Создание LEGO конструирующей среды для детей осуществлялось совместно с их родителями. Сначала я провела для них консультацию на тему «Роль Лего в развитии ребенка». Многие семьи приобрели конструкторы серии LEGO или его аналоги, что позволяло детям успешно конструировать дома.
В группе проводились тематические выставки по LEGO –конструированию по результатам кружковой работы .
Беседы с родителями на тему «Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка»
Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»; «Lego-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Памятка для родителей «Играем в LEGO дома», «Что такое LEGO конструирование?»
Фотовыставка «Мы играем в LEGO»
Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO-конструирования»
Работа с педагогами:
На уровне ДОУ: Проведена консультация для педагогов ДОУ «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
На уровне каря: педагогический опыт работы для педагогов МБОУ ООШ с.Нигирь (дошкольная группа при школе) Николаевского муниципального района Хабаровского края и провела мастер-класс для педагогов и родителей на тему «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструирования».
На уровне города: представила педагогический опыт работы для педагогов дошкольных образовательных учреждений города Комсомольска-на-Амуре по теме: «LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста »
.
С воспитанниками принимали участие во Всероссийском интрент-конкурсе Центр Эйнштенй , где ребята получили памятные дипломы.
Используя в своей работе LEGO - конструктор, пришла к выводу:
- что у детей повысился положительный эмоциональный фон;
- дети стали более активными;
- снизилось негативное поведение;
- внимание стало более устойчивым;
- дети научились принимать и понимать простые инструкции;
- повысился уровень понимания речи.
В дальнейшем планирую продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать LEGO- технологии с учетом современных требований.
Таким образом, LEGO-конструирование обеспечивает разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста как во всех образовательных областях, так и в процессе игры. Поэтому применение данного вида деятельности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста очень важно для их развития.
Список используемой литературы :
1. Сайт http://nsportal.ru/ Развитие ребенка через Лего.
3. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
4. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
5. М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г. 4. «Конструирование и художественный труд в детском саду»
6. «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
8. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
9. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
10. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»)
11. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
12. Лиштван З. В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
13. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2010. - 80 с.
14. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.
15. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство Сфера,2012 год.
16. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.
17. http://nsportal.ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»
18. Елистратова О.В., Левшина Н.И.К вопросу реализации интегративного подхода в образовательном процессе ДОО. В сборнике: Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С. 42-47.
19. Левшина Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов //Начальная школа. 2010. № 7.С. 122-124.
20. Левшина, Н. И. Развитие коммуникативно-речевых умений дошкольников посредством лего-конструирования// В сбрнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 50-летию факультета дошкольного образования. 2013. С. 348-353.