Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта. Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с элементами логоритмики "Бабушкины помощники".»
Конспект итогового занятия учителя-дефектолога
для детей с ОВЗ с элементами логоритмики
(старший дошкольный возраст)
Тема: «Бабушкины помощники»
Цель: обобщение, закрепление и систематизация знания детей, полученных в течение учебного года.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить знания детей о домашних животных.
Обобщить и систематизировать знания детей об одежде, посуде, инструментах.
Совершенствовать умение детей употреблять в речи прилагательные.
Продолжать учить отгадывать загадки о животных, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Совершенствовать лексико-грамматический строй речи: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей воображение, внимание, усидчивость, наблюдательность.
Развивать артикуляционную моторику.
Развивать физиологическое и речевое дыхание.
Развивать тонкую и общую моторику; слухо-зрительно-двигательную координацию.
Развивать слуховое внимание, чувство ритма.
Способствовать развитию звуковой культуры речи.
Развивать речевые навыки, лексико-грамматический строй речи.
Развивать познавательную активность, мыслительные способности, внимание, воображение, умение анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Воспитывающие задачи:
Формировать положительную мотивацию на занятии.
Формировать умение и желание работать в коллективе.
Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, доброту, отзывчивость, желание помогать.
Воспитывать бережное отношение к животному миру и природе.
Предварительная работа: разучивание «физкультминутки», чтение стихов о животных, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок.
Материально-техническое обеспечение: ИКТ (презентация), избушка из картона, коврик из фетра с геометрическими фигурами, дыхательный тренажёр (цветы из бумаги и капли росы), дидактические игры, дидактические картинки, вязаные шапочки – напалечники.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Дети входят в зал под песню «Рядышком бабушка».
2. Психологический настрой.
Учитель-дефектолог:
- Здравствуйте, ребята!
ДЕТИ: Здравствуйте!
У-Д: Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас на занятии. Поздороваемся дружно!
У-Д: Сейчас у нас какое время суток?
ДЕТИ: Утро!
У-Д: Правильно!
-Утром солнышко встаёт выше, выше, выше (встают на носочки, руки поднимают вверх)
- Ночью солнышко зайдёт ниже, ниже, ниже (руки опускают)
- И под солнышком всем-всем весело живётся («топотушки» вокруг себя).
У-Д: Солнышко проснулось, и мы должны поздороваться.
Чтобы вежливым быть, нужно «Здравствуй» говорить.
- Ребята, а солнышко у нас какое?
У-Д: Правильно! Тёплое, большое, круглое…
Давайте и мы с вами сделаем свой круг, похожий на солнышко.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
3. Загадка.
- Отгадайте, про кого идёт речь.
«Я без вас давно скучаю,
Шью для вас и вышиваю,
Если надо, и свяжу…
Всё в окошко я гляжу.
Приезжайте поскорее,
Жду Вас в домике своём, поиграем, отдохнём».
4. Видеообращение бабушки.
- Отправимся в гости? (Да).
5. Упражнение «Подарок для бабушки «Геометрический коврик».
- Прежде, чем отправиться, мы для бабушки приготовим в подарок коврик из геометрических фигур (дети приклеивают геометрические фигуры на липучках в соответствующие окошки, называют фигуру и цвет).
6. Д/игра «Собери транспорт»
- Ребята, посмотрите, что перед вами? (половинки картинок). Вам нужно собрать части картинок правильно и ответить, как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинках (транспорт).
- На каком транспорте мы можем поехать к бабушке? (перечисляют).
- Ребята, бабушка живёт далеко, как вы думаете, на чём можно до неё добраться? (предъявляются картинки видов транспорта: самолёт, поезд, машина, автобус, пароход, лодка).
- До вокзала мы доедем на машине, а потом поедем на поезде.
- Ребята, перед тем, как сесть в машину, мы в ней протрём пол (ш-ш-ш-ш-ш-ш). Проверим, как работает мотор (д-д-д-д-дддддддд) и дворники (стеклоочистители) (вшик-вшик-вшик-вшик-вшик-вшик).
8. «Голоса домашних животных» (включаются аудио звуки домашних животных, дети должны узнать, кто кричал).
- Вот мы и в деревне у бабушки. А чьи это голоса раздаются? (животных). Какие голоса вы узнали? (перечисляют: корова, лошадь, собака, кошка, коза, овечка, петух). Это домашние или дикие животные? Почему мы их называем домашними? (Потому что они живут дома и рядом с домом).
9. Игра «Кто живёт у бабушки».
- У нашей бабушки есть друзья. Это животные. Но бабушка их отпустила на прогулку, они растерялись. Чтобы найти животных, которых потеряла бабушка, нужно узнать какие животные у неё живут. Для этого нам нужно отгадать загадки. Я вам сейчас буду загадывать загадки о тех животных, кто живет у бабушки, а вы должны хорошо подумать и сказать, о ком я спрашиваю.
Чужих она не пропускает, Осторожно, покусает! Или вмиг затеет драку, Кто же, кто это? …(Собака)
Шерстяной комочек,
Лает как звоночек,
Влажный носик,
Молочка просит! (Щенок)
Кто в доме у бабушки живёт? Молоко из миски пьёт. По ночам мышей гоняет. Днём на лавке отдыхает (Кот)
Есть хвост и остренькие ушки,
На лапках мягкие подушки,
Всё везде ему знакомо,
Резво прыгает по дому! (Котёнок)
У неё рога, копыта, И на всех глядит сердито, Но добрей она щенка, И нальёт нам молока (Корова)
Мууу, я маме прокричу,
Молочка скорей хочу,
Ведь я маленький ребёнок,
Вы узнали? Я … (Телёнок)
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Толстенькое брюшко,
Маленькие ушки,
Розовая спинка,
Это наша …(Свинка)
Лежит замарашка В щетинистой рубашке. Хвост крендельком, Нос пятачком. (Поросёнок)
Быстрее ветра я скачу,
«Цок-цок,» – копытами стучу,
Я громко «иго-го» кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь)
У красавицы лошадки Маленький ребенок. Очень шустрый и смешной Веселый …(Жеребенок)
Даёт молоко нам, хотя не корова, Шерстью своею делиться готова. Она непоседа и егоза… Как называем её мы? (Коза)
У него копытца, Мокрый нос блестит, Тонким голосочком «Меее» нам говорит (Козлёнок)
10. Дидактическая игра «Кто лишний?»
- Ребята, вы собрали каких животных, диких или домашних? Домашних. А где живут домашние животные? Каких домашних животных вы ещё знаете? А кто же ещё оказался среди домашних животных? Волк. Это дикое животное, он не друг для бабушки и для домашних животных!
11. Игра «Какой? Какая?»
Посмотрите, перед нами кошка большая, а рядом с ней котёнок, он какой? (Дети: маленький) и т.д.
Дом высокий впереди, а будка у Жучки? (Дети: низкая)
12. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
13. Дыхательная гимнастика «Сдуй капельку с цветочка».
- Ребята, посмотрите, у бабушки в садочке уже расцвели цветочки. Давайте ощутим аромат цветов (вдыхаем носиком, а при выдохе говорим: «Ах!»)
А что это на них? (капельки росы). Давайте сдуем капельки росы с цветочков.
14. Дидактическая игра «Посади божьих коровок на цветочки».
- А что под каплями? (цифры). А кто рядом с цветочками? (божьи коровки). Это животные или насекомые? (насекомые). А какую пользу они приносят? Зачем заползают на цветочки? (уничтожают вредных насекомых, чтобы цветы не погибали). Давайте посадим божьих коровок на цветочки, чтобы они не завяли, а то бабушка старалась, выращивала красивые цветы.
- Посмотрите, что у божьих коровок них есть на спинках? (точки).
- Ребята, божьи коровки не умеют считать, не знают цифры, поэтому не понимают, на какой цветочек им заползти. Мы с вами умеем считать! Поможем божьим коровкам разобраться?
15. Пальчиковая гимнастика «Избушка»
Что за чудо перед нами? Стоит избушка расписная. (Дети имитируют крышу над головой.) Здесь на ставенках — цветочки, (Ладони сомкнуты вместе, затем раскрываются в стороны; руки вместе, ладони разведены, пальцы расставлены в стороны.) А на крыше — кренделёчки, (Указательными пальцами дети рисуют восьмёрки в воздухе.) Из трубы идёт дымок. (Указательными пальцами дети рисуют петельки в воздухе.) Вот так чудо-теремок! (Дети разводят руки в стороны.)
16. Артикуляционная гимнастика «Дом»
- Вокруг дома есть забор. Артикуляционное упражнение «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбку.
В домике - окошки. Артикуляционное упражнение «Окошко» - рот широко открыт.
Тихо в доме, только часы тикают. Артикуляционное упражнение «Часики» - тянуться вытянутым языком вправо, затем влево.
Да ветер в трубе гудит. Дети изображают, как гудит ветер: «У-у-у» (тихо и громко).
Толстые внуки приехали к бабушке в гости (надувают щёчки).
С ними худышки – лишь кожа да кости (втягивают щёчки).
Бабушке мы широко улыбнулись (открытая улыбка),
Поцеловать мы её потянулись (округлённые губы в трубочке).
17. Ритмическое упражнение «Постучи, как я».
- Чтобы бабушка вас узнала и открыла дверь, надо постучать, как я. (Дети повторяют ритм педагога, из окошка выглядывает бабушка).
18. Дидактическая игра-сортёр «Цветные шарики».
- Ребята, бабушкин котик резвился, играл и рассыпал шарики. Помогите собрать их по цвету стаканчика.
- Ребята, у бабушки появились новые приборы в квартире. Посмотрите, что это? (перечисляют: стиральная машина, плитка, электропечь, холодильник). Как можно одним общим словом назвать такие предметы? (бытовая техника). Научите бабушку ими пользоваться? (распределить предметы).
21. Игра «Переберём гречку».
- Ребята, бабушка хочет нас угостить вкусным обедом, а для того, чтобы сварить кашу, нужно перебрать крупу. Поможем? (Да). (в миске гречневая крупа с горохом, дети отделяют горох от гречки).
22. Д/и – шнуровка «Поможем бабушке собрать овощи на борщ и фрукты на компот»
23. Физминутка «Инструментальный оркестр»
- У бабушки сломался стул. Она живёт одна, и у неё нет помощников, кроме вас. Поможем починить стул? А с помощью чего мы будем чинить? (с помощью инструментов)
- Выберите картинки, с помощью каких инструментов можно починить стул (дети выбирают и называют).
- Давайте встанем. Сейчас мы будем музыкальным оркестром. Каждый инструмент издает свой звук. У кого картинка с изображением молотка, будет издавать звук молотка. Какой звук издает молоток? Тук – тук. Вы будете издавать звук топора. Какой это звук? Тюк – тюк. Вы будете издавать звук пилы. Какой это звук? Вжик – вжик. Вы будете издавать звук отвертки. Звук… Скрип – скрип.
- Сейчас я буду показывать палочкой, кому петь, а когда подниму обе руки – все инструменты издадут свои звуки.
– Веселый музыкальный оркестр у нас получился!
- А теперь покажем, какие движения нужно делать с этими инструментами?
Оркестр с движениями.
Тук, тук, тук, тук – Молоточка слышен звук. Кулачками стучат друг об друга.
Тюк, тюк, тюк, тюк –Топором срубили сук. Двумя руками имитируют движения топора.
Вжик, вжик, вжик, вжик –Ты пила моя жужжи. Правой рукой делают движения вперед- – назад, а левую держат в кулачке.
Скрип, скрип, скрип, скрип – Закрутили мы шуруп. Правой рукой делают закручивающие движения, а левую держат в кулачке.
Вот мы и помогли бабушке!
24. Д/игра «Что из чего?»
- Пока мы помогали бабушке, проголодались, и нам бабушка приготовила вкусный обед. Она сварила суп, кашу, компот, испекла пряники.
(детям предъявляются картинки, они должны назвать, из чего (какой суп, какая каша и т.д), и как называется правильно блюдо).
- Суп из чего?
ДЕТИ: из овощей - овощной суп или борщ.
- Каша из гречки (гречневая каша).
- Компот из фруктов (фруктовый компот).
- Пряники из шоколада (шоколадные пряники).
- Поблагодарим нашу бабушку за вкусный обед! (Спасибо!)
25. Логоритмика «Конфетки».
26. Логоритмика «Печатаем на компьютере» (музыкально-ритмическое сопровождение).
- Ребята, наша бабушка всё умеет делать: шить, вязать, вышивать, штопать, печь, кашку варить, но она ещё не умеет печатать на компьютере и очень хочет научиться. Вы же современные детки, умеете заниматься на компьютере? Научите нашу бабушку? (Да.) Молодцы!
27. Логоритмика «Машина».
- А теперь на машине!
Би-би-би- гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой).
Тук-тук-тук – мотор стучит.
(хлопаем в ладоши).
Едем, едем, едем, едем –
Он так громко говорит.
(ритмично топаем ногами).
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу - они шуршат.
(потираем ладони).
Быстро крутятся колёса -
Та-та-та - вперёд спешат.
(показываем ручками, как крутятся колёсики).
28.Чистоговорки
- Ребята, к кому вы ездили в гости? Расскажите, что и кого вы вдели, чем занимались? Какие добрые дела сделали?
«ДОМ. КВАРТИРА. МЕБЕЛЬ»
ОМ – ОМ – ОМ – У бабушки деревянный дом
ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходили к дому
НА – НА – НА – покрашена стена
НА – НА – НА – светлые окна
НО-НО-НО – мы вымыли окно
ОЛ – ОЛ – ОЛ – подметали пол
ТЫ – ТЫ – ТЫ - поливали цветы
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – дрова пилили и рубили
АН – АН – АН - в комнате большой диван
УЛ – УЛ – УЛ – в комнате есть стул
ЛА – ЛА – ЛА – мы сидели у стола
АФ – АФ – АФ – в углу стоит высокий шкаф
- Какие животные вам встретились?
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ОТ – ОТ – ОТ – у бабушки живёт кот
ТЁНОК – ТЁНОК – ТЁНОК - маленький котёнок
АКА – АКА – АКА - дворовая собака
ОК – ОК - ОК – бегает щенок
ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза
УСЬ УСЬ – УСЬ – травку щиплет гусь
ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – много беленьких козлят
ОВА – ОВА – ОВА - рогатая корова
КО – КО – КО - корова дает молоко
ИНКА – ИНКА – ИНКА – розовая свинка
СЁНОК – СЁНОК – СЁНОК- смешной поросёнок
ЛЁНОК – ЛЁНОК – ЛЁНОК – траву жуют телёнок
АН – АН – АН - на горе стоит баран
ЁНОК – ЁНОК – ЁНОК – кудрявый ягнёнок
ЦА – ЦА – ЦА – белая овца
29. Рефлексия.
- Вам понравилось путешествие?
- Скольким животным вы помогли? Давайте посчитаем (ребята кладут декоративные камушки на каждое название животного и выбирают цифру). Молодцы! На этом наше занятие закончено. Спасибо за работу! Попрощаемся с гостями. Можете пройти в группу.