Просмотр содержимого документа
«НОД "Веселые кляксы"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»
Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Воспитатель:
Матлак О.Н.
г. Тарко-Сале.
Тема: «Веселые кляксы»
Цели занятия:
Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
Поощрять детское творчество, инициативу.
Заинтересовать экспериментированием с краской, закрепить навыки смешивания гуаши.
Материал для занятия:
альбомный лист, размер А4;
дополнительный лист для тренировочного упражнения;
гуашь;
набор фломастеров;
кисть;
салфетка;
перо, баночка с тушью или гуашью;
готовые работы по кляксографии для образца.
Ход занятия
Организационная часть
Педагог. Ребята, а вы знаете, что такое клякса?
Предположения детей.
Педагог. Клякса – это след, пятно, оставленные чернилами, краской. Вы уже знакомы с шариковой ручкой, которой пишут в школе, пользуются взрослые на работе и дома. Писать такой ручкой удобно, она не оставляет неаккуратных пятен на листе бумаги. До ее изобретения люди писали пером, обмакивая его в чернила – особую окрашенную жидкость. Слово чернила образовалось от слова черный, то есть оставляемый видимый след. Первые чернила были черного цвета, а потом научились делать их цветными. Для их изготовления использовали разные вещества: сажу, которая оседала на стенках печи, сок некоторых растений. На Руси тоже было известно много разных способов изготовления чернил. Их делали даже из кваса и кислых щей, которые несколько дней держали в ржавой посуде. Чернила наливали в специальную бутылочку, которую называли чернильницей. Детям того времени часто снижали оценку за то, что, выполняя работу в тетради пером и чернилами, они делали кляксы.
Чернильная капля.
Начал Тимоша пером рисовать.
Чернильная капля упала в тетрадь.
Заплакала капля, с обидой сказала:
- ты так торопился, я кляксою стала.
Тимоша, подумав, ответил:
- не плачь.
И сделал из кляксы голубенький мяч.
И. Винокуров
Педагог. Но, оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из краски. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные, причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала попробуем работать с одной краской, потом с несколькими.
Педагог предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных приемом кляксографии.
Дети экспериментируют на дополнительном листе бумаги одной краской, затем двумя, тремя по желанию детей.
Физкультминутка
«Дети любят рисовать»
Вот мы взяли краски в руки,
И не стало в доме скуки. Кисти рук сцепить в «замок», вращательные движения по кругу.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей! Хлопки в ладоши.
Это правда!
Ну чего же тут скрывать? Встали, рывки перед грудью.
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне. Повороты туловища влево-вправо, руки на поясе.
Это что же за зверюшка,
Много ног, одна макушка? Руки на поясе, наклон туловища вперед.
То ли зверь-сороконог,
То ли очередь в ларек? Прыжки на месте.
Это правда! Хлопки в ладоши
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать! Прыжки на месте.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне! Хлопки в ладоши.
Э. Успенский
Можно включить запись песни на музыку В. Шаинского.
Практическая часть
Сложить лист пополам по длинной стороне и тщательно прогладить линию сгиба, раскрыть лист.
Набрать на кисточку побольше краски любого цвета и капнуть на одну половинку листа.
Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
Раскрыть лист, посмотреть, что получилось в результате данных манипуляций.
Педагог обращает внимание на то, что второе получившееся пятно является точной копией первого, симметрично отражаясь на другой половине листа, как в зеркале.
Проделать ту же самую операцию с красками другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа. Все это делать быстро, чтобы капли не успели высохнуть.
Посмотреть, что у кого получилось, и при необходимости дополнить изображение необходимыми деталями с помощью кисти (или фломастером, но в этом случае необходимо дождаться полного высыхания изображения).
В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети. Напоминает об аккуратном и правильном пользовании кистью и краской.
Итог занятия
Педагог вместе с детьми выбирает наиболее интересные работы, выполненные способом кляксографии.